Понятие и виды источников предпринимательского права
В юридической науке под источником права чаще всего понимают форму выражения правила, внешнюю форму установления и выражения правовых норм.
Источники предпринимательского права — это система определенных внешних форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Для норм характерны следующие признаки: неоднократность применения; неперсонифицированность (т. е. норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком).
Источники предпринимательского права могут быть классифицированы по различным основаниям.
По субъектам правотворчества, т. е. деятельности по установлению, изменению и отмене норм права, различают: нормы, исходящие от государства в лице его органов; нормы, исходящие от негосударственных организаций; в результате прямого выражения воли населения.
В силу высокой значимости общественных отношений в сфере предпринимательства, необходимости эффективного государственного регулирования различных направлений экономической деятельности, входа, функционирования и выхода субъектов предпринимательской деятельности из ряда товарных и финансовых рынков основным субъектом правотворчества здесь выступает государство и его отдельные органы (в первую очередь органы исполнительной власти). Парламент принимает в установленном порядке законы, федеральные органы исполнительной власти — подзаконные акты.
По времени действия различают нормы неопределенно длительного действия; нормы временного действия.
Большинство норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, рассчитаны на длительное применение. В установленных законом случаях государство вправе принимать нормы временного действия, нормы чрезвычайного законодательства.
Такие нормы вводятся в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя России.
Например, в соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[83], Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение целого ряда ограничений на осуществление отдельных видов экономической деятельности.
Источники предпринимательского права могут быть классифицированы по юридической силе, т. е. по их месту в иерархической системе.
Федеральные законы обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам. Обусловлено это особым порядком их принятия (в законодательном процессе) высшим выборным органом страны. Подзаконные акты принимаются во исполнение и в соответствии с законом управомоченными компетентными органами.
В литературе также принято различать вертикальную и горизонтальную иерархию источников права. Вопрос о вертикальной иерархии обычно не вызывает сложностей: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; подзаконные акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств и ведомств и т. д.).
Горизонтальная иерархия норм предпринимательского права дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Горизонтальная иерархия во всех случаях следует за вертикальной, главенствующей.
Для определения иерархии актов, стоящих на одной ступени в горизонтальной иерархии (например, при определении приоритета между нормами двух кодифицированных актов, нормами федеральных законов, нормами кодекса и федерального закона и др.), выработан ряд правил.
Первое проявление горизонтальной иерархии норм связано принципом lex specialis derogat generali — «специальный закон вытесняет общий».
Второе из них сводится к требованию: новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее изданному. Речь идет об известном со времен римского права принципе lex posterior derogat prior — «последующий акт вытесняет предшествующий».
Кроме того, при решении вопроса о горизонтальной иерархии следует учитывать базовые положения отраслевого законодательства[84].
Источники предпринимательского права в соответствии с положениями, выработанными общей теорией права, могут быть классифицированы и по иным основаниям.
Основным, или традиционным, источником права вообще и предпринимательского права в частности являются нормативные правовые акты, среди которых ключевые позиции занимают законы как акты высшей юридической силы.
Под нетрадиционным источником права понимают систему нормативных предписаний, создаваемых, как правило, в процессе правоприменительной деятельности не уполномоченными на то органами или хотя и уполномоченными органами, но при безусловном субсидиарном характере применения таких предписаний для урегулирования общественных отношений по сравнению с нормативно-правовыми актами, возникающими в практике правового регулирования без прямого государственного вмешательства, но при последующем государственном одобрении[85].
Признаками таких источников права являются субсидиарный характер применения такого источника для урегулирования общественных отношений, отсутствие четких правотворческих процедур, направленных на конструирование таких источников.
В зависимости от решаемых задач правового регулирования источники предпринимательского права могут быть классифицированы на следующие группы:
— устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности;
— определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
— регулирующие общее состояние рынка;
— регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;
— предусматривающие использование объектов гражданских прав, результатов интеллектуальной деятельности, обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности;
— обеспечивающие защиту прав и законных интересов предпринимателей.
Так, нормы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности, содержатся в Федеральных законах от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[86], от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[87].
В качестве актов, определяющих правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, можно указать Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[88], от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[89], от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[90], от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[91].
В качестве законов, регулирующих общее состояние рынка, следует назвать Федеральные законы от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[92], от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»[93], от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[94].
Нормы, направленные на урегулирование отдельных видов предпринимательской деятельности, содержатся в Федеральных законах от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»[95], от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»[96], от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»[97], от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[98].
Среди норм, предусматривающих использование объектов гражданских прав, результатов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию предпринимательской деятельности, нужно в первую очередь назвать ГК РФ, Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[99].
Нормы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов предпринимателей, содержатся в Федеральных законах от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[100], от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[101], от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»[102], от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»[103].