Отечественный опыт реструктуризации бизнеса
Пример 1. Закрытое акционерное общество «Компания «Чайковский текстиль» (прежнее название — «Чайковский комбинат шелковых тканей») находится в г. Чайковский Пермской области.
Основная продукция: ткани мундирные, ткани костюмные, ткани для профессиональной и форменной одежды, ткани технические, ткани для товаров народного потребления.
Число акционеров — 7495.
В 1994 г. выкуплено государственное имущество, а в 1995— 1996 гг. было образовано 5 дочерних фирм и 14 региональных представительств.
С 1997 г. производственные подразделения становятся самостоятельными юридическими организациями и совместно с ранее созданными фирмами объединяются в холдинг «Компания «Чайковский текстиль».
Работы по реформированию этого одного из крупнейших в СНГ Европе предприятий текстильной промышленности начались в 1994 г. середине года комбинат оказался в банкротном состоянии, но в результате энергичных действий руководителей совместно с консультантами была разработана программа выхода из кризиса.
Реализация первой части программы финансового оздоровления дал? возможность достигнуть намеченной цели — за полгода выйти из зоны банкротства. В 1995 г. были приняты и реализованы агрессивная маркетинговая стратегия и основные меры по обучению управленческого персонала и реформированию системы управления (разработка, контроль и корректировка стратегии; создание системы активного развития; развитие активного маркетинга, управление финансовыми потоками, себестоимостью, ассортиментом, усиление механизма мотивации, создание региональных представительств, работа с инвесторами и пр.). Главное внимание уделялось подготовке резерва руководства и созданию управленческой команды.
В результате удалось резко увеличить объем продаж (более чем в три раза), повысить конкурентоспособность (увеличить ассортимент и экспорт продукции, ее качество и пр.).
Следующий этап работ (1996 г.) в основном был посвящен перестройке организационной структуры (реструктуризации) комбината с предоставлением подразделениям самостоятельности, созданию управляющей компании и отработке соответствующих комплексных механизмов управления (клиентная ориентация, увеличение собственных оборотных средств и система работы «под ключ», управление корпоративными финансовыми потоками, система оплаты труда и др.). На этот год был принят несколько завышенный план роста объема продаж. Однако основные результаты преобразований выявились в следующем году.
Цели и стратегии на 1997 г.
Основная стратегия, которая позволит достичь поставленных целей, сформулирована так: не допустить падения объемов продаж и усилить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках; усилить конкурентоспособность продукта.
Учитывая анализ внешней и внутренней среды, прогнозы развития рынка и производственный потенциал предприятия, ставились следующие цели:
ü обеспечить продажу ткани в объеме, соответствующем целевым
установкам;
ü осуществить разработку и вывод на рынок нового продукта в необходимом объеме;
ü повысить долю рынка до 2,3%.
Для достижения целевых установок необходимо было решить следующие стратегические задачи:
ü увеличить объем продаж по сегментам с 1,4 до 2,2 раза;
ü перейти с функциональной структуры управления разработкой новой продукции на продуктовую и ускорить создание новых конкурентоспособных продуктов; выполнить план маркетинговых работ по поиску и освоению новых ниш рынка; расширить сеть региональных представительств и обеспечить их эффективное функционирование;
ü сохранить оборотный капитал, обеспечив его ликвидность на уровне 95%;
ü обеспечить объем производства в соответствии с целевыми установками по объему продаж (заказы должны выполняться точно в срок, с минимальными издержками и качеством, удовлетворяющим запросы клиента); сократить сроки отработки технологии и нормативно-технической документации на новый продукт; обеспечить качественное проведение работы по отработке технологических процессов, гарантирующее выполнение требований качества и максимальной эффективности при массовом производстве продукта;
ü ускорить внедрение системы работы «под заказ»; разработать
и внедрить базовый пакет документов по управлению качеством на базе международных стандартов ИСО-9000; разработать систему оплаты труда по конечному результату с учетом проведения реструктуризации фабрик и изменения организации и мотивации труда;
ü завершить техническую реконструкцию фабрик, проведя весь комплекс работ по ремонту оборудования и отработке технологии; продолжить работу по реструктуризации подразделений компании с переводом их на самостоятельный баланс и расчетные счета;
ü разработать и внедрить систему управленческого учета для более
эффективного управления издержками и финансовой деятельностью; создать концепцию и стратегическую программу ассортиментного и технико-технологического развития на ближайшую и среднесрочную (1998-2000 гг.) перспективы; провести комплекс мероприятий по внедрению разработанных нормативов по расходу сырья и материалов; развивать систему стратегического планирования и управления по целям.
