Американская модель управления
Роли и функции менеджера.
Мен-ер – это член орг, осуществляющий руководство людьми, он определяет цели работы и принимает эффективные решения. Менеджер в любой организации выполняет 3 группы ролей:
По Минцбергу роль- набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Выделил 10 управленческих ролей, сгруппированных в три блока.
1. Межличностные: (Номинальное начальство. Лидерство. Налаживание взаимодействия)
– главный руководитель– символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера (действия, обязываемые положением);
– лидер– ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности (фактически все управленческие действия с участием подчиненных);
– связующее звено– обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги (переписка, участия в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами).
2. Информационные: (Мониторинг. Распространение. Представительские действия)
– приемник информации– разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую использует в интересах своего дела; обработка всей информации, поступающей в организацию, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки);
– распространитель информации– передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; (рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы));
– представитель– передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли (участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу
информации во внешние организации и другим лицам).
3. Решающие: (Предпринимательство. Контроль нарушений. Распределение ресурсов. Переговоры)
– предприниматель– изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов (участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности);
– устраняющий нарушения– отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений (обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы);
– распределитель ресурсов– ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации – что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации (составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных);
– ведущий переговоры– ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах (ведение переговоров).
Роль менеджера в условиях рыночных отношений в России очень велика. Проф. Деятельность менеджера осуществляется в сфере управления и бизнеса в различных акционерных обществах, общественных и частных фирмах. Эффективность управления определяется с помощью следующих элементов: производительность; степень достижения цели; управляемость; ритмичность работы; прирост качества.
Основные функции менеджера:
-выработка плана действий всей организации;
-координация всех подразделений управления;
-воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей;
-подбор кадров на различные участки управления.
Сумма всех полномочий, которыми обладает менеджер называются властью.
Совокупность всех методов и приемов, которые использует менеджер в своей работе и их определенное сочетание – стиль руководства. (автократический, демократический, адаптивный, либеральный)
Американская модель управления.
Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.
Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение.
Основные черты:
n Жесткая организация управления
n Ориентирована в основном на корпорации
n Широко использует в деятельности организации стратегическое управление
n Главной чертами управления являются выбор: оптимального решения, оптимальной структуры, рациональные отношения в коллективе, высокая производительность.
Доминирующие качества делового человека - Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску;
Критерии к продвижению по службе - Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро;
Профессиональная компетентность - Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации;
Процесс принятия решений - Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно;
Отношение работников к фирме и работе - Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).
Характер проведения инноваций - Революционным путем;
Форма деловых отношений – Контракты.
Американская модель менеджмента активно используется в Австралии, Канаде и ряде других стран.
Характеристики | Модели | |
Японская модель менеджмента | Американская модель менеджмента | |
Доминирующие качества делового человека | Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать | Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску |
Критерии к продвижению по службе | Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение | Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро. |
Профессиональная компетентность | Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. | Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации. |
Процесс принятия решений | Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. | Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно. |
Отношение работников к фирме и работе | Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). | Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги). |
Характер проведения инноваций | Эволюционным путем | Революционным путем |
Форма деловых отношений | Личные контакты на основе взаимного доверия | Контракты |
Характеристики | Модели | |
Японская модель менеджмента | Американская модель менеджмента | |
Доминирующие качества делового человека | Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать | Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску |
Критерии к продвижению по службе | Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение | Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро. |
Профессиональная компетентность | Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. | Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации. |
Процесс принятия решений | Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. | Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно. |
Отношение работников к фирме и работе | Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). | Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги). |
Характер проведения инноваций | Эволюционным путем | Революционным путем |
Форма деловых отношений | Личные контакты на основе взаимного доверия | Контракты |