Взаимодействие бизнеса с организациями культуры – элемент новой парадигмы менеджмента

Тема 12. ТЕХНОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Взаимодействие бизнеса с организациями культуры – элемент новой парадигмы менеджмента.

Главная экономическая особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что финансовые ресурсы в этой сфере зарабатываются не на основе простой коммерции (её доля незначительна), а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

Социально-культурная сфера включает в себя деятельность некоммерческую (нон профильную) и коммерческую (платные услуги), от местного до международного масштаба взаимодействия. Она не должна, да и уже не может развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым бизнесом, общественными движениями и организациями – одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.

Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социально-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в нём. Формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж – всё это просто неосуществимо без участия специалистов культуры, т.е. без обращения к социально-культурным технологиям и прямого сотрудничества с соответствующими организациями и учреждениями социально-культурной сферы.

Общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов. По возможности независимо от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления демократии. Но суть дела заключается отнюдь не в желательности сотрудничества бизнеса и культуры. Это не только и не столько реальность, сколько неизбежность – особенно с учётом экономического состояния и политической ситуации в России.

Бизнесмены зачастую оказываются в большей мере готовыми к сотрудничеству, чем сами деятели культуры, привыкшие к государственным дотациям. В связи с этим характерен пример из практики Липецкого муниципального Дворца культуры «Сокол»: «Некоторое время назад, когда экономическая ситуация в Липецке была достаточно нестабильной, жизненная необходимость заставила коллектив искать новые пути для финансирования Дворца культуры. Когда пришло понимание и осознание того, что нужно не просить милостыню, а предлагать социально-экономическое партнёрство на взаимовыгодных условиях, - тогда и появились, серьёзные бизнесмены, готовые вложить средства в программные проекты. Сегодня мы имеем совет попечителей из числа известных бизнесменов нашего города, осуществляющих аккумулирование внебюджетных финансовых потоков и их направление на развитие определённых направлений деятельности, а также лоббирование наших интересов во властных структурах, тем самым, привлекая дополнительные бюджетные источники финансирования. Мы только начали развивать эту деятельность, но она уже даёт свои результаты. За 2004 - 2008 г.г. было привлечено свыше 2 млн. рублей внебюджетных средств» (О.В. Колыбельская, 27).

Проблемы культуры и искусства не ограничиваются проблемами отрасли. Можно выделить несколько уровней вклада сферы культуры в развитие современного общества (Г.Л. Тульчинский, 76):

Прямой вклад сферы культуры в экономику:

· Сфера культуры и искусства создаёт конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.

· Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

Прямое социальное влияние:

· Культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

· В элитарной, массовой культурах, андеграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.

Косвенное экономическое влияние:

· Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.

· Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.

· Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

Косвенное социальное влияние:

· Культура и искусство обогащают социальную среду, выступая источником влияния и социальной организации, стимулируя творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения.

· Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влияния на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

· Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе – с использованием современных технологий.

Среди профессиональных специалистов уже давно роль культуры в современном обществе осознаётся не как результат, т.е. следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития и существования. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и преумножения невозможно обеспечение других стратегических целей и задач государства.

Проблема состоит в том, что соответствующего понимания и выражения до сих пор не встречается в программных документах государства, в реальных государственных решениях и в государственном бюджете России. Остаточность культуры, как отрасли народного хозяйства, в итоге может обернуться уничтожением культуры как основы государства.

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием общества можно утверждать, что культура является системообразующим фактором консолидации в национальном и региональном масштабах. Поэтому управленческие решения должны выстраиваться таким образом, чтобы не только использовать культурный потенциал в качестве проведения ударных, ярких акций и мероприятий (парадигма прошлого), но эффективно вовлекать сферу культуры в контекст коммерческой деятельности, в круг непосредственных потребностей бизнеса и общества (парадигма перспективы).

МАРИЯ РУТКОВСКАЯ

Наши рекомендации