В условиях нестабильной экономики и при наличии многих внутренних проблем достижение намеченных целей было сложным процессом, однако результаты работы за 1997 г. внушали оптимизм. Планы по реализации выполнены на 126%, значительно снижены темпы падения производительности труда в натуральном выражении, доход на одного работника увеличен до 839 500 неденоминированных рублей.
Объемы производства в 1997 г. увеличились по сравнению с 1996 г. в 1,5 раза.
В настоящее время холдинг (более 20 фирм) «Компания «Чайковский текстиль» — одно из ведущих предприятий в отрасли. Он является
надежным поставщиком высококачественной текстильной продукции как на отечественном, так и на мировом рынке (28% российского экспорта шелковых тканей и тканей из искусственных волокон).
Сегодня компания обеспечивает: поставку продукции под зарегистрированным товарным знаком, соответствующей международным стандартам ИСО-9000; послепродажную гарантию на весь срок эксплуатации; Чайковский сертификат качества (решением Международного института маркетинга продукция компании награждена за качество Международной алмазной звездой).
Компания продолжает динамично развиваться. Имеются сильная служба развития, включающая управление маркетингом, центр информации, анализа и стратегического планирования, центр технического развития, помощник директора по персоналу и отдел кадров, компания активно участвует в передаче опыта реформирования и реструктуризации другим предприятиям.
Традиционно под предприятиями, требующими реформирования и реструктуризации, понимаются бывшие (акционированные) государственные структуры, находящиеся в кризисном или предбанкротном состоянии.
Это не совсем верно. Реформирование не менее необходимо и благополучным предприятиям или коммерческим организациям, имеющим неиспользованные резервы системы управления, и предприятиям, идущим к финансовому кризису из-за потери управляемости (когда система управления не соответствует производственным возможностям).
К данному классу можно уверенно отнести быстроразвивающиеся коммерческие структуры, типичным представителем которых является ОАО «Электротехническая корпорация».
Пример 2. ОАО «Электротехническая корпорация» — головная организация группы фирм и предприятий, объединенных одной торговой маркой «РОЭЛ» (Российская электротехника). Сегодня это один из лидеров на российском рынке электротехнической продукции.
В основе деятельности корпорации лежит опыт реализации сложных технологических цепочек и нестандартных схем по товарным взаимозачетам. Такая мера позволяет значительно увеличивать оборот и повышать загрузку производственных мощностей российских предприятий на 30—40%, «расширять» задолженности предприятий друг другу и бюджету. Реализация проектов корпорации позволит обеспечить рабочие места нескольким десяткам тысяч человек.
Основные партнеры корпорации — крупные заводы и объединения: Крюковский вентиляторный завод, Ясногорский насосный завод, завод Ливгидромаш, ВЭМЗ (Владимир), ЯЭМЗ (Ярославль), «Южэлектромаш» (Каховка), «Электродвигатель» (Могилев), КЭМЗ (Бишкек), «Уралэлектро» (Медногорск), «Азерэлектромаш» (Баку) и др.
