Понятие, принципы, правовое регулирование оценки и оценочной деятельности
Оценочная деятельность — профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Основным нормативным актом, регулирующим оценку, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»[268]. Требования к проведению оценки и осуществлению оценочной деятельности определяются также стандартами оценочной деятельности, которые подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.
Федеральные стандарты оценки (далее — ФСО) разрабатываются Национальным советом по оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки; утверждаются Минэкономразвития России; подлежат опубликованию в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. № 60[269], и размещению на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет[270]. В качестве примера ФСО назовем:
— «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1)[271];
— цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)[272];
— требования к отчету об оценке (ФСО № 3)[273];
— определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)[274].
Международные стандарты оценки (МСО) разрабатываются и утверждаются международной неправительственной организацией — Международным комитетом по стандартам оценки (МКСО) — International Valuation Standards Committee (IVSC)[275]. МСО содержат всемирно признанные понятия и принципы подготовки стоимостных оценок для поддержания функционирования глобальной экономики. Действующая с 1 января 2012 г. новая редакция МСО (IVSC 2011) охватывает широкий перечень объектов оценки (финансовые инструменты, недвижимость, нематериальные активы и бизнес)[276].
Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков (далее — СРО оценщиков) и не могут противоречить ФСО.
Следует иметь в виду, что данные и иные акты, принятые в соответствии с Законом об оценочной деятельности, регулируют профессиональную оценку, осуществляемую субъектами оценочной деятельности. Вместе с тем в практике хозяйственной деятельности широкое распространение получила внутрихозяйственная оценка. Она осуществляется самими хозяйствующими субъектами в отношении принадлежащего им имущества и иных объектов оценки.
Функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере оценочной деятельности осуществляет Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, ведения единого государственного реестра СРО оценщиков.
Регулирование оценочной деятельности (в том числе в части разработки федеральных стандартов оценки) осуществляет также Национальный совет по оценочной деятельности — некоммерческая организация, которая создана СРО оценщиков, зарегистрирована Росреестром и членами которой являются более чем 50% СРО оценщиков, объединяющих более чем 50% всех оценщиков.
Среди принципов оценочной деятельности назовем принцип профессионализма; независимости (ст. 16 Закона об оценочной деятельности), полноты, достоверности, оспоримости.
Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации и приватизации предприятий, разрешении имущественных споров, принятии управленческих решений и иных случаях (п. 4 ФСО № 2). При этом следует учитывать, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев (п. 26 ФСО № 1).
В случае наличия спора о достоверности величины стоимости, в том числе и в связи с наличием иного отчета об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом или третейским судом. Суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случае обязательного совершения сделки в соответствии с законодательством РФ (ст. 13 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со ст. 6 Закона об оценочной деятельности результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами. «Статья 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предоставляет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в порядке арбитражного процессуального судопроизводства, результат проведения оценки любому заинтересованному лицу, а не только субъектам оценочной деятельности. При этом заинтересованным лицом является любое лицо, которое считает, что результат проведения оценки влияет на его права и законные интересы. Выяснение указанного обстоятельства судом возможно только при рассмотрении дела по существу»[277].