Логика и порядок разработки комплексных целевых программ для предприятий РГБ
Программно – целевое планирование- это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.
Первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.
2. Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "древа целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и содержанием программы. Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы, т. е. планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления.
При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления (организации). На ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы.
Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.
В мировой практике менеджмента и маркетинга программно-целевое планирование в организациях применяется с начала 60-х годов и за это время успело зарекомендовать себя как самый надежный метод планирования. Однако в настоящее время в России этот метод почти не применяется во внутрифирменном планировании. Это, вероятнее всего, связано с тем, что в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет отсутствовали какие-либо исследования в области менеджмента. В результате руководители организаций не имеют достаточно глубоких знаний о внутрифирменном планировании и избегают долгосрочного планирования вообще и программно-целевого планирования в частности.
При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия.
Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы: 1. Разработка общих целей. 2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет). 3. Определение путей и средств их достижения. 4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.
Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны.
Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов: 1. Социально-экономические программы - предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения. 2. Научно-технические программы - направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики. 3. Производственно-экономические программы - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств. 4. Территориальные программы - направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах. 5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера. 6. Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой.
Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.
Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности: 1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация. 2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели. 3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения. 4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. 5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
Содержание и значение плана себестоимости гостиничных услуг и порядок его разработки.
Себестоимость продукции служит одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а также других ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Основной целью планирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выяснением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при планировании себестоимости решаются следующие задачи: выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство; обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство; определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным (в процентах).
Следовательно, исходным моментом в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и его обоснование, разработка сметы затрат на производство, а также определение уровня себестоимости отдельных видов продукции, т. е. составление плановых калькуляций.
При планировании себестоимости используются различные показатели. К ним относятся: 1. абсолютные показатели: сумма затрат на производство всей продукции; 2. себестоимость проданных или реализованных товаров, продукции, работ, услуг; 3. показатели, характеризующие уровень затрат на производство продукции: себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции (3), которые рассчитываются по формуле:
(коп.),
где - объем продукции по полной себестоимости (руб.); - объем той же продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия (руб.); 4. показатели, характеризующие динамику затрат: изменение себестоимости единицы продукции (в процентах), изменение затрат на один рубль продукции (в процентах).
По срокам различают следующие виды планирования себестоимости: перспективное — охватывает период более трех лет; среднесрочное — от одного до трех лет; краткосрочное (оперативное или текущее) — до одного года. Краткосрочное планирование себестоимости принято называть бюджетированием или сметным планированием. Бюджет представляет собой финансовый план предприятия, т. е. план, содержащий помимо натуральных и стоимостные показатели. С его помощью определяются все основные показатели деятельности коммерческой организации, в том числе затраты на производство и реализацию продукции, а также финансовые результаты. Как правило, бюджет составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, а при необходимости — и по неделям.
Плановая себестоимость определяет работу предприятия на плановый период. Обычно плановая себестоимость рассчитывается на год с разбивкой по кварталам. В ее основе лежат усредненные, максимально допустимые нормы расхода различных видов ресурсов, поэтому плановая себестоимость по сути является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону является нежелательным для любого предприятия.
Нормативная себестоимость в отличие от плановой себестоимости рассчитывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько раз происходит изменение данных норм и нормативов. В начале года она может быть выше плановой себестоимости, а в конце года — ниже ее. Нормативная себестоимость имеет место на тех предприятиях, где применяется нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Себестоимость продукции формируется из множества видов расходов, имеющих различную экономическую природу и по-разному влияющих на ее общий уровень. В укрупненном виде в состав расходов, образующих себестоимость продукции, следует включить: расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции; текущие расходы, связанные с производством и реализацией планируемого объема продукции; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы по улучшению качества и повышению конкурентоспособности продукции; расходы по технике безопасности и охране труда.
Из всех названных видов расходов наибольший удельный вес в составе себестоимости занимают, безусловно, текущие расходы по производству и реализации запланированного объема продукции.
