Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ

Программно – целевое планирование- это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.

Первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.

2. Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "древа целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и содержанием программы. Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы, т. е. планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления.

При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления (организации). На ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы.

Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.

В мировой практике менеджмента и маркетинга программно-целевое планирование в организациях применяется с начала 60-х годов и за это время успело зарекомендовать себя как самый надежный метод планирования. Однако в настоящее время в России этот метод почти не применяется во внутрифирменном планировании. Это, вероятнее всего, связано с тем, что в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет отсутствовали какие-либо исследования в области менеджмента. В результате руководители организаций не имеют достаточно глубоких знаний о внутрифирменном планировании и избегают долгосрочного планирования вообще и программно-целевого планирования в частности.

При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия.

Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы: 1. Разработка общих целей. 2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет). 3. Определение путей и средств их достижения. 4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны.

Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов: 1. Социально-экономические программы - предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения. 2. Научно-технические программы - направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики. 3. Производственно-экономические программы - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств. 4. Территориальные программы - направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах. 5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера. 6. Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности: 1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация. 2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели. 3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения. 4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. 5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

Содержание и значение плана себестоимости гостиничных услуг и порядок его разработки.

Себестоимость продукции служит одним из важнейших экономических пока­зателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Себестои­мость — это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, тру­да, а также других ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Основной целью планирования себестоимости является определение опти­мальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффектив­ном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости дол­жен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выяснением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при планировании себестоимости решаются следующие задачи: выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство; обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство; определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным (в процентах).

Следовательно, исходным моментом в планировании себестоимости продук­ции является изыскание возможностей ее снижения и его обоснование, разра­ботка сметы затрат на производство, а также определение уровня себестоимос­ти отдельных видов продукции, т. е. составление плановых калькуляций.

При планировании себестоимости используются различные показатели. К ним относятся: 1. абсолютные показатели: сумма затрат на производство всей продукции; 2. себестоимость проданных или реализованных товаров, продукции, работ, услуг; 3. показатели, характеризующие уровень затрат на производство продук­ции: себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции (3), которые рассчитываются по формуле:

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru (коп.),

где Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru - объем продукции по полной себестоимости (руб.); Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru - объем той же продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия (руб.); 4. показатели, характеризующие динамику затрат: изменение себестоимос­ти единицы продукции (в процентах), изменение затрат на один рубль продук­ции (в процентах).

По срокам различают следующие виды планирования себестоимости: перспективное — охватывает период более трех лет; среднесрочное — от одного до трех лет; краткосрочное (оперативное или текущее) — до одного года. Краткосрочное планирование себестоимости принято назы­вать бюджетированием или сметным планированием. Бюджет представляет собой финансовый план предприятия, т. е. план, содержащий помимо нату­ральных и стоимостные показатели. С его помощью определяются все основ­ные показатели деятельности коммерческой организации, в том числе затраты на производство и реализацию продукции, а также финансовые результаты. Как правило, бюджет составляется на год с разбивкой по кварталам и меся­цам, а при необходимости — и по неделям.

Плановая себестоимость определяет работу предприятия на плановый период. Обычно плановая себестоимость рассчитывается на год с разбив­кой по кварталам. В ее основе лежат усредненные, максимально допусти­мые нормы расхода различных видов ресурсов, поэтому плановая себесто­имость по сути является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону является нежелательным для любого пред­приятия.

Нормативная себестоимость в отличие от плановой себестоимости рассчи­тывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько раз происходит изменение данных норм и нормати­вов. В начале года она может быть выше плановой себестоимости, а в конце года — ниже ее. Нормативная себестоимость имеет место на тех предприяти­ях, где применяется нормативный метод учета затрат и калькулирования се­бестоимости продукции.

Себестоимость продукции формируется из множества видов расходов, имеющих различную экономическую природу и по-разному влияющих на ее общий уровень. В укрупненном виде в состав расходов, образующих себестоимость продук­ции, следует включить: расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции; текущие расходы, связанные с производством и реализацией планируе­мого объема продукции; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы по улучшению качества и повышению конкурентоспособности продукции; расходы по технике безопасности и охране труда.

