Понятие процессного подхода в лог. менеджменте. Способы и подходы к моделированию бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов
Бывает функциональный и процессный подход.
Функциональный – за каждой структурной единицей (сотрудник, направление) закреплен ряд функций, описано область ответственности и критерии успешной деятельности
Процессный – каждая структурная единица обеспечивает выполнение конкретных бизнес-процессов, в которых она участвует.
Концепция процессного управления базируется на принципах:
1. Цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act) или Цикл Деминга
2. Система KPI
3. Принципы построения систем менеджмента качества (ISO)
4. Принципы управления проектами
Результат – проектирование организационной структуры и порядка взаимодействия в ее рамках. Подходы дополняют друг друга, а не противоречат, и должны применяться в известной степени параллельно.
Ключевые или основные бизнес-процессы – процессы текущей деятельности компании, переводящие ресурсы компании в ее результат. (Нацелены на получение прибыли).
1. Управление взаимоотношениями с потребителями;
2. Обслуживание потребителей;
3. Управление спросом;
4. Управление выполнение заказов;
5. Управление производством/операциями;
6. Управление снабжением;
7. Управление дизайном продукта и его доведением до коммерческого использования;
8. Управление возвратными материальными потоками
Вспомогательные (поддерживающие) бизнес-процессы – поставщики основных процессов, обеспечивающие инфраструктуру компании. Не добавляют стоимости, являются затратными.
1. Подготовка кадров;
2. Сервисное обслуживание оборудования;
3. Информационное обеспечение в части программно-аппаратных комплексов;
4. Административно-хозяйственное обеспечение;
5. Финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации;
6. Обеспечение безопасности.
Еще классификация: бизнес-процессы развития, бизнес-процессы управления.
Бизнес-процессы развития не создают текущей прибыли, нацелены на получение выгод в д/с перспективе, обеспечивают развитие или совершенствование деятельности компании.
Бизнес-процессы управления – нацелены на управление основными, поддерживаюими и бизнес-процессами развития компании.
Инжиниринг бизнес-процессов – создание модели бизнес-процессов «as is» (как есть).. Отражает текущее состояние функционирования компании, ее постоянная актуализация, т.е. своевременное обновление данных и самой модели.
При создании модели «как есть» существующие б-п выделяются и документируются. Выделить б-п – значит назвать определенный вид работ, обозначить начало и конец, владельца б-п и определить требуемый результат.
Этапы моделирования б-п:
1. Определение концепции и целей описания б-п;
2. Определение назначений и типов б-п;
3. Определение окружения б-п;
4. Построение функциональной структуры б-п;
5. Описание структуры потоков объектов б-п;
6. Построение диаграмм потоков б-п;
7. Построение алгоритма б-п;
8. Построение оргструктуры б-п
Элементы:
· Вход – сырье, материалы, полуфабрикаты, документы, информация
· Выход – готовые продукты или услуги (как результат процесса)
· Ресурс – используется для процесса, но не вход (информация, персонал, оборудование, ПО, транспорт, связь, инфраструктура, среда)
· Владелец – орган управления или должностное лицо, распоряжающееся ресурсами и несущее ответственность за результат.
Декомпозиция/агрегация б-п – детализация каждого этапа б-п на более мелкие б-п / обобщение.
Далее следует этап улучшения (opt-ции) процессной структуры, после чего создается обновленная модель «как должно быть».
Способы создания модели:
1. Методика быстрого анализа решения (FAST
2. Бенчмаркинг б-п;
3. Перепроектирование б-п (Концентрированное улучшение, Инжиниринг);
4. Реинжиниринг б-п (Разработка нового процесса, или Инновация п.)
Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальная реконструкция б-п с целью достижения драматически сильных улучшений в критически важных в с.у. критериях производительности, такие как стоимость, качество, услуги, скорость и тд. Основные приемы реинж:
1. Несколько работ комбинируются в одну,
2. Работники сами принимают решения;
3. Сокращаются проверки, согласования и управление;
4. Возможны и централизованные, и децентрализованные операции;
5. Процессы имеют множество версий;
6. Шаги в процессе выполняются в их естественном порядке, в т.ч. параллельно;
7. Работы выполняются там, где это имеет наибольший смысл.
Одна из основных задач реинжиниринга: устранение «узких мест» бизнес-процессов
Часто решение проблемы – вертикальное и горизонтальное «сжатие» б-п.
· Вертикальное – сокращение уровней функцион-й иерархии, задействованных в б-п,
· Горизонтальное –↓ t выполнения процедур, кол-ва процедур, ↑ эффективности