По отраслям состав расходов, образующих себестоимость, неодинаков. Например, в добывающей промышленности в себестоимости продукции отсутствует такой вид расходов, как сырье. В то же время в перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности сырье является важнейшим видом расходов. Кроме сырья, составляющего вещественную основу изготавливаемой продукции, промышленность использует много других материалов, которые, входя в состав изделий, являются их основой. В практике планирования и учета отдельно выделены топливо и энергия на технологические цели, т.к. в себестоимости промышленной продукции они составляют заметную величину и, следовательно, могут оказывать на уровень себестоимости существенное влияние. В себестоимости продукции находит свое отражение и стоимость основных средств, используемых в процессе ее производства и реализации. При этом стоимость основных средств включается в себестоимость в размере, соответствующем их износу, в виде амортизационных отчислений. Помимо материальных затрат и амортизационных отчислений в состав себестоимости продукции входят трудовые затраты в форме фонда оплаты труда, который включает оплату всех категорий работников на предприятии. Наряду с оплатой труда в себестоимость продукции включаются отчисления на социальные нужды (отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд страхования от несчастных случаев), которые рассчитываются в процентах от фонда оплаты труда. Кроме названных имеется группа прочих денежных расходов, которые по своему содержанию не являются ни материальными, ни трудовыми затратами. Сюда относятся канцелярские, почтовые, телеграфные расходы, плата за телефон, командировочные расходы, оплата консультаций, аудиторских услуг, оплата ведения счетов в банке, информационное обслуживание, проценты по кредиту, некоторые виды налогов.
При расчете себестоимости в целом по предприятию используют классификацию затрат по экономическим элементам. При этом под последними понимаются экономически однородные виды затрат независимо от того, где и для каких целей они произведены. Классификация затрат по экономическим элементам служит основой для разработки сметы затрат на производство. С ее помощью анализируется работа промышленности, в том числе определяются технический уровень производства, трудоемкость, производительность труда; устанавливается потребность предприятия в производственных основных и оборотных фондах. Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость единицы продукции и установить величину затрат отдельных подразделений предприятия. Для этих целей используется другая классификация — по статьям калькуляции. Сущность этой классификации состоит в разграничении затрат по целевому назначению и месту их возникновения.
Содержание, методы и этапы планирования себестоимости продукции
Известно несколько методов планирования себестоимости. Первым методом является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.
Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (пофакторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из (к) фактической себестоимости продукции базисного периода.
Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и расчетно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде.
В практике обычно применяется следующий порядок планирования себестоимости: 1. рассчитывается планируемая сумма экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим факторам и на этой основе определяются величина и уровень затрат на производство продукции в плановом периоде, рассчитывается плановая себестоимость всего объема производства продукции; 2. составляется баланс распределения продукции и услуг вспомогательных цехов по потребителям; 3. разрабатываются сметы затрат и калькулируется себестоимость продукции и услуг вспомогательных цехов; 4. разрабатываются сметы косвенных расходов; 5. составляется сводная смета затрат на производство и реализацию продукции; 6. калькулируется себестоимость выпускаемых видов продукции; 7. составляется свод затрат на производство.
План в системе управления предприятиями РГБ.
Планирование как общее понятие — это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана. Любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований.
Экономическое планирование на предприятии—это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.
Результат планирования — оформленный и утвержденный руководством предприятия план.
План — это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.
Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.
Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.
Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Планирование на предприятии служит основой организации и управлении производством является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.
Планявляется руководством к действию, к исполнению. Он используется для утверждения предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Руководители предприятия должны учитывать, что планирование — это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.
Планирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия является важнейшей функцией управления. Без плана невозможно управлять деятельностью предприятия и производственным процессом, поскольку неизвестно, какое состояние предприятия должно быть достигнуто в процессе управления, к какой цели необходимо стремиться для обеспечения эффективной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Планирование представляет собой проектирование желаемого будущего состояния предприятия и эффективных путей его достижения.
На этапе планирования деятельности предприятия ведется расчет производственных ресурсов — материальных, трудовых, финансовых, необходимых для выполнения установленного на плановый период объема производства продукции и услуг.
Потребность в планировании вызвана тем, что достижение желаемого состояния зависит от целого набора взаимосвязанных решений, т.е. от системы решений. Принимаемые решения должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение в будущем желаемого состояния хозяйствующего субъекта. Это состояние может не наступить, если не принять специальные меры, увеличивающие вероятность достижения благоприятного исхода.
