Водная стратегия ВОСВОД на период до 2020 года».
Утверждена
Решением V конференции ВОСВОД
Декабря 2009 г.
Председатель Кочетов Ю.В.
ПРОГРАММА
Межрегиональной Санкт-Петербургской городской и Ленинградской областной Общественной Организации «ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СПАСАНИЯ НА ВОДАХ(ВОСВОД)»
Водная стратегия ВОСВОД на период до 2020 года».
I.Введение.
Настоящая программа (далее Стратегия) разработана в целях определения основных направлений деятельности ВОСВОД, как участника водных отношений в реализации Водной стратегии РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 года №1235-р, решения Коллегии МЧС России «О совершенствовании организаций ведения спасательных работ на водных объектах» от 27 октября 2009г. №9/ I, «Концепцией восстановления и развития общероссийской общественной организации «ВОСВОД», утвержденной очередным VIII Съездом ВОСВОД от 30 января 2004 года.
Настоящая стратегия закрепляет базовые принципы ВОСВОД в системе государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, использования и охраны водных объектов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
II. Современное состояние водных объектов, как мест массового отдыха населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов (МС).
Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеет значительный водно-ресурсный потенциал. На территории регионов протекает более 25000 рек и водотоков общей протяженностью более 50 тыс.км., насчитывается более 41600 озер. Крупнейшими водными объектами является Финский залив, крупнейшее в Европе, Ладожское озеро с площадью водного зеркала 17700 кв.км., Онежское озеро, река Нева с притоками.
Более 13 процентов территории, без учета Финского залива и Ладожского озера, занимают водные объекты и 14 процентов занято болотами.
Физико-географическое положение, природные и климатические условия на водных объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области зачастую могут приводить к чрезвычайным ситуациям, наиболее характерными из которых являются:
- наводнения, вызванные осенними штормовыми ветрами от SW;
- отрыв ледяных полей при ветрах западного, юго-западного и южного направления;
- разлом ледяных полей, вызванный постоянной работой ледокольного флота.
Наличие большого количества водных объектов на территории регионов привлекает значительное количество водных туристов, рыбаков-любителей, владельцев маломерных судов, стихийно отдыхающих на водных объектах.
На учете в ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области состоит более 108 тыс. маломерных судов, 236 баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, 76 пляжей, на которых в летнее время собирается более 100 тыс. человек. По данным ВОСВОД на территориях регионов находится более 200 мест традиционного стихийного отдыха населения на водных объектах, в том числе и в зимний период (подледный лов рыбы, катание на снегоходах, квадрациклах и т.д.). В данных местах в летний период собирается более 500 тыс. человек. В зимний период наиболее массовый выход рыбаков любителей на лед наблюдается на Финском заливе, Ладожском и Онежском озерах, где в отдельные дни их насчитывается не менее 15- 20 тыс.человек..
Вышеперечисленные факторы негативно влияют:
на обеспечение безопасности людей;
на экологическую безопасность водных объектов.
По данным коллегии МЧС России, заседание которой состоялось 27.10.09, гибель людей на воде продолжает оставаться серьезной проблемой, несмотря на большое снижение числа погибших за последние 5 лет. Если в 2003 году погибло в РФ около 11,9 тыс. человек, то в 2008 году – не менее 6,6 тыс. человек, а за 9 месяцев в 2009 года около 5,8 тыс. человек.
В 2009г. в Северо-западном федеральном округе (СЗФО) на водных объектах погибло не менее 820 человек, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – не менее 236 человек. В переводе на средний показатель на 100 тыс. населения число погибших на водах составляет:
В СЗФО – не менее 5,8 человек
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области – не менее 3,8 человек.
К сожалению, данные показатели значительно превышают показатели многих зарубежных стран. По данным Международной организации International Life Saving Federation (ILS), полноправным членом которой является ВОСВОД России, средний показатель на 100 тыс. населения составляет 1,0 – 1,5 человек.