Вокруг «Электротехнической корпорации» сформирована необходимая инфраструктура: работают консалтинговая фирма, аудиторская фирма «РОЭЛ Аудит»; имеется специальное подразделение, занимающееся реализацией сложных зачетных схем, организацией товарных потоков, использованием нетрадиционных финансовых инструментов; создана торговая структура (торговый дом); для управления недвижимостью образована управляющая компания; ведется подготовка и переподготовка кадров менеджеров; имеются своя киностудия, рекламное агентство и ряд других фирм.
Созданная инфраструктура позволяет реализовывать значимые и крупномасштабные проекты: ведутся проекты по изготовлению и реализации новых типов энергетических установок для обеспечения регионов, поселков и отдельных предприятий независимыми источниками электро- и теплопитания с использованием высокоэффективного энергетического оборудования, создаваемого на базе конверсии военной техники и технологий оборонной промышленности (в рамках программы «Новая энергетика России»); прорабатываются проекты телефонизации отдельных районов России; начаты комплексные региональные программы; осуществляются другие мероприятия. Строится собственный деловой офисный центр в Москве проектной площадью 40 000 м" (в настоящее время введена в действие первая очередь офиса площадью 12 000 м ).
Однако еще в 1992 г. «Электротехническая корпорация» была небольшой фирмой «ЭТТА» («Электротехника, технология, автоматизация») с оборотом в несколько десятков тысяч долларов, объединяющая коллектив в 20—30 человек.
Что же позволило относительно небольшой фирме превратиться в достаточно мощную и устойчивую структуру, реализация проектов которой позволяет обеспечить рабочие места нескольким десяткам тысяч человек в разных городах России? Ответ прост. Это наличие целей и стратегии развития, жесткая политика руководства, направленная на реализацию этой стратегии, постоянная работа с консультантами по реформированию фирмы.
Остановимся на работах по реформированию подробнее.
Фирма «ЭТТА» как торговая развивалась сравнительно высокими темпами и к 1995г. масштабы, а главное — возможности ее деятельности в рамках созданного блока фирм выросли настолько, что возникли серьезные проблемы дальнейшего развития:
ü рост упущенной прибыли из-за неполной реализации многих новых выгодных проектов;
ü появление признаков потери управляемости — несоответствие
системы управления, сложившейся в малой фирме, существующим масштабам и структуре (более десятка фирм);
ü недостаточная эффективность деятельности из-за неполного использования имеющихся возможностей и как следствие — угроза снижения конкурентоспособности;
ü неуверенность в том, что очередное намеченное крупное увеличение оборота реализуемо.
Осознав эти проблемы, руководство решило сначала «укрепить тылы», а уже затем существенно увеличить объем продаж и вместе с внешними консультантами начало комплекс работ по реформированию системы управления. Через несколько месяцев результаты работ дали возможность достичь намечавшихся масштабов развития. Управленческое консультирование стало повседневной нормой, дало новые возможности инновационного развития фирмы, определившие новую стратегию, привело к преобразованиям, позволившим создать корпорацию в ее современном виде.
Программа работ по реформированию фирмы Комплексная диагностика дала следующие результаты.
Сильные стороны фирмы:
ü достаточно прочная позиция на рынке электротехнических изделий;
ü нестандартные отношения с предприятиями-поставщиками, оказание помощи в их обеспечении важнейшими материалами; достаточно
сплоченный коллектив единомышленников;
ü хорошо развитая первая очередь информационной компьютеризованной поддержки (например, что особенно важно, автоматизация учета договоров и складского учета);
ü активные, целеустремленные руководители, понимающие необходимость изменений в системе управления;
ü возможность маневрировать ресурсами в рамках блока фирм
«РОЭЛ»; большие потенциальные возможности увеличения масштабов
и видов деятельности.