Из всех названных видов расходов наибольший удельный вес в составе себестоимости занимают, безусловно, текущие расходы по производству и ре­ализации запланированного объема продукции.

По отраслям состав расходов, образующих себестоимость, неодинаков. На­пример, в добывающей промышленности в себестоимости продукции отсутству­ет такой вид расходов, как сырье. В то же время в перерабатывающей (обраба­тывающей) промышленности сырье является важнейшим видом расходов. Кроме сырья, составляющего вещественную основу изготавливаемой про­дукции, промышленность использует много других материалов, которые, входя в состав изделий, являются их основой. В практике планирования и учета отдельно выделены топливо и энергия на технологические цели, т.к. в себестоимости промышленной продукции они составляют заметную величину и, следовательно, могут оказывать на уровень себестоимости существенное влияние. В себестоимости продукции находит свое отражение и стоимость основных средств, используемых в процессе ее производства и реализации. При этом стоимость основных средств включается в себестоимость в размере, соответ­ствующем их износу, в виде амортизационных отчислений. Помимо материальных затрат и амортизационных отчислений в состав се­бестоимости продукции входят трудовые затраты в форме фонда оплаты тру­да, который включает оплату всех категорий работников на предприятии. Наряду с оплатой труда в себестоимость продукции включаются отчисле­ния на социальные нужды (отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд страхо­вания от несчастных случаев), которые рассчитываются в процентах от фонда оплаты труда. Кроме названных имеется группа прочих денежных расходов, которые по своему содержанию не являются ни материальными, ни трудовыми затратами. Сюда относятся канцелярские, почтовые, телеграфные расходы, плата за те­лефон, командировочные расходы, оплата консультаций, аудиторских услуг, оплата ведения счетов в банке, информационное обслуживание, проценты по кредиту, некоторые виды налогов.

При расчете себестоимости в целом по предприятию используют класси­фикацию затрат по экономическим элементам. При этом под последними пони­маются экономически однородные виды затрат независимо от того, где и для каких целей они произведены. Классификация затрат по экономическим элементам служит основой для разработки сметы затрат на производство. С ее помощью анализируется рабо­та промышленности, в том числе определяются технический уровень произ­водства, трудоемкость, производительность труда; устанавливается потреб­ность предприятия в производственных основных и оборотных фондах. Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость единицы продукции и установить величину затрат отдельных подразделений предприятия. Для этих целей используется другая классификация — по статьям калькуляции. Сущность этой классификации со­стоит в разграничении затрат по целевому назначению и месту их возникнове­ния.

Содержание, методы и этапы планирования себестоимости продукции

Известно несколько методов планирования себестоимости. Первым мето­дом является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он бази­руется на применении обоснованных норм и нормативов использования раз­личных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балан­сов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятель­ности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выпол­нения плана выпуска продукции.

Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (пофакторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния техни­ко-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции позволя­ют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины пере­расхода) из (к) фактической себестоимости продукции базисного периода.

Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и расчетно-аналитического методов, долж­ны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действу­ющие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде.

В практике обычно применяется следующий порядок планирования себе­стоимости: 1. рассчитывается планируемая сумма экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим факторам и на этой основе определяются величина и уровень затрат на производство продукции в плановом периоде, рассчитыва­ется плановая себестоимость всего объема производства продукции; 2. составляется баланс распределения продукции и услуг вспомогательных цехов по потребителям; 3. разрабатываются сметы затрат и калькулируется себестоимость продук­ции и услуг вспомогательных цехов; 4. разрабатываются сметы косвенных расходов; 5. составляется сводная смета затрат на производство и реализацию про­дукции; 6. калькулируется себестоимость выпускаемых видов продукции; 7. составляется свод затрат на производство.

План в системе управления предприятиями РГБ.

Планирование как общее понятие — это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбо­ра и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана. Любое крупное преоб­разование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшество­вать разработка плана или программы преобразований.

Экономическое планирование на предприятии—это способ моделирова­ния развития предприятия, показателей среды его деятельности: производ­ства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

Результат планирования — оформленный и утвержденный руководством предприятия план.

План — это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включа­ющий его цели, содержание и показатели.

