Заемная деятельность государства на внутреннем рынке
Главной формой государственного кредита являются государственные займы. Для этой формы характерно опосредование кредитных отношений выпуском ценных бумаг – государственных облигаций, т.е. использование каналов прямого финансирования.
Государственная облигация – это долговое обязательство государства, которое дает право ее владельцу на получение по истечении определенного срока обратно суммы долга и проценты по нему. При этом сумма долга возвращается всегда в конце срока, а проценты – или в конце срока (бескупонные облигации) или частями на его протяжении (купонные облигации).
Держатели государственных облигаций кроме твердого процентного дохода могут получать и курсовой доход: кроме номинальной (нарицательной) стоимости эти ценные бумаги, как и любые другие, имеют курсовую (рыночную) стоимость (если их рыночное обращение не запрещено законодательно).
В случае если курсовая стоимость государственной облигации выше цены приобретения, продав ее, держатель получает дополнительный доход. Курсовая стоимость государственных облигаций определяется теми же факторами, что и курсовая стоимость любых других ценных бумаг.
Кроме облигаций государственный заем может опосредоваться выпуском казначейских обязательств, которые отличаются от облигаций следующим:
· средства от их реализации служат только для пополнения бюджета; по облигациям – могут использоваться на различные, специально оговоренные при выпуске, цели;
· доход по казначейским обязательствам может быть только процентным, по облигациям – в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще;
· казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения, облигации – среди круга лиц, оговоренных условиями выпуска.
Основными признаками классификации государственных облигаций являются право эмиссии, цели размещения, держатели ценных бумаг, форма выплаты дохода, сроки погашения и методы размещения.
По праву эмиссии государственные облигации могут быть федеральными (наиболее распространены в настоящее время), субъектов федерации (занимают все большее место в структуре государственного кредита) и местными (практически не встречаются).
По цели размещения выделяют:
· общие государственные облигации по цели, совпадающие с казначейскими обязательствами (финансирование дефицита бюджета);
· целевые, средства от размещения которых предназначены для реализации определенных государственных программ (например, жилищные займы, сельскохозяйственные займы и т.п.);
· займы, предназначенные для финансирования определенного мероприятия (строительство крупного объекта, проведение крупных спортивных соревнований, например, Олимпиады и т.п.).
По признаку держателей облигаций выделяют займы, размещаемые только среди населения, размещаемые только среди юридических лиц, и универсальные – круг держателей не ограничен.
По форме выплаты доходов выделяют:
· процентные займы с выплатой твердого дохода в установленные сроки;
· выигрышные займы, доход которых в момент погашения выплачивается в виде выигрыша отдельным держателям;
· процентно-выигрышные займы, при которых все держатели облигаций получают проценты, а часть – выигрыши в момент погашения;
· беспроигрышные займы, которые гарантируют выигрыш по каждой облигации в течение срока действия займа;
· беспроцентные займы, владельцам облигаций которых не выплачивается доход, но гарантируется получение определенного товара.
По срокам погашения займы могут быть краткосрочными (на срок до 1 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).
По методу размещения различают:
· добровольные займы, облигации которых свободно продаются и покупаются на финансовом рынке;
· займы, размещаемые по подписке, облигации которых распределяются среди определенного круга лиц;
· принудительные займы, которые размещаются среди кредиторов по постановлению правительства и приобретение которых является для определенного круга лиц обязательным.
В ряде случаев государственные займы могут быть безоблигационными, которые оформляются подписанием специальных соглашений или путем записей в долговых книгах с выдачей специальных свидетельств. Эта разновидность займов характерна для международных правительственных кредитов.
Другая форма государственного кредита – обращение накоплений в государственные займы.При этой форме одновременно задействуются каналы прямого и косвенного финансирования. Финансовые учреждения, работающие на депозитной основе (привлекающие денежные вклады) могут приобретать государственные облигации за счет заемных средств. В этом случае владельцы свободных финансовых ресурсов действуют как субъекты косвенного финансирования, доверяя использование своих денег финансовому посреднику, а последний – как субъект прямого финансирования государства.
Результатомиспользования системы государственного кредита является возникновение государственного долга, в составе которого выделяют две части:
· капитальный государственный долг, который измеряется всей суммой долговых обязательств государства, включая доход, который должен быть выплачен по этим обязательствам, независимо от сроков погашения и выплат;
· текущий государственный долг, который измеряется суммой долговых обязательств, которые должны быть погашены в данном финансовом периоде и суммой выплат дохода по всем существующим обязательствам в этом периоде.
Такое деление и оценка обязательств государства по двум частям долга позволяет принимать обоснованные решения по управлению им.