Финансовые риски и управление ими

С бухгалтерской точки зрения различают риск, влекущий за собой:

1) только потери

2) упущенную выгоду

3) риск, влекущий за собой как экономические потери, так и дополнительные доходы, например, курс ценных бумаг.

По Бланку: финансовый риск определяется как результат выбора собственниками или менеджерами организации альтернативного финансового решения, направленного на достижение желаемого финансового результата при наличии вероятности понесения экономических потерь в силу неопределенности условий реализации этого решения.

Управление финансовым риском – это совокупность принципов и методов разработки и реализации соответствующих финансовых решений, обеспечивающих всестороннюю оценку различных видов рисков и нейтрализацию их возможных негативных финансовых последствий.

Принципы управления финансовыми рисками:

1) осознанность принятия рисков

2) управляемость принимаемыми рисками

3) независимость принятия управленческих решений

4) экономическая рациональность управления

5) учет финансовой политики организации в целом

6) учет финансовой политики организации по отдельным видам деятельности (эмиссионная политика, дивидендная политика, политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью, инвестиционная политика, кредитная политика и т.д.)

7) сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности финансовых операций

0 ≤ Кr (коэффициент риска) ≤ 1

0 ≤ Кдх (коэффициент доходности ≤ ∞

Kr * Кдх ≥ min (устанавливается организацией в нормативных документах)

8) сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми возможностями организации. Финансовые возможности определяются:

a. наличием ДС на р/с и других счетах в банках

b. наличием ликвидных активов по балансу организации

c. уставным капиталом

d. фондами и резервами

e. собственным капиталом и приравненными к нему средствами в целом

f. доступность банковских кредитов и иных источников кредитования (наличие хорошей кредитной истории, деловой репутации, доступность по процентам и т.д.)

9) учет временного фактора в управлении рисками. Величина риска может изменяться в течение времени.

10) экономичность управления рисками. Затраты на защиту от рисков не должны превышать ущерб от самого риска

Основные этапы управления риском:

  1. формирование информационной базы управления финансовыми рисками. Это изучение показателей внутренней экономической среды (данных бухгалтерского и финансового учета, отчетности организации, и т.д.). Анализ факторов, вызывающих риски.
  2. количественная оценка ожидаемых рисков. Используются математические модели, строятся модели попарной и множественной корреляции. Рассчитывается ожидаемая величина убытков, недополученной прибыли или снижения стоимости активов.
  3. установление системы критериев риска и распределение полномочий и ответственности сотрудников организации. Риски подразделяются по экономическому содержанию (кредитный риск, рыночный (связанный с куплей и продажей ценных бумаг) риск, валютный риск, страховой риск и другие).

По отражению результатов риска в активах, пассивах, отчетности организации:

    1. недополученная прибыль (не отражается)
    2. изменение стоимости активов и пассивов
    3. снижение ликвидности баланса за счет роста обязательств и снижения ликвидных активов и краткосрочных требований
    4. снижение доходов при увеличении расходов, снижение прибыли

Критерии допустимости риска:

1) Менее 10% - допустимый риск. Оперативные решения могут принимать сами сотрудники

2) Критический риск – 10-50% потерь. Решения принимают начальники структурных подразделений и руководство организации

3) Катастрофический риск. Решения на уровне органов управления организацией, собственниками, а в случаях, предусмотренных законом – государственными органами.

  1. разработка и реализация инструментов и механизмов защиты от риска. Инструменты или способы защиты от риска определяются видом риска, его значимостью для организации, степенью развитости аналитической и финансовой работы в организации. Эти инструменты применяются в рамках законодательства и в рамках правил бухгалтерского и финансового учета.
    1. если риск есть, но он не отражается в балансе. Основной способ защиты – предварительный анализ (например, анализ окупаемости различных инвестиционных проектов или анализ поведения биржевых индексов по тем ценным бумагам, которые планируется приобрести) и сравнение альтернативных вариантов
    2. изменение стоимости активов и пассивов. Способы защиты:

i. регулярная переоценка

ii. создание резервов под обесценение финансовых вложений. Эффективным способом защиты от обесценения активов является их диверсификация

iii. конвертация в более твердую валюту и более надежные ценные бумаги

с. снижение ликвидности баланса. Методы защиты:

1. лимитирование рисков

2. отсрочка платежей

3. переоформление дебиторской и кредиторской задолженности в вексельную форму. На рынке ценных бумаг и валютном рынке используется хеджирование, т.е. минимизация/выравнивание рисков (лимитирование, ограничение сроков, заключение сделок с обратным выкупом ценных бумаг, опционные сделки – форвардные, фьючерсные и другие срочные сделки)

4. включение в договора с деловыми партнерами условий о применении штрафных санкций

d. снижение доходов при увеличении расходов. Методы:

1) лимитирование

2) нормирование

3) создание резервов под будущие расходы и другие методы

5 этап. Создание гибкой и эффективной системы контроля, в том числе текущей системы мониторинга и последующего контроля с целью своевременного реагирование на возникновение рисков.

В учебной экономической литературе к внешним факторам, влияющим на риски, относят:

1) снижение темпов экономического роста

2) ужесточение государственного регулирования деятельности предприятия

3) уровень криминогенной обстановки в стране и коррупции

4) форс-мажорные обстоятельства

Внутренние факторы:

1) недостаточный размер уставного и собственного капитала предприятия и их низкая доля в общем объеме пассивов

2) недостаточный удельный вес высоколиквидных активов предприятия

3) несбалансированность и несинхронность формирования отдельных денежных потоков.

4) недостаточность использования информационной базы

5) недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров

ДЗ – БУДЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, НАЧИНАЯ С САМОЙ ПЕРВОЙ ТЕМЫ (ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА)

Наши рекомендации