Сущность планирования заключается в научном обоснова­нии предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной де­ятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наибо­лее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показате­лей их производства, распределения и потребления, которые при полном ис­пользовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к до­стижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результа­тов.

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Приня­то выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достиже­ния, контроль за их исполнением.

Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Планиро­вание на предприятии служит основой организации и управлении производством является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.

Планявляется руководством к действию, к исполнению. Он используется для утверждения предпринимательской идеи, ее перспективности, для обосно­вания финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полу­ченных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необхо­дим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

Руководители предприятия должны учитывать, что планирование — это экономический метод управления, выступающий как основное средство ис­пользования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирова­ние базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролиро­вать развитие предприятия в перспективе.

Планирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия является важнейшей функцией управ­ления. Без плана невозможно управлять деятельностью предприя­тия и производственным процессом, поскольку неизвестно, ка­кое состояние предприятия должно быть достигнуто в процессе управления, к какой цели необходимо стремиться для обеспече­ния эффективной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Планирование представляет собой проектирование желаемого будущего состояния предприятия и эффективных путей его до­стижения.

На этапе планирования деятельности предприятия ведется расчет производственных ре­сурсов — материальных, трудовых, финансовых, необходимых для выполнения установленного на плановый период объема произ­водства продукции и услуг.

Потребность в планировании вызвана тем, что достижение желаемого состояния зависит от целого набора взаимосвязанных решений, т.е. от системы решений. Принимаемые решения дол­жны быть взаимосвязаны и направлены на достижение в буду­щем желаемого состояния хозяйствующего субъекта. Это состоя­ние может не наступить, если не принять специальные меры, увеличивающие вероятность достижения благоприятного исхода.

Бизнес-планирование является особым видом планирова­ния. Бизнес-планы разрабатываются в случае создания нового предприятия сферы услуг; при обосновании заявок на креди­ты; при выходе на новые рынки сбыта и т. п. По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентри­рованной форме отражены цели и задачи предприятия сферы сервиса, его конкурентные позиции на рынке товаров и услуг, объем предполагаемых финансовых и материальных ресурсов, намеченные маркетинговые мероприятия, основные аспекты организации деятельности по выполнению услуг, а также оцен­ка предпринимательского риска.

Бизнес-план выступает как объективная оценка результа­тов рыночной деятельности компании и в то же время как не­обходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуют­ся основные аспекты коммерческого предприятия, анализиру­ются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Бизнес-план является основой управления не только конк­ретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Бла­годаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс раз­работки бизнес-плана, включающий детальный анализ эконо­мических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.

Бизнес-план — многоплановый управленческий инстру­мент. Он предусматривает решение как стратегических, так тактических задач независимо от его функциональной ориен­тации, в том числе организационно-управленческая и финан­сово-экономическая оценка состояния предприятия; выявле­ние потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых сторон; формирование инвестиционных целей на пла­нируемый период.

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития предприятия, способах продвижения товара (услуг) на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности пред­приятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их огра­ничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организацион­но-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношения­ми с другими фирмами и организациями.

В современной экономической практике выделяется не­сколько функций бизнес-планирования: возможность использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития фирмы; вторая функция планирования дает возможность оце­нить и контролировать процесс развития основной деятельнос­ти предприятия; третья функция — привлечение денежных средств (ссу­ды, кредиты) со стороны; четвертая заключается в привлечении к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

План производства продукции предприятий питания, его обоснование и ресурсное обеспечение.

Разработке плана производства и реализации продукции должны предшест­вовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля пред­приятия.

Основные подразделы плана производства и реализации продукции: план производства продукции, работ, услуг; план продаж (реализации продукции, работ, услуг); план развития производственных мощностей.
Исходными данными для расчетов служат: объемы продаж в номенклатуре и ассортименте, подготовленные служ­бой маркетинга; производственные мощности предприятия по технологическим переде­лам; цены, действующие в плановом периоде; остатки незавершенного производства на начало периода; остатки готовой продукции на складах на начало периода.

Основными показателями плана производства и реализации продукции яв­ляются: объем продаж; номенклатура и ассортимент выпуска продукции; объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении; объем валовой продукции с учетом изменения объемов незавершенного производства.