Бизнес-планирование является особым видом планирования. Бизнес-планы разрабатываются в случае создания нового предприятия сферы услуг; при обосновании заявок на кредиты; при выходе на новые рынки сбыта и т. п. По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели и задачи предприятия сферы сервиса, его конкурентные позиции на рынке товаров и услуг, объем предполагаемых финансовых и материальных ресурсов, намеченные маркетинговые мероприятия, основные аспекты организации деятельности по выполнению услуг, а также оценка предпринимательского риска.
Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.
Бизнес-план является основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.
Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так тактических задач независимо от его функциональной ориентации, в том числе организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития предприятия, способах продвижения товара (услуг) на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
В современной экономической практике выделяется несколько функций бизнес-планирования: возможность использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития фирмы; вторая функция планирования дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия; третья функция — привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны; четвертая заключается в привлечении к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
План производства продукции предприятий питания, его обоснование и ресурсное обеспечение.
Разработке плана производства и реализации продукции должны предшествовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля предприятия.
Основные подразделы плана производства и реализации продукции: план производства продукции, работ, услуг; план продаж (реализации продукции, работ, услуг); план развития производственных мощностей.
Исходными данными для расчетов служат: объемы продаж в номенклатуре и ассортименте, подготовленные службой маркетинга; производственные мощности предприятия по технологическим переделам; цены, действующие в плановом периоде; остатки незавершенного производства на начало периода; остатки готовой продукции на складах на начало периода.
Основными показателями плана производства и реализации продукции являются: объем продаж; номенклатура и ассортимент выпуска продукции; объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении; объем валовой продукции с учетом изменения объемов незавершенного производства.
В пояснительной записке к плану производства и реализации продукции целесообразно дать краткий анализ структуры и динамики товарной продукции и объема продаж — всего и поэлементно. Особо выделяется продукция, стратегически важная для предприятия.
Определение объемов производства и реализации продукции подкрепляется расчетами производственных мощностей на установленную программу выпуска в натуральных показателях.
В денежном выражении могут рассчитываться следующие плановые показатели объема производства: валовая продукция, незавершенное производство, внутризаводской оборот, отгруженная продукция, запасы готовой продукции на складах.
Планирование производственной программы предприятия.Производственная программа представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. Годовая производственная программа составляется, как правило, на основе долгосрочного или стратегического плана. Во взаимодействии годового и долгосрочного планирования наиболее сложными плановыми проблемами считаются трудности прогнозирования будущего состояния рынка и внутренней среды самого предприятия. Это объясняется тем, что долгосрочные допущения о возможном росте потребностей покупателей и соответствующие планы развития производственного потенциала предприятия часто оказываются недостаточно обоснованными на предстоящий период.
Разработка производственной программы осуществляется на большинстве промышленных предприятий в три этапа: 1. составление годового производственного плана для всего предприятия; 2. определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период; 3. распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.
Основным критерием планируемой производственной программы является получение Максимума прибыли. Однако при этом необходимо иметь в виду и структуру планируемой к производству продукции с точки зрения жизненного цикла товара. При планировании производства новых товаров возможно уменьшение получения прибыли, однако товары, находящиеся на стадии зрелости, не смогут постоянно обеспечивать получение максимума прибыли. Достижение максимальной прибыли возможно путем оптимизации производственной программы с помощью различных экономико-математических моделей и методов.
Планируемая производственная программа на каждом предприятии должна соответствовать имеющимся производственным возможностям или его производственной мощности.
Планирование производства продукции.
К основным показателям плана производства продукции относят объем товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении, объем валовой и чистой продукции в стоимостном выражении. При планировании производства продукции используют натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
Натуральные измерители являются основной первичной информацией; их измеряют в штуках, комплектах, метрах и др. Условно-натуральные измерители позволяют привести различные виды выпускаемой продукции к одному виду, принятому за базу. Для перевода в такие единицы используют коэффициенты приведения по трудоемкости. Трудовые измерители используют для определения суммарной трудоемкости изготовления изделий в часах, а стоимостные — для расчета совокупного объема производства различных видов продукции и услуг по рыночным ценам.
