Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов и т.д.)
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; миграционная политика; модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности; другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности).
4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс;
исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики);
5) жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства);
6) охрана окружающей среды (экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды);
7) образование;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт ;
10) социальная политика;
11) межбюджетные трансферты;
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.
Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления являются:
1) доходы:
налоговые доходы;
доходы от собственности;
доходы от оказания платных услуг;
суммы принудительного изъятия;
безвозмездные поступления от бюджетов;
страховые взносы на обязательное социальное страхование;
доходы от операций с активами;
прочие доходы;
2) расходы:
оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
оплата работ, услуг;
обслуживание государственного (муниципального) долга;
безвозмездные перечисления организациям;
безвозмездные перечисления бюджетам;
социальное обеспечение;
расходы по операциям с активами;
прочие расходы;
3) поступление нефинансовых активов:
увеличение стоимости основных средств;
увеличение стоимости нематериальных активов;
увеличение стоимости непроизведенных активов;
увеличение стоимости материальных запасов;
4) выбытие нефинансовых активов:
уменьшение стоимости основных средств;
уменьшение стоимости нематериальных активов;
уменьшение стоимости непроизведенных активов;
уменьшение стоимости материальных запасов;
5) поступление финансовых активов:
поступление на счета бюджетов;
увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
увеличение задолженности по бюджетным кредитам;
увеличение стоимости иных финансовых активов;
увеличение прочей дебиторской задолженности;
6) выбытие финансовых активов:
выбытие со счетов бюджетов;
уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;
уменьшение стоимости иных финансовых активов;
уменьшение прочей дебиторской задолженности;
7) увеличение обязательств:
увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;
увеличение прочей кредиторской задолженности;
8) уменьшение обязательств:
уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу;
уменьшение прочей кредиторской задолженности.
Т5 Сбалансированность бюджета
Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Однако на практике такого, как правило, не бывает и имеет место как профицит так и дефицит. Их размер и отношение к ВВП является основными финансовыми показателями сектора государственного управления. Бюджет государства – очень сложная экономическая конструкция, и поэтому нельзя заранее сказать, что профицит – это хорошо, а дефицит - плохо. Дело в том, что бюджет государства является составляющей всей финансовой системы страны, а , следовательно, зависит от нее.
Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Профицит при нормальном развитии страны, строго говоря, не нужен. Он означает избыточность финансовых ресурсов государства, которым надо найти применение.
Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:
(1) сократить привлечение доходов от продаж государственной или муниципальной собственности;
(2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);
(3) предусмотреть направлен бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
(4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет перечисления части доходов бюджетам других уровней.
Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Впервые за несколько лет в 2000 г. профицит федерального бюджета составил 2,5% ВВП. По итогам 2008 года, профицит федерального бюджета составил 0,2% ВВП.
Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике - дефицит бюджета, т. е. превышение доходов бюджета над его доходами. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе. Плохо продуманная политика в области покрытия дефицита бюджета может привести к быстрому росту государственного долга.
Основные причины образования дефицита бюджета:
Ø рост государственных расходов,
Ø чрезвычайные обстоятельства,
Ø кризисные явления в экономике.
Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет не более 3% ВВП по «международному стандарту», принятому в рамках Европейского союза. При таком дефиците государственный долг не становится обременительным и может быть стабилизирован, либо выплачен при благоприятных условиях.
Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более суммы доходов - это критический дефицит.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.
Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.
В состав источников финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
1. внутренние источники (в валюте РФ):
Ø размещение государственных ценных бумаг Российской Федерации;
Ø бюджетные кредиты, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
Ø кредиты кредитных организаций;
Ø кредитами международных финансовых организаций;
Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
Ø иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
2. внешние источники (в иностранной валюте):
Ø государственные займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг;
Ø кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
Ø кредиты кредитных организаций.
Ø иные источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В состав источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
1. внутренние источники (в валюте РФ):
Ø размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
Ø кредиты кредитных организаций;
Ø бюджетные кредиты, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
Ø бюджетные кредиты, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
Ø кредиты международных финансовых организаций;
Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;
Ø иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
2. внешние источники (в иностранной валюте):
Ø размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
Ø кредиты иностранных банков в иностранной валюте;
Ø иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Остатки средств бюджета субъекта Российской Федерации на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта Российской Федерации, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:
Ø размещение муниципальных ценных бумаг;
Ø кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
Ø бюджетные кредиты, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
Ø бюджетные кредиты, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;
Ø иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.