В пояснительной записке к плану производства и реализации продукции целесообразно дать краткий анализ структуры и динамики товарной продукции и объема продаж — всего и поэлементно. Особо выделяется продукция, стра­тегически важная для предприятия.

Определение объемов производства и реализации продукции подкрепляет­ся расчетами производственных мощностей на установленную программу вы­пуска в натуральных показателях.

В денежном выражении могут рассчитываться следующие плановые пока­затели объема производства: валовая продукция, незавершенное производ­ство, внутризаводской оборот, отгруженная продукция, запасы готовой про­дукции на складах.

Планирование производственной программы предприятия.Производственная программа представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рын­ком товаров и услуг. Годовая производственная программа составляется, как правило, на основе долгосрочного или стратегического плана. Во взаи­модействии годового и долгосрочного планирования наиболее сложными плановыми проблемами считаются трудности прогнозирования будущего состояния рынка и внутренней среды самого предприятия. Это объясняется тем, что долгосрочные допущения о возможном росте потребностей поку­пателей и соответствующие планы развития производственного потенциа­ла предприятия часто оказываются недостаточно обоснованными на пред­стоящий период.

Разработка производственной программы осуществляется на большинстве промышленных предприятий в три этапа: 1. составление годового производственного плана для всего предприятия; 2. определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период; 3. распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.

Основным критерием планируемой производственной программы является получение Максимума прибыли. Однако при этом необходимо иметь в виду и структуру планируемой к производству продукции с точки зрения жизненного цикла товара. При планировании производства новых товаров возможно уменьшение получения прибыли, однако товары, находящиеся на стадии зре­лости, не смогут постоянно обеспечивать получение максимума прибыли. Достижение максимальной прибыли возможно путем оптимизации произ­водственной программы с помощью различных экономико-математических моделей и методов.

Планируемая производственная программа на каждом предприятии долж­на соответствовать имеющимся производственным возможностям или его производственной мощности.

Планирование производства продукции.

К основным показателям плана производства продукции от­носят объем товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении, объем валовой и чистой продукции в стоимостном выражении. При планировании производства продукции исполь­зуют натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимост­ные измерители.

Натуральные измерители являются основной первичной ин­формацией; их измеряют в штуках, комплектах, метрах и др. Условно-натуральные измерители позволяют привести различные виды выпускаемой продукции к одному виду, принятому за базу. Для перевода в такие единицы используют коэффициенты приве­дения по трудоемкости. Трудовые измерители используют для опре­деления суммарной трудоемкости изготовления изделий в часах, а стоимостные — для расчета совокупного объема производства различных видов продукции и услуг по рыночным ценам.

Объем продукции в натуральном выражении в составе перс­пективного плана формируют по укрупненной номенклатуре. Пер­спективный план производства определяет направление техни­ческого развития предприятия, которое характеризуется выпус­ком новых изделий, увеличением общего объема производства продукции в соответствии с прогнозом рынка сбыта этой продук­ции. В годовом плане производства конкретизируют показатели перспективного плана, устанавливают номенклатуру, ассортимент и объем производства и сбыта продукции. В состав годового плана должен входить полный перечень наименований продукции с ука­занием количества, сроков выпуска и поставок готовой продук­ции.

Объем продукции в стоимостном выражении планируют в ры­ночных и неизменных (сопоставимых) ценах. Показатель объема продукции в сопоставимых ценах позволяет более точно оценить темпы, пропорции и структуру объема производства. Этот показа­тель применяют для расчета затрат на рубль реализуемой продук­ции, фонда заработной платы и производительности труда. Объем продукции в рыночных ценах используют для планирования себе­стоимости продукции и прибыли от ее реализации.

Годовой объем производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготов­ления и рабочих дней в данном периоде. На основе годового плана предприятия разрабатывают годовые планы производства продук­ции цехам по кварталам и месяцам. Производственная программа цехам устанавливается в соответствии с технологическим марш­рутом и сроками изготовления изделия в последующих цехах.