Так, например: в США он составляет 1,0-1,5
в Нидерландах 0,4-0,5
в Италии 0,6-0,9
в Швеции 1,0-1,5
в Канаде 0,6-0,9
в Германии 0,4-0,5
во Франции 1,0-1,5
Анализ, проведенный Коллегией МЧС России по происшествиям на водных объектах приведших к гибели людей в 2008г., показывает, что около 55 процентов людей гибнет при купании, 2-3 процентов - при эксплуатации маломерных судов, в зимний период до 4 процентов на льду и около 40 процентов гибнет в результате несчастных случаев во время охоты, рыбалки, неорганизованных туристических походов. Около 20 процентов случаев гибели людей на воде по причине неумения плавать. Среди погибших – до12 процентов детей.
В период с 2007 по 2010г. общественной инспекцией ВОСВОД проводился мониторинг традиционных стихийных мест массового отдыха населения на водных объектах, баз (сооружений) для стоянок МС Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Было обследовано 120 мест. Результаты мониторинга и анализ, проведенный ВОСВОД по происшествиям на водных объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, приведших к гибели людей, показывают:
более 80 процентов случаев гибели людей происходит в местах стихийного отдыха людей на водных объектах, где отсутствует инфраструктура безопасного и цивилизованного отдыха людей;
на более 90 процентов обследованных мест отсутствует система купирования последствий антропогенных и техногенных воздействий, связанных с пребыванием человека на территории водных объектов (очистка дна водоема, очистка поверхности вод, уборка мусора и т.п.).(смотри рис. 1, 1а);
на более 80 процентов обследованных баз (сооружений) для стоянок МС руководителями предприятий-водопользователей не в полной мере ведется работа по организации безопасности людей на водах и охраны окружающей среды.
Разрешение данных проблем позволит качественно и в лучшую сторону изменить сегодняшние положение дел в вопросах охраны жизни людей на водах и экологической безопасности водных объектов.
III. Стратегические цели, приоритетные направления развития ВОСВОД, как участника водных отношений.
Участие ВОСВОД в развитии водохозяйственного комплекса РФ, а также в совершенствовании организации и ведения спасательных работ на водных объектах, является одним из ключевых факторов в восстановлении восстребованности ВОСВОД обществом и государством в реализации конституционных прав граждан в вопросах охраны жизни и здоровья, и на благоприятную окружающую среду.
Направления развития ВОСВОД, как участника водных отношений согласованы с направлениями деятельности отраженными в Концепции восстановления и развития ВОСВОД.
Систематизация указанных направлений с учетом мирового опыта развития, а также анализа современного состояния и проблем водных объектов позволяет определить стратегические цели ВОСВОД:
1. Участие в использовании, охране и восстановлении водных объектов.
Согласно водной стратегии РФ одной из стратегических целей является охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. Улучшение их экологического состояния водных возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты.
Исходя из этого деятельность ВОСВОД должна быть направлена в первую очередь на: участие в обустройстве водоохранных зон водных объектов в рекреационных целях (см.рис.2, 2а);
создание сети наблюдательных постов общественного мониторинга, как подсистемы ВОСВОД в рамках единой системы государственного мониторинга водных объектов.
2. Участие в обеспечении безопасности людей на водных объектах.
Обеспечение безопасности людей на водных объектах до состояния обеспечивающего недопущения гибели людей на водах предполагает реализовать систему взаимосвязанных мер, ключевыми из которых являются:
создание инфраструктуры безопасного и цивилизованного отдыха людей;
совершенствование организации и ведения спасательных работ.
3.Реализация программы «Юный водник».
Реализация данной программы послужит воспитанию подрастающего поколения в соответствии с принципами бережного отношения к окружающей среде, подготовки подрастающего поколения к действиям в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях, пропаганды и популяризации здорового и безопасного образа жизни, патриотического воспитания молодежи, совершенствования его морально психологического состояния и физического развития, а также подготовке будущих специалистов ВОСВОД.
IV. Мероприятия и механизмы реализации Стратегии.
Система мероприятий настоящей Стратегии сформирована в соответствии с целями и задачами ее реализации и состоит из мероприятий, направленных на достижение стратегических целей и мероприятий по обеспечению эффективной реализации положений настоящей Стратегии.
1.Участие в совершенствовании и развитии единой государственной системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды.
Основными направлениями деятельности ВОСВОД в совершенствовании единой системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды являются:
Создание подсистемы ВОСВОД в рамках единой системы.
Одним из активных элементов данной системы являются Рекреационные комплексы ВОСВОД (РК ВОСВОД) (см.рис. 3,3а) - предприятия районного значения, создаваемые в виде:
структурных подразделений ВОСВОД;
коммерческих, либо некоммерческих организаций, где одним из основных учредителей является ВОСВОД.