Объем продукции в натуральном выражении в составе перспективного плана формируют по укрупненной номенклатуре. Перспективный план производства определяет направление технического развития предприятия, которое характеризуется выпуском новых изделий, увеличением общего объема производства продукции в соответствии с прогнозом рынка сбыта этой продукции. В годовом плане производства конкретизируют показатели перспективного плана, устанавливают номенклатуру, ассортимент и объем производства и сбыта продукции. В состав годового плана должен входить полный перечень наименований продукции с указанием количества, сроков выпуска и поставок готовой продукции.
Объем продукции в стоимостном выражении планируют в рыночных и неизменных (сопоставимых) ценах. Показатель объема продукции в сопоставимых ценах позволяет более точно оценить темпы, пропорции и структуру объема производства. Этот показатель применяют для расчета затрат на рубль реализуемой продукции, фонда заработной платы и производительности труда. Объем продукции в рыночных ценах используют для планирования себестоимости продукции и прибыли от ее реализации.
Годовой объем производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготовления и рабочих дней в данном периоде. На основе годового плана предприятия разрабатывают годовые планы производства продукции цехам по кварталам и месяцам. Производственная программа цехам устанавливается в соответствии с технологическим маршрутом и сроками изготовления изделия в последующих цехах.
В объем товарной продукции включается полностью изготовленная и предназначенная для реализации продукция, отвечающая требованиям государственных стандартов, чертежей, технических условий и договоров. Планируемый объем товарной продукции определяют исходя из объема реализуемой продукции, изменения остатков готовой продукции на складе и отгруженной продукции:
где — объем готовой продукции на складе предприятия, планируемый на конец года, р.; — объем готовой продукции, находящийся на складе предприятия к началу планового года, р.; — объем готовой продукции отгруженной и отправленной, но не оплаченной потребителем согласно условиям договора, на конец (плановый объем) и начало (фактический объем) планового периода соответственно, р.
Объем готовой продукции, находящейся на складе к началу планового года, определяют по фактическим данным на основании инвентаризации. Объем готовой продукции на складе на конец планового года устанавливают либо по нормативам, либо посредством расчетов. Готовую продукцию в товарах отгруженных, но не оплаченных потребителем в соответствии с условиями договора, на начало планового периода вычисляют по фактическим данным; на конец планового периода — на основе нормативного времени документооборота от момента представления счета в банк до поступления средств на расчетный счет предприятия-изготовителя.
Объем чистой продукции определяют в плановых ценах путем вычитания из объема товарной продукции затрат на материалы и величины амортизационных отчислений основных фондов. Показатель объема чистой продукции исключает повторный счет затрат на производство продукции и позволяет более точно оценить результаты деятельности предприятия по таким качественным показателям, как производительность труда, фондоотдача и др.
В объем валовой продукции в плановом периоде , входят объемы, подлежащие реализации: основной продукции , технологической оснастки , выполняемых услуг , а также изменение объема незавершенного производства :
где — объем незавершенного производства на начало (фактический) и на конец (нормативный) планового периода соответственно, р.
Объем валовой продукции может быть выражен, формулой
Методика планирования и прогнозирования объема деятельности предприятий РГБ.
Объем продукции в натуральном выражении в составе перспективного плана формируют по укрупненной номенклатуре. Перспективный план производства определяет направление технического развития предприятия, которое характеризуется выпуском новых изделий, увеличением общего объема производства продукции в соответствии с прогнозом рынка сбыта этой продукции. В годовом плане производства конкретизируют показатели перспективного плана, устанавливают номенклатуру, ассортимент и объем производства и сбыта продукции. В состав годового плана должен входить полный перечень наименований продукции с указанием количества, сроков выпуска и поставок готовой продукции.
Объем продукции в стоимостном выражении планируют в рыночных и неизменных (сопоставимых) ценах. Показатель объема продукции в сопоставимых ценах позволяет более точно оценить темпы, пропорции и структуру объема производства. Этот показатель применяют для расчета затрат на рубль реализуемой продукции, фонда заработной платы и производительности труда. Объем продукции в рыночных ценах используют для планирования себестоимости продукции и прибыли от ее реализации.