В объем товарной продукции включается полностью изготов­ленная и предназначенная для реализации продукция, отвечающая требованиям государственных стандартов, чертежей, технических условий и договоров. Планируемый объем товарной продукции Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru определяют исходя из объема реализуемой продукции, измене­ния остатков готовой продукции на складе и отгруженной про­дукции:

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

где Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — объем готовой продукции на складе предприятия, пла­нируемый на конец года, р.; Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — объем готовой продукции, находящийся на складе предприятия к началу планового года, р.; Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — объем готовой продукции отгруженной и отправ­ленной, но не оплаченной потребителем согласно условиям дого­вора, на конец (плановый объем) и начало (фактический объем) планового периода соответственно, р.

Объем готовой продукции, находящейся на складе к началу планового года, определяют по фактическим данным на основа­нии инвентаризации. Объем готовой продукции на складе на ко­нец планового года устанавливают либо по нормативам, либо посредством расчетов. Готовую продукцию в товарах отгруженных, но не оплаченных потребителем в соответствии с условиями до­говора, на начало планового периода вычисляют по фактическим данным; на конец планового периода — на основе нормативного времени документооборота от момента представления счета в банк до поступления средств на расчетный счет предприятия-изгото­вителя.

Объем чистой продукции определяют в плановых ценах путем вычитания из объема товарной продукции затрат на материалы и величины амортизационных отчислений основных фондов. Пока­затель объема чистой продукции исключает повторный счет за­трат на производство продукции и позволяет более точно оценить результаты деятельности предприятия по таким качественным показателям, как производительность труда, фондоотдача и др.

В объем валовой продукции в плановом периоде Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , входят объе­мы, подлежащие реализации: основной продукции Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , техно­логической оснастки Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , выполняемых услуг Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , а также изме­нение объема незавершенного производства Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru :

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

где Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — объем незавершенного производства на нача­ло (фактический) и на конец (нормативный) планового периода соответственно, р.

Объем валовой продукции может быть выражен, формулой Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

Методика планирования и прогнозирования объема деятельности предприятий РГБ.

Объем продукции в натуральном выражении в составе перс­пективного плана формируют по укрупненной номенклатуре. Пер­спективный план производства определяет направление техни­ческого развития предприятия, которое характеризуется выпус­ком новых изделий, увеличением общего объема производства продукции в соответствии с прогнозом рынка сбыта этой продук­ции. В годовом плане производства конкретизируют показатели перспективного плана, устанавливают номенклатуру, ассортимент и объем производства и сбыта продукции. В состав годового плана должен входить полный перечень наименований продукции с ука­занием количества, сроков выпуска и поставок готовой продук­ции.

Объем продукции в стоимостном выражении планируют в ры­ночных и неизменных (сопоставимых) ценах. Показатель объема продукции в сопоставимых ценах позволяет более точно оценить темпы, пропорции и структуру объема производства. Этот показа­тель применяют для расчета затрат на рубль реализуемой продук­ции, фонда заработной платы и производительности труда. Объем продукции в рыночных ценах используют для планирования себе­стоимости продукции и прибыли от ее реализации.

Годовой объем производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготов­ления и рабочих дней в данном периоде. На основе годового плана предприятия разрабатывают годовые планы производства продук­ции цехам по кварталам и месяцам. Производственная программа цехам устанавливается в соответствии с технологическим марш­рутом и сроками изготовления изделия в последующих цехах.

В объем товарной продукции включается полностью изготов­ленная и предназначенная для реализации продукция, отвечающая требованиям государственных стандартов, чертежей, технических условий и договоров. Планируемый объем товарной продукции Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru определяют исходя из объема реализуемой продукции, измене­ния остатков готовой продукции на складе и отгруженной про­дукции:

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

где Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — объем готовой продукции на складе предприятия, пла­нируемый на конец года, р.; Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — объем готовой продукции, находящийся на складе предприятия к началу планового года, р.; Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — объем готовой продукции отгруженной и отправ­ленной, но не оплаченной потребителем согласно условиям дого­вора, на конец (плановый объем) и начало (фактический объем) планового периода соответственно, р.