Рекреационные комплексы – предприятия сочетающие в себе организацию различных видов оздоровительного отдыха, туризма и развлекательных мероприятий на базе, как стационарных, так и полу- и нестационарных зданий и сооружений рекреационного назначения, объединенных единой системой коммуникаций, управления и единой территорией.
На территории РК ВОСВОД разворачиваются Быстровозводимые спасательные посты (БВСП)(см.рис. 4). которые будут являться местом дислокации аварийно-спасательного формирования (АСФ) районного отделения ВОСВОД в системе АСС ВОСВОД, общественной инспекции ВОСВОД (внештатные инспектора ГИМС, Росприроднадзора и т.д.) с наблюдательным экологическим постом и техническим пунктом (ТП) ВОСВОД по инструментальному контролю МС в природоохранной сфере и подготовке к техническим освидетельствованиям ГИМС, клуба «Юный Водник».
РК ВОСВОД будут выполнять десять основных, связанных между собой, задач:
спасание, организация безопасности на водных объектах;
проведение профилактических мероприятий по предотвращению несчастных случаев на воде и в сфере природоохранной деятельности;
проведение общественного мониторинга водных объектов;
проведение инструментального контроля за МС в природоохранной сфере и подготовке к техническому освидетельствованию ГИМС;
купирование последствий антропогенных и техногенных воздействий, связанных с пребыванием человека на территории рекреационного комплекса (очистка дна водоема, очистка поверхности вод, уборка мусора и т.п.);
сохранение и восстановление используемой экосистемы, повышение репродуктивной функции и толерантности к антропогенному и техногенному воздействию;
организация собственно оздоровительного отдыха (комфортной рекреации), стоянок и сервисного обслуживания транспортных средств
реализация программы ВОСВОД «Юный водник»;
реализация программы ВОСВОД «Развитие водноспортивного дела ВОСВОД»;
реализация программы ВОСВОД «Развитие водного туризма».
Привлечение водопользователей в подсистему ВОСВОД в рамках единой системы.
Деятельность ВОСВОД должна быть направлена на:
создание на предприятиях водопользователей первичных организаций ВОСВОД;
создание и организацию работы спасательного поста ВОСВОД силами водопользователей и ВОСВОД, задачами которого является спасание, безопасность, профилактика по предотвращению несчастных случаев на воде и в сфере природоохранной деятельности.
2.Совершенствование механизмов взаимодействия ВОСВОД с органами государственной власти, местного самоуправления и водопользователей в области развития единой государственной системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды.
рис.4
Согласно Водной стратегии РФ одним из основных направлений совершенствования государственного управления в области использования и охраны водных объектов являются развитие принципов интегрированного управления водными ресурсами.
Исходя из этого деятельность ВОСВОД должна быть направлена на участие в совершенствовании механизмов координации и взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и водопользователей путем организации работы по вхождению в состав органов интегрированного управления водными ресурсами и активному участию представителей ВОСВОД:
в деятельности бассейновых советов, постоянных комиссий;
в деятельности КЧС и ПБ;
участие в разработке и реализации региональных программ в области использования и охраны водных объектов;
активизация участия ВОСВОД в деятельности международной организации спасания на водах ILS по вопросам безопасности людей на водах и охраны окружающей среды;
совершенствование механизмов взаимодействия с ОСВОД республика Белорусь по вопросам безопасности людей на водах и охраны окружающей среды и другими организациями ОСВОД стран СНГ;
совершенствование механизмов взаимодействия с общественными организациями и в первую очередь с ООО «РОССОЮЗСПАС» в области развития единой системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды;
организация взаимодействия с водопользователями в области использования и охраны водных объектов;
организация взаимодействия с общественными, другими заинтересованными организациями в области развития водноспортивного дела и водного туризма;
3.Участие в развитии системы государственного мониторинга водных объектов.
