Анализ совокупных издержек предприятия
Анализ бизнес-процессов – основное направление снижения затрат в целом и себестоимости продукции в частности. Цепочка бизнес-процессов, создающая стоимость продукции, начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей и компонентов продукции, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукции конечным потребителям. Анализируя цепочку создания себестоимости и стоимости продукции, можно найти варианты снижения затрат.
Для управления себестоимостью при анализе используется классификация издержек по разным критериям.
Издержки – это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
Для анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема и прибыли издержки подразделяют на постоянные и переменные.
Переменные затраты – это затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции. Следовательно, размер этих расходов на каждую единицу продукции остается неизменным. К переменным затратам чаще всего относят сырье и материалы; заработную плату рабочих; арендную плату, если ее величина устанавливается в качестве определенного процента с оборота предприятия; издержки на энергоносители, необходимые для производства продукции; издержки на доставку продукции, если этот вид услуг перепоручается предприятием какой-либо третьей стороне – железной дороге, почте, автотранспортному предприятию.
Постоянные затраты – это затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства. Размер этих расходов на каждую единицу продукции изменяется с изменением объема производства и реализации продукции. К постоянным затратам относятся заработная плата административного персонала (оклады), арендная плата, расходы на эксплуатацию и ремонт машин, издержки на энергоносители (электричество, газ, нефть, уголь), которые направлены на удовлетворение энергопотребностей (например на освещение и отопление), издержки на доставку товаров, если на предприятии существует для этих целей собственный транспорт, маркетинговые издержки, амортизация.
Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции может измениться из-за:
· объема продукции;
· структуры продукции;
· уровня переменных затрат на единицу продукции;
· суммы постоянных расходов.
На практике многие издержки не так явно можно разделить на постоянные и переменные. Это является сложной задачей для бухгалтера-аналитика и почти невыполнимой для внешнего аналитика, не имеющего данных внутреннего учета.
Чаще всего в российской практике издержки подразделяются на издержки производства и издержки обращения.
Издержки производства – это расходы, связанные с изготовлением товарной продукции предприятия и образующие ее производственную себестоимость (сырье, материалы, заработная плата рабочих и т. д.).
Издержки обращения – это затраты, связанные с реализацией продукции потребителям, т. е. затраты по отгрузке продукции покупателям, затраты на доставку, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынка, комиссионные сборы и отчисления.
Совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимости продукции (работ, услуг).
На структуру затрат влияют следующие факторы:
· техническая оснащенность производства;
· уровень автоматизации и механизации труда;
· специализация технико-экономической деятельности;
· природно-климатические условия;
· месторасположения предприятия.
При этом факторы делятся на группы:
· прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продукции; изменение структуры потребляемого сырья, материалов, топлива; улучшение использования основных фондов и др.);
· не зависящие от работы предприятия (природно-климатические условия, месторасположение предприятия и т. д.).
В рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится расчет влияния каждого фактора на себестоимость продукции.