Объем готовой продукции, находящейся на складе к началу планового года, определяют по фактическим данным на основа­нии инвентаризации. Объем готовой продукции на складе на ко­нец планового года устанавливают либо по нормативам, либо посредством расчетов. Готовую продукцию в товарах отгруженных, но не оплаченных потребителем в соответствии с условиями до­говора, на начало планового периода вычисляют по фактическим данным; на конец планового периода — на основе нормативного времени документооборота от момента представления счета в банк до поступления средств на расчетный счет предприятия-изгото­вителя.

Объем чистой продукции определяют в плановых ценах путем вычитания из объема товарной продукции затрат на материалы и величины амортизационных отчислений основных фондов. Пока­затель объема чистой продукции исключает повторный счет за­трат на производство продукции и позволяет более точно оценить результаты деятельности предприятия по таким качественным показателям, как производительность труда, фондоотдача и др.

В объем валовой продукции в плановом периоде Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , входят объе­мы, подлежащие реализации: основной продукции Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , техно­логической оснастки Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , выполняемых услуг Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , а также изме­нение объема незавершенного производства Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru :

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

где Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — объем незавершенного производства на нача­ло (фактический) и на конец (нормативный) планового периода соответственно, р.

Объем валовой продукции может быть выражен, формулой Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

Среднесуточный выпуск изделия i-го наименования вычисля­ют по следующей формуле, шт./сут:

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

Где Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — годовой выпуск изделий i-го наименования, шт./год; Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — годовой действительный фонд времени в рабочих днях (сут­ках).

По трудоемкости объем НЗП по изделию i-го наименования рассчитывают по формуле, ч,

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

где Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — нормативная трудоемкость изготовления одного изде­лия i-го наименования, ч; Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — средний коэффициент готовно­сти изделия i-го наименования, составляет 0,3 — 0,8.

Коэффициент готовности Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru определяется отношением тру­доемкости выполненных работ Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru , т. е. операций технологи­ческого процесса по изготовлению изделия к общей трудоемкос­ти изделия Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru :

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru .

По всем изделиям объем НЗП составит:

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

Где n – число наименований изделий.

В денежном выражении объем НЗП по изделию i-го наимено­вания определяется по следующей формуле, р.:

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

где Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — себестоимость изделия i-го наименования, р.; Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru — коэффициент нарастания затрат по изделию i-го наименова­ния.

Коэффициент нарастания затрат может быть представлен от­ношением средней себестоимости изделия в НЗП к его полной себестоимости в готовом виде. В зависимости от длительности про­изводственного цикла изготовления изделия доли покупных ком­плектующих изделий в себестоимости продукции и временного периода осуществления материальных затрат возможны различ­ные виды кривых нарастания затрат при изготовлении изделия.

1. Затраты на основные материалы осуществляются в начале производственного цикла изготовления изделий, а остальные за­траты нарастают равномерно. При расчете величины Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru считает­ся, что все основные материалы, покупные полуфабрикаты и по­купные комплектующие изделия закупаются, т.е. вступают в про­изводство, одновременно с запуском изделия в производство, ос­тальные затраты включаются при 50%-й готовности изделия. В этом случае Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru > 0,5, что характерно для продукции с небольшим удель­ным весом в себестоимости готовой продукции Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru затрат на покупные комплектующие изделия, которые обычно имеют место в заключительной фазе производственного цикла:

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

где m — удельный вес затрат на основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты в себестоимости готовой продукции.

2.Затраты нарастают неравномерно, большая их часть включа­ется во второй половине производственного цикла Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru . В этом случае Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru < 0,5, что типично для продукции с длительным циклом изготовления и большим удельным весом в себестоимости гото­вой продукции затрат на покупные комплектующие изделия.

3.Затраты нарастают равномерно в течение производственного цикла, тогда Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru = 0,5. Данный вид нарастания затрат характерен для продукции с небольшой длительностью производственного цикла.

Объем НЗП в денежном выражении по всем изделиям соста­вит:

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ - student2.ru

Для определения возможности выполнения производственной программы производят объемные расчеты, целью которых явля­ется сопоставление загрузки и пропускной способности оборудо­вания и производственных площадей.

Планирование объемов производства продукции осуществля­ют совместно с расчетом производственной мощности предприя­тия.

28. Учёт рисков при обосновании планов предприятий РГБ.