Слабые стороны фирмы:
v несовершенная система планирования и управления;
v отсутствие жизненно важных для фирмы специализированных
служб маркетинга и финансового планирования;
v несогласованность учетной политики предприятия, ориентированной на повышение эффективности управления;
v невыполнение функций финансового менеджера (не осуществляется анализ финансового состояния и финансовой эффективности, не обосновывается привлечение дополнительных финансовых ресурсов и пр.);
v недостаточное обоснование проектов развития;
v неоправданно высокая концентрация функций и ответственности
у руководителей фирмы, что вызывает их стрессовую перегрузку и ухудшение своевременности и качества принимаемых решений;
v отсутствие четкой организационной структуры и распределения
функций;
v появление признаков неполной управляемости, которые могут
стать угрожающими при росте фирмы и усложнении ситуации;
v отсутствие программы развития персонала (обучение, стажировки и пр.), что грозит относительным снижением профессионального уровня, необходимого для конкурентоспособного развития фирмы;
v дефицит (примерно в 1,5 раза) необходимых для нормальной работы площадей.
Общие выводы
Анализ показал, что сложившуюся на фирме систему управления в целом можно считать:
Ø вполне приемлемой для начальных стадий развития фирмы (по ее
состоянию примерно полгода — год назад);
Ø заметно не соответствующей решаемым в настоящий момент фирмой задачам, что снижает эффективность функционирования фирмы;
Ø неприемлемой для решения перспективных (на полгода и год вперед) задач, что создает серьезный риск для дальнейшего успешного, развития фирмы и требует неотложной реорганизации системы управления и организационной структуры.
На основании выводов были выбраны главные направления неотложной реорганизации:
Ø четкая формулировка принципов, целей, критериев и стратегических направлений работы и развития фирмы;
Ø устранение наиболее узких мест в организации управления (отсутствие маркетинговой службы, финансового планирования и пр.);
Ø комплексная проработка системы управления.
Другими словами, потребовалось разработать стратегию развития, создать программу и механизм ее реализации. Был сформирован перечень первоочередных мероприятий, разработан и осуществлен следующий комплекс проектов реформирования:
создание механизма стратегического управления развитием (включая определение целей, критериев развития, оценку и выбор ассортиментной политики, систему управления изменениями);
изменение организационной структуры, четкое распределение
задач и функций с делегированием ответственности и полномочий;
организация эффективной единой системы бухгалтерского учета
и финансового планирования;
организация эффективной маркетинговой службы;
образование системы управления персоналом, профилактика текучести кадров;
разработка и реализация («под ключ») бизнес-плана для разворачивания нового направления деятельности;
обучение персонала эффективным методам работы в условиях
цивилизованного рынка;
формирование системы внутреннего документооборота.
Реализацию этих предложений рекомендовалось начать с формирования целевых установок («траектории развития»). Затем в рамках требования выявления и устранения узких мест разрабатывались взаимосвязанные программы первоочередных мероприятий. Так, одними из первоочередных мер были: укрепление финансовой системы, т.е. разработка и принятие для внутрифирменного использования учетной политики, автоматизация бухгалтерского учета, создание системы финансового планирования, увязка с ними в единую систему учета договоров; введение должности финансового менеджера (или распределение его функций) и создание подразделения финансового планирования и анализа.
Параллельно была предложена отработка технологий обоснования и управления реализацией проектов развития (на примере бизнес-плана проекта «Малая энергетика. Энергоснабжение») во взаимоувязке его финансового раздела с создаваемой системой финансового планирования и управления.
Одновременно началась подготовка всего персонала к реорганизации и обучение его эффективным методам работы. Были сформированы рабочие группы, ответственные за реализацию мероприятий.
Анализ опыта нескольких лет работы показал, что поставленные в этот период цели оказались заниженными (увеличение оборота на 50% за полгода и на 100% за год). Организация работы на основе современных технологий управления свидетельствует о том, что за год можно поднять оборот не вдвое, а на порядок.
Через полгода после начала работ появились признаки потери управляемости и, следовательно, конкурентоспособности. Причина заключалась в слишком бурном росте коммерческих и производственных возможностей, за которыми не успевала система управления. Была повторена вся процедура — постановка целей, разработка программы и мероприятий, согласование деятельности рабочих групп, обучение, контроль исполнения. Такая итерационная процедура действует до настоящего времени.
