Примерный график прохождения учебно-ознакомительной практики
Факультет экономики и коммуникаций
Кафедра Менеджмента
Утверждаю:
Ректор НОУ ВПО «КИГИТ»
О. А. Дегтева ______________
____________________ 2012 г.
Согласовано на заседании УМС
Протокол №__ от «___»____2012 г.
ПРОГРАММА
учебной практики для студентов 2 курса очной формы обучения направления «Менеджмент»
Профиль подготовки «Финансовый менеджмент»
Степень выпускника: БАКАЛАВР
Форма обучения очная
Ижевск 2012
Рассмотрен на заседании кафедры Менеджмента
Протокол №8 от 17 января 2012 г.
Зав. кафедрой__________________ С.Н. Суетин
Согласовано:
Начальник УМУ __________________Е. Ю. Соснина
Рецензент: к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова» ________________ Е.Ф. Плеханова
(подпись)
Составитель: заведующий кафедрой «Менеджмента» _______________ С.Н.Суетин
Программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 080507.62 «Менеджмент», профиль «Финансовый менеджмент».
Программа предназначена для преподавателей и студентов.
© Суетин С.Н., 2012
© НОУ ВПО «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий», 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 4
1. Цели и задачи практики ………………………………………………. 5
2. Организация практики ………………………………………………… 8
3. Отчет по практике и требования к нему……………………………...14
Приложение.…………………………………………………………………..16
Введение
В соответствии с учебным планом студенты 2-го курса очной формы обучения направления 080507.62 «Менеджмент», профиля «Финансовый менеджмент» проходят учебную практику в 4-м семестре в течении 2-х недель.
Учебная практика является составной частью учебных программ подготовки студентов. Практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, творческих заданий, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Практика направлена на приобретение студентами умений и навыков по профилю «Финансовый менеджмент». Объемы практики определяются учебным планом составленным в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования.
Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра.
Практика осуществляется непрерывным циклом при условии обеспечения логической и содержательно-методической взаимосвязи между теоретическим обучением и содержанием практики.
Приобретение практикантами опыта самостоятельной научно-исследовательской деятельности в условиях высшего учебного заведения способствует развитию следующих компетенций:
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).
Цель и задачи практики
Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) направлена на закрепление и расширение теоретических знаний в области математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, развитие аналитических способностей обучающихся, получение первичных профессиональных умений по менеджменту.
Основная цель практики – получение первичных профессиональных умений, навыков корпоративности, делового общения.
Учебная практика призвана помочь студентам приобрести первичные и профессиональные умения, а также подготовиться к написанию курсового проекта в условиях реальной организации на старших курсах.
Планирование и организация учебной практики предусматривают работу студентов по следующим направлениям:
- организация работы с нормативными документами, законодательными актами, инструкциями внутреннего пользования, регламентирующими работу организации, предприятия;
- овладение практическими приемами проведения анализа отдельных сторон деятельности организации, предприятия;
- отработка умений исполнения служебных документов в соответствии с современными нормами документоведения;
- формирование первичных навыков работы с компьютерной техникой, обеспечивающей профессиональную деятельность менеджера;
- сбор материалов для выполнения курсовых работ в соответствии с рабочими учебными программами.
При проведения учебной практики для получения первичных профессиональных умений и навыков образовательное учреждение готовит комплект документов, в который входят:
- приказ о допуске студентов к учебной практике;
- рабочая программа практики;
- календарно-тематический план занятий;
- перечень заданий (упражнений) по учебной практике;
- нормативно-справочные материалы и т.д.;
- методические разработки;
- журнал практики.
Перечень заданий (упражнений) является обязательным приложением к рабочей программе практики и представляет собой разработанные к соответствующим темам рабочей программы наименования заданий и исходные условия для их выполнения, если учебная практика проходит в образовательном учреждении. При проведении практики на других базах составляется только перечень заданий, которые будут выполняться студентами, исходя из конкретных условий баз практики.
Календарно-тематический план занятий разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы практики и перечня заданий. При составлении календарно-тематического плана занятий преподаватель производит разбивку программы практики на отдельные темы, определяет затраты времени, подбирает средства обучения.
