I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица

1. Как было выяснено (§ 7 I), лицом в праве называется правообладатель или, точнее, носитель прав и обязанностей. Под именем юридического лица следует поэтому разуметь также носителя прав и обязанностей, но в противоположность лицу физическому, не человека, а союз лиц или учреждние.

Впрочем, нашему законодательству неизвестен термин «юридическое лицо» ни в смысле вообще лица в праве, ни союза лиц и учреждения (§ 7. I в). Равным образом, в наших законах нет термина «союзы лиц», а есть термин «общества» для союзов лиц гражданского права и «товарищества» для союзов лиц торгового права. Эти товарищества торговые называются у нас довольно своеобразно – «сословиями лиц». В литературе гражданского права для обозначения союза лиц употребляется термин «союзное лицо», или «союзная личность». Но термин этот не приложим к учреждениям, так как здесь нет союза лиц, а есть имущество, преследующее ту или другую цель в гражданском обороте. Термин «учреждения» у нас встречается (земские учреждения ст. 698 и вообще ст. 986), но рядом с ним имеются также и другие термины: «заведения» (богоугодные, ученые и учебные), «установления» (загол. к ст. 406); «управления» (дворцовые); в противоположность «частным лицам», т.е. физическим (ст. 698, 980, 2291–2293).

Как было показано выше (§ 7 I), идея юридического лица весьма проста: она состоит в том, что в гражданском обороте юридические отношения связываются непосредственно с союзом или учреждением, независимо от юридических отношений членов союза или вообще тех лиц, которые являются представителями юридического лица. Эта идея самостоятельных юридических отношений в гражданском обороте, не связанных непосредственно с юридическими отношениями людей, несмотря на всю ее простоту, повела, однако, к созданию целого ряда конструкций в понимании юридического лица. Из них следует отметить главнейшие. 1) Одна теория исходит из антропоморфических представлений о юридических лицах. Для нее в юридическом лице существует мысль и воля, но всех членов союза. Это есть коллективная мысль, коллективная воля; это – коллективный человек, имеющий волю всех и мысль всех членов союза. Теория эта не приложима, однако, к учреждениям. 2) Другая теория, известная еще пандектному праву, есть теория фикции: юридические лица – лишь вымышленные субъекты гражданского права, на самом деле не существующие. Однако эта теория не достаточно учитывает того факта, что юридические лица все же существуют, и что в этом смысле они реальны, а не фиктивны. Отсюда, 3) третья теория видит в юридических лицах «социальные организмы». Заслуживает также внимания 4) та теория, для которой юридическое лицо есть «целевое имущество», но эта теория уже отрицает существование юридического лица (см. § 7 I).

2. Что касается юридических лиц в гражданском праве, то особую группу их составляют юридические лица скрытые и неправоспособные.

Скрытое юридическое лицо не имеет организации юридического лица, но права и обязанности, тем не менее, не связаны с физическим лицом. Примером может служить так называемое лежачее наследство. Неправоспособными юридическими лицами, именно неправоспособными союзами, будут, напротив, такие лица, которые имеют организацию, но последняя приближается более к организации товарищества (societas), чем юридического лица. Эти неправоспособные союзы известны германскому праву. Конструкция их недостаточно ясна. Тем не менее, неправоспособные союзы имеют некоторые черты организации юридического лица. К ним, напр., могут быть предъявлены иски, как к союзу, хотя сам союз не может вчинять иска от своего имени. Далее, выходя из союза, члены его не могут брать с собой имущества. Но, в отличие от правоспособных союзов, неправоспособные союзы не могут приобретать имущества на свое имя. В количественном отношении неправоспособные союзы составляют в Германии 4/5 всех союзов. Короче, неправоспособный союз можно до некоторой степени характеризовать как товарищество, которое на внутренней стороне строится в виде юридического лица, а на внешней – в виде товарищества.

3. Союзы делятся также на а) идеальные (преследующие идеальную цель) и б) хозяйственные, деятельность которых носит характер спекуляции.

Обыкновенно организации, преследующие хозяйственные цели, излагаются в торговом праве, а организации второго рода преимущественно в гражданском. Впрочем, и торговые организации (товарищества) могут преследовать идеальные цели. У нас товарищества изложены также в т. X ч. I (ст. 2128 и сл.)

а. Наше законодательство не говорит прямо об идеальных союзах, но понятие их ему известно. Оно говорит о таких обществах, которые, не имея задачею получение для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель (ст. 1 Врем. прав. о союзах и обществах 4 марта 1906 г., ср. ст. 2140 т. X ч. 1). Временные правила о таких обществах не затрагивают поэтому хозяйственных союзов, в частности трудовых артелей (Цирк. М. В. Д. от 23 июля 1906 г. № 25). Равным образом исключены из действия этих правил те общества и союзы, которые преследуют религиозные цели, и общества, образуемые с разрешения учебного начальства учащимися в учебных заведениях из своей среды (ст. 4).

б. Хозяйственные союзы или общества характеризуются тем, что они преследуют извлечение прибыли. Среди них заслуживает особого упоминания в гражданском праве – товарищество трудовое, или артель. Трудовая артель (по закону 1 июня 1902 г.) есть товарищество, цель которого есть выполнение личным трудом, за общий счет, с круговой порукой, определенных работ или промыслов, служб и должностей (ст. 21981). Возникает, однако, существенный вопрос, как считать артель: действительно ли юридическим лицом, или неправоспособным союзом, или даже просто товариществом (societas). Нет сомнения, что вопрос этот прежде всего должен решаться на основании устава или даже договора (ст. 21982), но сам закон предполагает трудовую артель юридическим лицом (ст. 219812).

Новейшее законодательство признает также юридическими лицами «страховые товарищества» и «больничные кассы», образованные по закону 23 июня 1912 г. (ст. 79 Полож. о страх. раб. от несчастных случаев и ст. 26 Полож. об обесп. раб. на случай болезни). Впрочем, эти юридические лица правильнее относить к союзам, преследующим идеальные цели.

Различие между союзами идеальными и хозяйственными весьма важно в том отношении, что законодательства облегчают возникновение идеальных союзов (см. II). Временные правила 4 марта 1906 г. облегчают также возникновение идеальных обществ и союзов (см. II) и регулируют судьбу имущества, оставшегося по прекращении общества, наиболее благоприятно для его членов (III).

Наши рекомендации