Годовой объем производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготовления и рабочих дней в данном периоде. На основе годового плана предприятия разрабатывают годовые планы производства продукции цехам по кварталам и месяцам. Производственная программа цехам устанавливается в соответствии с технологическим маршрутом и сроками изготовления изделия в последующих цехах.
В объем товарной продукции включается полностью изготовленная и предназначенная для реализации продукция, отвечающая требованиям государственных стандартов, чертежей, технических условий и договоров. Планируемый объем товарной продукции определяют исходя из объема реализуемой продукции, изменения остатков готовой продукции на складе и отгруженной продукции:
где — объем готовой продукции на складе предприятия, планируемый на конец года, р.; — объем готовой продукции, находящийся на складе предприятия к началу планового года, р.; — объем готовой продукции отгруженной и отправленной, но не оплаченной потребителем согласно условиям договора, на конец (плановый объем) и начало (фактический объем) планового периода соответственно, р.
Объем готовой продукции, находящейся на складе к началу планового года, определяют по фактическим данным на основании инвентаризации. Объем готовой продукции на складе на конец планового года устанавливают либо по нормативам, либо посредством расчетов. Готовую продукцию в товарах отгруженных, но не оплаченных потребителем в соответствии с условиями договора, на начало планового периода вычисляют по фактическим данным; на конец планового периода — на основе нормативного времени документооборота от момента представления счета в банк до поступления средств на расчетный счет предприятия-изготовителя.
Объем чистой продукции определяют в плановых ценах путем вычитания из объема товарной продукции затрат на материалы и величины амортизационных отчислений основных фондов. Показатель объема чистой продукции исключает повторный счет затрат на производство продукции и позволяет более точно оценить результаты деятельности предприятия по таким качественным показателям, как производительность труда, фондоотдача и др.
В объем валовой продукции в плановом периоде , входят объемы, подлежащие реализации: основной продукции , технологической оснастки , выполняемых услуг , а также изменение объема незавершенного производства :
где — объем незавершенного производства на начало (фактический) и на конец (нормативный) планового периода соответственно, р.
Объем валовой продукции может быть выражен, формулой
Среднесуточный выпуск изделия i-го наименования вычисляют по следующей формуле, шт./сут:
Где — годовой выпуск изделий i-го наименования, шт./год; — годовой действительный фонд времени в рабочих днях (сутках).
По трудоемкости объем НЗП по изделию i-го наименования рассчитывают по формуле, ч,
где — нормативная трудоемкость изготовления одного изделия i-го наименования, ч; — средний коэффициент готовности изделия i-го наименования, составляет 0,3 — 0,8.
Коэффициент готовности определяется отношением трудоемкости выполненных работ , т. е. операций технологического процесса по изготовлению изделия к общей трудоемкости изделия :
.
По всем изделиям объем НЗП составит:
Где n – число наименований изделий.
В денежном выражении объем НЗП по изделию i-го наименования определяется по следующей формуле, р.:
где — себестоимость изделия i-го наименования, р.; — коэффициент нарастания затрат по изделию i-го наименования.
Коэффициент нарастания затрат может быть представлен отношением средней себестоимости изделия в НЗП к его полной себестоимости в готовом виде. В зависимости от длительности производственного цикла изготовления изделия доли покупных комплектующих изделий в себестоимости продукции и временного периода осуществления материальных затрат возможны различные виды кривых нарастания затрат при изготовлении изделия.
1. Затраты на основные материалы осуществляются в начале производственного цикла изготовления изделий, а остальные затраты нарастают равномерно. При расчете величины считается, что все основные материалы, покупные полуфабрикаты и покупные комплектующие изделия закупаются, т.е. вступают в производство, одновременно с запуском изделия в производство, остальные затраты включаются при 50%-й готовности изделия. В этом случае > 0,5, что характерно для продукции с небольшим удельным весом в себестоимости готовой продукции затрат на покупные комплектующие изделия, которые обычно имеют место в заключительной фазе производственного цикла:
где m — удельный вес затрат на основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты в себестоимости готовой продукции.
2.Затраты нарастают неравномерно, большая их часть включается во второй половине производственного цикла . В этом случае < 0,5, что типично для продукции с длительным циклом изготовления и большим удельным весом в себестоимости готовой продукции затрат на покупные комплектующие изделия.