Центральное место в оценке риска планируемого меропри­ятия занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятель­ности, возникающих вследствие отклонения от планируемого развития событий.

Потери, которые могут быть в предпринимательской де­ятельности, целесообразно разделять на материальные, трудо­вые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Материальныевиды потерь (дополнительные за­траты или прямые потери оборудования, имущества, про­дукции, сырья, энергии и т. д. Измеряют материальные потери в физических единицах веса, объема, площади и др. Матер. потери в стоимостном выражении исчисляются путём умножения на цену единицы соотв. матер. ресурса. Трудовые потери (потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами). Выражают­ся в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выра­жение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость (цену) одного часа. Финансовые потери — это прямой денежный ущерб, свя­занный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг, при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем пос­тавленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги, инфляция, изменение валютного курса рубля, заморажива­ние счетов, отсрочка вы­платы долгов. Потери времени (когда процесс пред­принимательской деятельности идет медленнее, чем было на­мечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченно­го результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в сто­имостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени). Специальные виды потерь (нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, прести­жу предпринимателя, а также вследствие других неблагопри­ятных социальных и морально-психологических последствий). Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно опреде­лить в количественном, тем более в стоимостном выражении.

Планирование рисков при разработке бизнес-плана гостиничного предприятия позволяет избежать непредвиденного хода событий и избежать неопределенности деятельности.

Риски и их учет в планировании предприятия РГБ

Для предприятий РГБ риски можно классифицировать по направлениям: 1. Риски неопределенности внешней среды влияющие на изменение условий функционирования предприятий: (риск неустойчивости спроса и сезонной загрузки гостиниц. Сезонные колебание нивелируются системой скидок.); 2. Риск изменения нормативно - правовой базы функционирования предприятия (увеличение налогов; введение лицензий на отдельные виды услуг; сертификация услуг; ужесточение паспортно-визового контроля.); 3. Риск изменения поведения конкурентов (снижение цены у конкурентов; появление новых альтернативных услуг; расширение объемов деятельности конкурентов; повышение конкурентоспособности услуг конкурентов. 4. Риск повышения тарифов на коммунальные услуги; связь; электричество и пр. 5. Политические и экономические: нестабильность; безопасность; 6. Валютные риски и изменением условий пользования валютным счетом; 7. Риск трансляционных операций.

Коммерческие риски:неплатежи партнеров и задержки выполнения или договорных обязательств; прибыльность услуг ниже из-за повышения затрат и недополучения доходов; вложение средств в акции сторонних организаций не дает запланированных доходов; форс мажорные обстоятельства.

При планировании целесообразно рассчитать возможные потери от возникновения рисков, предусмотреть мероприятия по снижению рисков от возникновения рисковых ситуаций. Предварительные риски делят на группы: 1. Простые риски, которые на прямую отражаются на результатах финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Эти риски считаются приоритетными: Финансовые, Коммерческие, Технологические (внутренние риски компании); 2.Косвенные риски, которые косвенно влияют на результат. Риски нестабильности, экономические, политические и др.

Каждому риску по вероятности его возникновения и влияния на результат хозяйственной деятельности присваивается коэффициент. Этот коэффициент необходимо использовать для корректировки плана и к возникновению рисковой ситуации.

Финансовый план предприятий РГБ, его особенности и задачи.

Финансовый план призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того, чтобы представить их в стоимостном выражении. Финансовый план – это составная часть бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана и основывается на них.

Финансовое планирование обобщает ряд планов:

1) Прогнозный расчет объема реализации продукции и услуг (план сбыта):

Показывает количество единиц каждого изделия, которое предполагается сбывать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта также включает исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.

Прогноз расчетов выполняется в 3-х вариантах: min, max, средний (реальный). Вариантность расчетов дает возможность, во-первых, учесть факторы, влияющие на деятельность предприятия; во-вторых, предусмотреть варианты предотвращающие негативные последствия.

2) План доходов и расходов

Задача этого документа – показать, как будут формироваться прибыль предприятия и как изменяться.

Включает следующие показатели:

1. Доходы от реализации продукции и услуг.

Наценка + Выручка + Оказание = валовой доход

Наши рекомендации