На протяжении всего периода прохождения практики осуществляется текущий контроль знаний и умений студентов, результаты которого фиксируются в журнале практики. По окончании практики студенты составляют отчет, в котором анализируется вся работа (по каждому виду практики). Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Задачами учебной практики по менеджменту являются:
- ознакомление с организационной структурой предприятия, организации и работой основных структурных подразделений;
- знакомство с функциональными обязанностями менеджера;
- подготовка студентов к самостоятельной работе в соответствии с должностной квалификационной характеристикой менеджера;
- отработка студентами практических умений по составлению первичных документов, связанных с работой менеджера;
- отработка практических приемов работы на компьютерной технике.
Проводится ознакомительная учебная практика по менеджменту в учебных кабинетах, лабораториях колледжа, техникума или в организациях, учреждениях.
Формами занятий для проведения практики могут быть:
- индивидуальная работа студентов по отработке программы практики;
- практические занятия;
- встречи и беседы со специалистами;
- конференции, экскурсии и др.
В связи с тем, что ознакомительная учебная практика по менеджменту является продолжением учебного процесса, руководство ею осуществляется преподавателями образовательного учреждения.
Организация практики
Практика студентов проводится в подразделениях предприятия, организации осуществляющих производственную деятельность или оказывающих услуги независимо от их организационно-правовых форм.
Официальным основанием для проведения учебно-ознакомительной практики является приказ (распоряжение), изданный руководителем предприятия на основании письма от вуза или договора, заключенного между ВУЗом и предприятием. Со стороны НОУ ВПО «КИГИТ» договор подписывается ректором.
Учебная практика также может проводиться в структурных подразделениях института.
Планирование работ по практике должно обеспечить равномерное их проведение в течение всего 2 недельного периода.
Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от высшего учебного заведения и от предприятий (учреждений, организаций).
Руководитель практики от Камского института гуманитарных и инженерных технологий должен:
· установить связь с руководителем практики от организации и совместно с ним составить программу практики;
· провести организационное собрание с группой студентов, на котором информировать их о сроках практики, ознакомить с программой, выдать студентам дневники, сообщить требования по ведению дневников и написанию отчета о практике, дать сведения о специалистах на предприятии, ответственных за проведение учебно-ознакомительной практики;
· разработать тематику индивидуальных заданий;
· принимать участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;
· систематически контролировать студентов по вопросам выполнения программы практики;
· проверять ведение дневников студентами и оказывать им помощь в выполнении программы практики;
· оценить результаты выполнения студентами программы практики, оформить зачетные ведомости и представить письменный отчет о практике на соответствующую кафедру.
Таблица 2.1
Примерный график прохождения учебно-ознакомительной практики
№№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | |
Вводный инструктаж | ||
Тема 1 | Изучение организационной структуры организации | |
Тема 2 | Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и организация деятельности предприятия. | |
Тема 3 | Внешняя среда организации | |
Тема 4 | Управление внутренней средой организации | |
Тема 5 | Принятие управленческих решений | |
Оформление отчета |
Вводный инструктаж
Постановка целей, задач, времени и места прохождения учебной практики; знакомство с руководителями практики; инструктаж по ведению дневника практики, оформлению и защите отчета по практике; организационные вопросы прохождения практики; проведение инструктажа по технике безопасности и противопожарной безопасности.
Тема 1. Изучение организационной структуры организации
Студент должен:
знать:
- структурные подразделения предприятия (организации);
- виды организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.
уметь:
- построить организационную структуру;
владеть:
- навыками составления структуры управления организацией применительно к конкретным условиям;
- способностью дать характеристику преимуществ и недостатков представленных структур управления и взаимосвязи элементов системы управления производством.
Тема 2. Организационно-правовые формы предприятий.
Порядок создания и организация деятельности предприятия
Студент должен:
знать:
- основные организационно- правовые формы предприятий и их характеристику;
- содержание учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Положения);
уметь:
- подготовить документацию для регистрации предприятия;
владеть:
- навыками анализа действующих нормативных актов, состава статей, положений;
- способностью составить общее представление о нормативно-правовой стороне подготовки указанных документов;
- навыками рассмотрения состава документов, представленных для регистрации организаций разного типа;
- навыками рассмотрения особенностей регистрации отдельных коммерческих структур;
- навыками подготовки текстов проектов уставов, учредительных договоров разных организаций (по выбору).