3.Затраты нарастают равномерно в течение производственного цикла, тогда = 0,5. Данный вид нарастания затрат характерен для продукции с небольшой длительностью производственного цикла.
Объем НЗП в денежном выражении по всем изделиям составит:
Для определения возможности выполнения производственной программы производят объемные расчеты, целью которых является сопоставление загрузки и пропускной способности оборудования и производственных площадей.
Планирование объемов производства продукции осуществляют совместно с расчетом производственной мощности предприятия.
28. Учёт рисков при обосновании планов предприятий РГБ.
Центральное место в оценке риска планируемого мероприятия занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности, возникающих вследствие отклонения от планируемого развития событий.
Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Материальныевиды потерь (дополнительные затраты или прямые потери оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т. д. Измеряют материальные потери в физических единицах веса, объема, площади и др. Матер. потери в стоимостном выражении исчисляются путём умножения на цену единицы соотв. матер. ресурса. Трудовые потери (потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами). Выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость (цену) одного часа. Финансовые потери — это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг, при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги, инфляция, изменение валютного курса рубля, замораживание счетов, отсрочка выплаты долгов. Потери времени (когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени). Специальные виды потерь (нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий). Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном, тем более в стоимостном выражении.
Планирование рисков при разработке бизнес-плана гостиничного предприятия позволяет избежать непредвиденного хода событий и избежать неопределенности деятельности.
Риски и их учет в планировании предприятия РГБ
Для предприятий РГБ риски можно классифицировать по направлениям: 1. Риски неопределенности внешней среды влияющие на изменение условий функционирования предприятий: (риск неустойчивости спроса и сезонной загрузки гостиниц. Сезонные колебание нивелируются системой скидок.); 2. Риск изменения нормативно - правовой базы функционирования предприятия (увеличение налогов; введение лицензий на отдельные виды услуг; сертификация услуг; ужесточение паспортно-визового контроля.); 3. Риск изменения поведения конкурентов (снижение цены у конкурентов; появление новых альтернативных услуг; расширение объемов деятельности конкурентов; повышение конкурентоспособности услуг конкурентов. 4. Риск повышения тарифов на коммунальные услуги; связь; электричество и пр. 5. Политические и экономические: нестабильность; безопасность; 6. Валютные риски и изменением условий пользования валютным счетом; 7. Риск трансляционных операций.
Коммерческие риски:неплатежи партнеров и задержки выполнения или договорных обязательств; прибыльность услуг ниже из-за повышения затрат и недополучения доходов; вложение средств в акции сторонних организаций не дает запланированных доходов; форс мажорные обстоятельства.
При планировании целесообразно рассчитать возможные потери от возникновения рисков, предусмотреть мероприятия по снижению рисков от возникновения рисковых ситуаций. Предварительные риски делят на группы: 1. Простые риски, которые на прямую отражаются на результатах финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Эти риски считаются приоритетными: Финансовые, Коммерческие, Технологические (внутренние риски компании); 2.Косвенные риски, которые косвенно влияют на результат. Риски нестабильности, экономические, политические и др.
Каждому риску по вероятности его возникновения и влияния на результат хозяйственной деятельности присваивается коэффициент. Этот коэффициент необходимо использовать для корректировки плана и к возникновению рисковой ситуации.
Финансовый план предприятий РГБ, его особенности и задачи.
Финансовый план призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того, чтобы представить их в стоимостном выражении. Финансовый план – это составная часть бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана и основывается на них.
Финансовое планирование обобщает ряд планов:
1) Прогнозный расчет объема реализации продукции и услуг (план сбыта):
Показывает количество единиц каждого изделия, которое предполагается сбывать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта также включает исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.
Прогноз расчетов выполняется в 3-х вариантах: min, max, средний (реальный). Вариантность расчетов дает возможность, во-первых, учесть факторы, влияющие на деятельность предприятия; во-вторых, предусмотреть варианты предотвращающие негативные последствия.
2) План доходов и расходов
Задача этого документа – показать, как будут формироваться прибыль предприятия и как изменяться.
Включает следующие показатели:
1. Доходы от реализации продукции и услуг.
Наценка + Выручка + Оказание = валовой доход