Согласно Водной Стратегии РФ одной из задач по развитию системы государственного мониторинга водных объектов является построение эффективных систем осуществления мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон. В этих целях деятельность ВОСВОД должна быть направлена на создание подсистемы общественного мониторинга в рамках развития системы государственного мониторинга водных объектов путем:
создания сети наблюдательных постов на базе БВСП РК ВОСВОД и спасательных постов ВОСВОД на предприятиях водопользователей;
развития и укрепления материально-технической базы общественной инспекции ВОСВОД (внештатные инспектора ГИМС, Росприроднадзор);
создания и формирования банка данных общественного мониторинга и обеспечения доступности этих данных.
4.Научно-техническое и производственное обеспечение реализации Стратегии.
Для реализации настоящей Стратегии необходимо обеспечить развитие научно-технической и производственной базы подсистемы ВОСВОД в рамках единой государственной системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды на основе передовых мировых достижений и технологий.
В этих целях необходимо создание научно-технического центра (НТЦ) ВОСВОД, как структурного подразделения ВОСВОД в состав которого будут входить специалисты ВОСВОД, специалисты предприятий производителей. Основным направлением деятельности НТЦ ВОСВОД будет являться:
обобщение, анализ, исследование передовых мировых достижений и технологий в области безопасности людей на водах и охраны окружающей среды;
на основании полученных данных разработка и организация производств на базе предприятий производителей.
5.Кадровое обеспечение реализации Стратегии.
Необходимыми условиями развития кадрового потенциала ВОСВОД являются совершенствование системы управления подготовкой кадров, переоснащение учебно-методической и тренажерной базы, открытие новых направлений и специальностей, разработка и внедрение, новых образовательных программ обучения, соответствующих потребностям создание и развитие подсистемы ВОСВОД в рамках единой государственной системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды.
Для развития кадрового потенциала ВОСВОД необходимо решать следующие задачи:
создание Учебно-методического центра (УМЦ), как структурного подразделения ВОСВОД, для организации системы подготовки и переподготовки кадров ВОСВОД, а также для обучения граждан РФ специальностям в первую очередь водохозяйственного комплекса;
создание на базе одного или нескольких районных РК ВОСВОД учебно- тренировочного центра (УТЦ) ВОСВОД, которые организационно будут входить в УМЦ ВОСВОД;
вхождение УМЦ ВОСВОД в единую общероссийскую систему непрерывного водохозяйственного образования, обеспечение в ее рамках применения инновационных технологий и методов обучения специалистов;
участие в привлечении бизнес-сообщества к разработке и реализации технологий обучения и переподготовки кадров для водохозяйственного комплекса страны.
6.Реализация программы ВОСВОД «Развитие водноспортивного дела».
Создание и реализация программы ВОСВОД «Развитие водноспортивного дела» позволит решить ряд задач по выполнению стратегических целей настоящей Стратегии, таких как:
пропаганда здорового образа жизни и развитие водного спорта;
подготовка специалистов ВОСВОД;
объединение граждан в деле охраны жизни и здоровья людей на водах и защите окружающей среды;
организация взаимодействия с международной организацией спасания на водах ILS.
7.Реализация программы ВОСВОД «Развитие водного туризма».
Реализация данной программы позволит принять активное участие ВОСВОД в создании основ современной индустрии туристко-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке.
V. Ожидаемые результаты реализации Стратегии к 2020 году.
Реализация настоящей Стратегии положительно повлияет на получение ожидаемых результатов реализации Водной Стратегии РФ, Концепции восстановления и развития общероссийской общественной организации ВОСВОД, что будет способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию страны. ВОСВОД будет востребован обществом и государством.
При условии эффективной реализации положений настоящей Стратегии и реальной поддержки деятельности ВОСВОД органами государственной власти и местного самоуправления, предполагается иметь следующие ожидаемые результаты:
будет создана подсистема ВОСВОД в рамках единой государственной системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, чему послужит качественное снижение гибели людей на водных объектах региона. Средний показатель по числу погибших на водах не должен будет превышать 1,5 человека на 100 тыс.населения;
будет создана подсистема ВОСВОД в системе государственного мониторинга водных объектов;
на водных объектах, где будут размещаться РК ВОСВОД, предприятия водопользователей вошедшие в подсистему ВОСВОД антропогенная нагрузка не будет превышать уровня толерантности экосистемы;
будет создана инфраструктура для развития и совершенствования механизмов реализации Программ ВОСВОД «Юный водник», «Развитие водноспортивного дела», «Развитие водного туризма».
