Сущность и развитие IPO в РФ
IPO (Initial Public Offering) – это первичное размещение акций какой-либо компании на рынке. Само сокращение заимствовано с западных рынков ценных бумаг. На биржу одна за другой выходят новые компании, которые выпускают акции с целью привлечения средств на развитие своего бизнеса. Акции этих компаний могут быть очень привлекательны для вложения средств: все зависит от потенциала компании. Нередко акции компаний после IPO вырастают в цене очень быстро за короткий срок.
В ближайшие годы на биржу могут выйти десятки компаний. Есть категория инвесторов, работающих на фондовом рынке, что называется, с прицелом на будущее: они преобретают новые акции, которые потенциально через год-другой могут вырасти в цене.
Новые акции можно купить у организаций-агентов, которые проводят IPO. Они называются андеррайтеры. Обычно это крупные банки или инвестиционные компании, имеющие широкую сеть филиалов и мощный финансовый потенциал. IPO может проводиться и по предварительной подписке. Сначала акции предприятия, как правило, покупают крупными пакетами, однако впоследствии они дробятся на меньшие.
IPO позволяет привлекать на почти безвозвратной основе крупные объемы финансовых ресурсов, которые в перспективе могут быть использованы для развития бизнеса. Но в случае участия в первичном размещении акций на бирже, инвестор несет дополнительный риск. Покупая любые акции, инвестор сразу начинает нести риск падения их цены. Если размещение произойдет ниже рыночной цены, то можно продать полученные акции на открытом рынке дороже, чем купили при размещении или же наоборот. Но можно представить, ради чего инвесторы осознанно идут на риск. Например, за прошлый год индекс РТС вырос на 65%, то есть, грубо говоря, столько в среднем принесли вложения в российские акции, в то время средняя доходность банковских депозитов составляла 8,5%.
Первыми вышли на публичный рынок ценных бумаг США через механизм IPO российские «голубые фишки»: Вымпелком, Татнефть, Ростелеком, Голден Телеком, Мобильные Телесистемы. Их дебют на фондовом рынке был довольно успешен, особенно IPO компания МТС. Листинг её акций в форме ADR 3-го уровня был организован на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Подписка на IPO компании в июне 2000 г. в 6,5 раз превысила количество выпускаемых акций. В результате, было привлечено $353 млн., которые были направлены на дальнейшее развитие компании и расширение её регионального присутствия. Цена акции в момент выпуска составляла $21,5. В сентябре 2003 г. она достигла $34,1. Капитализация компании поднялась до $3,38 млрд.
Примером служат IPO Роснефти (которые в результате проведения IPO увеличило свою капитализацию до 80 млрд. долларов), IPO Внешторгбанка, IPO Сбербанка и т.д.