Создание единого федерального регистра инвалидов
В настоящее время государственные и региональные информационные ресурсы в отношении инвалидов существуют в виде обособленных ведомственных информационных систем, в условиях отсутствия единой методической и нормативно-технической базы, существенно отличающихся в части программного обеспечения, уровня автоматизации процессов, целей создания и функционирования, структур и качеству/достоверности данных они не содержат информации о доступности окружения инвалида.
Сведения об инвалидах (федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактические учреждения, федеральные государственные протезно-ортопедические предприятия, государственные внебюджетные фонды, органы и учреждения социальной защиты населения, органы государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации) не всегда доступны другим органам государственной власти, органам местного самоуправления для оперативного практического использования, имеет место несоответствие объемов и состава содержащихся в них данных.
Внутриведомственный характер информационно-коммуникационных технологий не позволяет обеспечить координацию и межведомственное взаимодействие при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, осуществлять мониторинг доступности и оценку хода и результатов реабилитационных услуг.
Использование различных информационных технологий (форматов данных, протоколов обмена и др.), низкий уровень автоматизации и отсутствие всеобъемлющей, унифицированной классификации, справочников и других документов методического характера ограничивают возможность интеграции, обобщения и комплексного анализа информации, содержащейся в различных системах, а также затрудняют доступ к указанным государственным ресурсам организаций и граждан.
В результате осложняется использование баз данных в режиме «реального времени» при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, проведение анализа и прогноза инвалидности, ее причин, разработка межведомственных, ведомственных программ и индивидуальных программ реабилитации инвалидов, оценка эффективности реабилитационных услуг и соответствующих бюджетных расходов.
В сложившихся условиях объективная оценка доступности среды фактически нереализуема.
В этой связи в целях совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы инвалидов предполагается создание единого федерального регистра инвалидов.
Формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов требует создания самостоятельного федерального регистра детей-инвалидов, а также системы мониторинга социально-экономического положения семей, имеющих детей-инвалидов.
Формирование единого федерального регистра инвалидов затронет все внутри- и межведомственные информационные потоки, начиная от процедуры установления инвалидности и заканчивая предоставлением реабилитационных услуг, оценкой их стоимости и эффективности, а также доступности физического и информационного окружения в отношении конкретного инвалида.
Источниками информации единого федерального регистра инвалидов будут служить данные учреждений медико-социальной экспертизы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов и учреждений социальной защиты населения, органов здравоохранения и государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных учреждений образования, органов записи актов гражданского состояния, органов местного самоуправления, научных и учебных учреждений, лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, протезно-ортопедических предприятий и др.
Единый федеральный регистр будет являться системой создания, отображения и передачи данных об инвалидах, их экспертизе и прохождении реабилитационного «маршрута», а также о результатах реабилитационных мероприятий.
Это в свою очередь, позволит решить ряд вопросов, имеющих ключевое значение для автоматизированной обработки информации, статистического учета, анализа, а также для разработки стратегии профилактики инвалидности, соответствующих федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, информационно-справочной поддержки организаций и граждан.
Формирование единого федерального регистра инвалидов должно осуществляться на основе следующих принципов:
обеспечение высокого качества (целостность, валидность, взаимоувязанность) информации в информационных ресурсах;
сохранение конфиденциальности персональных данных инвалидов и других заявителей;
поддержка различных форматов данных, сформированных в отношении инвалида и его окружения институционально обособленными ведомственными структурами, унифицированных в соответствии с МКФ;
наличие и взаимосвязь двух компонентов (федеральный и региональный), каждый из которых реализует набор функций в рамках государственной системы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации в соответствии с их компетенциями и существующими обязательствами в отношении инвалидов.
Реализацию мероприятий по созданию единого федерального регистра инвалидов планируется осуществить в два этапа:
на первом этапе (2001-2012 гг.) предполагается разработка нормативных правовых, методических, программных, информационных и учебных документов и материалов, необходимых для осуществления мероприятий по основным направлениям деятельности, по созданию единого федерального регистра;
на втором этапе (2013-2015 гг.) – проведение пилотных проектов создания единого федерального регистра инвалидов.
Источником финансового обеспечения создания федерального компонента единого федерального регистра инвалидов планируется осуществить за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Финансовое обеспечение создания регионального компонента единого федерального регистра инвалидов планируется осуществить за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.