VI. Этапы и сроки реализации Стратегии.
Настоящую Стратегию предполагается реализовывать в 2 этапа.
В рамках первого этапа (2010-2012 гг.) обеспечивается создание условий для развития ВОСВОД и предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
участие в совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере охраны людей на водах, использования и охраны водных объектов;
совершенствование механизмов взаимодействия ВОСВОД с органами государственной власти, местного самоуправления и водопользователей в области развития единой государственной системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды;
проведение общественного мониторинга водных объектов, оформление выделенных для рекреационных целей земельных участков, проектностроительной документации, подготовка механизма финансирования;
создание АСФ районных отделений ВОСВОД в системе АСС ВОСВОД, развитие материально-технической базы АСС ВОСВОД;
развитие материально-технической базы общественной инспекции ВОСВОД;
подготовка специалистов ВОСВОД;
развитие научно-технической и производственной базы ВОСВОД:
реализация 1 этапа программы «Юный водник».
В рамках второго этапа (2013-2020 гг.) приоритетными направлениями реализации настоящей Стратегии являются:
создание подсистемы ВОСВОД в рамках единой государственной системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды;
создание инфраструктуры для развития и совершенствования механизмов реализации Программ ВОСВОД «Юный водник», «Развитие водноспортивного дела», «Развитие водного туризма».
VII. Финансирование мероприятий Стратегии.
Ресурсное обеспечение настоящей Стратегии в части финансирования должно обеспечить безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение стратегических целей и задач.
Финансирование мероприятий настоящей Стратегии предусматривается осуществлять за счет средств бюджета ВОСВОД, федерального бюджета,бюджетов Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, бюджетов муниципальных образований, бюджетов юридических, либо физических лиц входящих в учредители РК ВОСВОД, бюджетов водопользователей желающих войти в подсистему ВОСВОД в рамках единой государственной системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды.
По предварительной оценке общий объем ресурсного обеспечения реализации мероприятий настоящей Стратегии составляет 420 млн. руб., в том числе средства бюджета ВОСВОД 60 млн. руб., средства федерального бюджета (МЧС, МПР и т.д.) 120 млн. руб.(при восстребованности ВОСВОД по созданию подсистемы ВОСВОД общественного мониторинга водных объектов в рамках единой системы государственного мониторинга водных объектов), средства бюджетов Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области 120 млн. руб.(при участии ВОСВОД в реализации региональных программ в области использования и охраны водных объектов), средства бюджетов Муниципальных образований 60 млн. руб.(по выполнению договоров с ВОСВОД), средства бюджетов водопользователей 60 млн. руб.( по выполнению договоров с ВОСВОД).
Средства бюджета ВОСВОД предполагается направить на решение следующих задач:
на оформление выделенных для рекреационных целей земельных участков, проектностроительной документации;
на строительство РК ВОСВОД;
на материально-техническое обеспечение деятельности АСС ВОСВОД и общественной инспекции ВОСВОД;
на материально-техническое обеспечение деятельности клубов «Юный водник».
на создание подсистемы ВОСВОД общественного мониторинга водных объектов.
на подготовку специалистов ВОСВОД;
на разработку и производство спасательных средств;
на реализацию проекта БВСП ВОСВОД;
Структура расходов и основные направления финансирования будут пересматриваться на различных этапах реализации настоящей Стратегии в зависимости от возможностей участников финансирования.
VIII. Система управления реализацией Стратегии.
Для достижения стратегических целей, повышения эффективности механизмов реализации настоящей Стратегии, а также своевременного выполнения запланированных мероприятий формируется система управления ее реализацией, которая предполагает:
разработку и принятие эффективной организационной модели по реализации мероприятий настоящей Стратегии;
обеспечение согласованности положений настоящей Стратегии, ежегодных планов мероприятий по ее реализации и планов мероприятий районных и местных отделений ВОСВОД, АСС ВОСВОД, общественной инспекции ВОСВОД, УМЦ ВОСВОД, РК ВОСВОД;
создание механизма мониторинга и оценки рисков выполнения предусмотренных мероприятий включая эффективные механизмы, их адаптации и изменения в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями;
выделение на каждом этапе реализации настоящей Стратегии важнейших целевых ориентиров и концентрацию имеющихся ресурсов на их достижение.
Координатором реализации настоящей Стратегии является Совет ВОСВОД.