Реализация программы реформирования
Одна из российских особенностей такова: обычно идей предлагается во много раз больше, чем за рубежом; планов и программ не меньше,
чем за рубежом, а вот процент реализации этих программ — во много раз меньше. Поэтому реализуемость является одним из самых узких мест и для программ реформирования.
Как показывает практика фирмы «РОЭЛ», какой бы хорошей ни была программа развития и какими бы авторитетными компаниями она ни разрабатывалась, в том числе западными, она не будет воплощена в жизнь до тех пор, пока не использованы соответствующие механизмы реализации и активизации персонала, т.е. сняты барьеры освоения инновации.
Прежде всего, необходимо обеспечить эффективную комплексную
технологию управления, ориентированную на результат, и в первую очередь - решение следующих задач: планирование и организация эффективной производственной и проектной деятельности на всех рабочих местах предприятия; объективный контроль за ее результатами; оперативное принятие решений управляющими и специалистами всех уровней; мотивация персонала.
Отметим лишь несколько необходимых условий успешной реализации программы реформирования.
1. Наличие лидера, знающего рынок, умеющего предвидеть его динамику. В отличие от «классического» менеджера, умеющего планировать, контролировать и управлять финансами, производством и пр., лидер преобразует и обновляет, видит возможности, которых не замечают другие. Лидер формирует стратегию и команду, ее реализующую, высвобождая энергию творчества работников, заинтересованных и воодушевленных его примером, совершающих возможное и невозможное.
2. Выработанная стратегия, программа развития должны быть не
декларацией, которую многие работники и не видели, и не слышали, и не понимают, а шансом для каждого идентифицировать себя с предприятием. Для этого нужно подобрать хороших «реализаторов». Таким образом, главное не что делать и даже не как делать, а кто делает.
3. Новая организационная структура должна отражать стратегию
развития. Для нее нужны способные независимые специалисты, в повседневную работу которых лидер не вмешивается. Он отслеживает процесс
через систему управленческого учета и систему правил поведения.
4. Делегирование полномочий, в рамках которого работники проводят программные мероприятия, должно обеспечивать отдачу на вложенные ресурсы.
5. В результате децентрализации каждое подразделение, центр финансового учета вносят существенный вклад в реализацию программы реформирования за счет многофункционального командного подхода.
6. Анализ, сегментирование и моделирование рынка, позиционирование товара проводятся перманентно.
7. Приоритеты распределения средств выполняются с учетом интересов предприятия в целом; оцениваются последствия принимаемых решений.
На сегодняшний день основа стратегии корпорации: в функциональной области — комплексное, качественное и надежное обслуживание клиентов; в области развития — инновационный путь, обеспечивающий повышение эффективности (конкурентоспособности) работы клиентов, партнеров и самой корпорации за счет активизации и использования выгодных новшеств, как в производственной сфере, так и в сферах управления, экономики и финансов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня очевидно, что предприятия для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны постоянно вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Внешняя среда организации меняется все быстрее и все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Организация должна обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, перманентно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.
Концепция управления изменениями охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры предприятия. Для обеспечения комплексности решения проблем предприятия концепция преобразований должна объединить две цели:
обеспечение дееспособности на короткий срок;
восстановление конкурентоспособности на продолжительное время.
СПИСК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антикризисное управление: Учебное пособие: В 2-х томах, Т2: Отв. Редактор Г.К. Таль. – М.: ИНФРА – М, 2004 г.-1027 с.
2. Тутунджян А.К. Реструктуризация предприятий в условиях рыночной экономики: проблемы теории и практики / А.К. Тутунджян. – М.: ЗАО «Издательство Экономика » 2000 г.-262с.
3. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. – М.: Альпина Паблишер, 2002.-287 с.
4. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002 г.-520 с.
5. Кондратьев, Краснова “Реструктуризация управления компанией”, 2000 г.
6. Мазур, Шаниро “Реструктуризация предприятий и компаний”,
2000 г.