Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
Государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией.
По экономическому признаку различают:
1.Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных органами государственной власти долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
2.Основной долг – это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами государственной власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц.
3. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
В зависимости от типа кредитора (резиденты и нерезиденты) и рынка заимствований (внутренний, внешний) по классификации разделяют внутренний и внешний долг.
В РФ в основе деления государственного долга на внутренний и внешний лежит признак валюты, в которой выражены долговые обязательства.
Внутренний долг РФ включает в себя обязательства Правительства РФ в российских рублях, а внешний долг РФ - обязательства Правительства РФ в иностранной валюте.
Государственный внутренний долг РФ на 01.12.2013 составил 4358 млрд руб.
Государственный внешний долг РФ на 01.12.13 (55 834,6 млн. долларов США) включал в себя следующие основные компоненты: задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба; перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба; перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ (Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи); перед международными финансовыми организациями; коммерческая задолженность бывшего СССР; задолженность по внешним и внутренним облигационным займам; государственные гарантии РФ в иностранной валюте.
Внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики по нескольким направлениям: усиливает зависимость от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики; происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность; дестабилизируется денежно- кредитная ситуация; происходит ослабление позиций страны на мировых рынках товаров и капиталов.
В управлении государственным долгом используются следующие методы:
1.рефинансирование – погашение части государственного долга за счёт вновь привлечённых средств;
2.реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долг. обяз-в с заменой указанных долг. обяз-в иными долг. обяз-вами, предусматрив. др. условия обслуживания и погашения.
3.конверсия – изменение доходности займа ( (+)или (-)%);
4.консолидация – объединение ранее выпущенных займов в новый займ с более длительным сроком погашения;
5.новация – соглашение между государством-заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
6.отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в объявленные сроки;
7.дефолт – отказ государства от выплаты государственного долга.
19. Финансовая политика государства: цели и задачи.
Финансовая политика государства - это совокупность форм и методов регулирования государством отношений в сфере финансов с целью стимулирования экономического роста, поддержания экономической и социальной стабильности.
Субъектом финансовой политики является государство. Это органы законодательной и исполнительной власти, разрабатывающие стратегию основных направлений развития финансовых отношений на перспективу, определяющие тактику действий на предстоящий период и ищущие пути достижения стратегических целей. В России в силу конституционных особенностей приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту.
В качестве объектов финансовой политики выступает совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, являющиеся звеньями финансовой системы страны.
Целями финансовой политики могут являться: политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики. экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне. социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Но всё же в настоящее время главной целью государственной финансовой политики должно стать формирование приемлемых финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
В рамках данных целей необходимо рассмотреть следующие задачи: создание условий для обеспечения наибольшего объема финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; выработка эффективного финансового механизма; формирование действенной системы управления финансовыми ресурсами; организация строгого регулирования и стимулирования социально-экономических процессов при помощи финансовых методов.
Так же выделяют два основных целевых направления проведения финансовой политики: фискальное и регулирующее.
Фискальное направление предполагает решение задач, связанных с балансированием доходов и расходов государства.
Регулирующее направление предполагает регулирование экономических процессов при помощи инструментов государства (налогов, государственных кредитов, бюджетных ассигнований, норм и нормативов), которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов.
Содержание финансовой политики можно представить как единство трёх составных частей: разработки обоснованных наукой концепций развития финансов; определения главных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу и текущий период; осуществления практических действий по достижению поставленных целей.
Финансовый механизм - совокупность установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементами финансового механизма являются: финансовые методы; финансовые рычаги; нормативно-правовое обеспечение; информационное обеспечение.
Финансовый механизм подразделяется на: директивный; регулирующий.
Директивный механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Такими отношениями являются: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила финансовых отношений («правила игры») в конкретных сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства.
К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:
Правительство РФ, Министерство финансов РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой политики); Министерство экономического развития и торговли РФ (вырабатывает государственную политику в сфере финансового оздоровления организаций); Министерство иностранных дел РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области расширения финансовых связей РФ с иностранными государствами и международными организациями;
Федеральное казначейство совместно с ЦБ РФ принимает участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики.
Выделяют три основных типа финансовой политики: классическую;регулирующую;планово-директивную.
Классическая финансовая политика (XIX в. и до конца 1920-х гг.) основана на трудах классиков политэкономии А.Смита и Д. Рикардо. Основной постулат — невмешательство государства в экономику, а значит и в сферу финансов. Государство должно выполнять роль «ночного сторожа»: обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, охранять частную собственность, стремиться к минимизации государственных расходов, которые являются для предпринимателей дополнительными расходами. Именно поэтому классический тип финансовой политики называют также фискальным.
Регулирующая финансовая политика (основатель Джон Мейнард Кейнс). Джон Кейнс и его многочисленные последователи обосновали необходимость активного вмешательства государства в экономику и регулирования им циклического развития экономики. Основным инструментом воздействия государства на экономику стали государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный платежеспособный спрос, обеспечивается рост производства, увеличивается НД, создаются новые рабочие места, ликвидируется безработица, что в итоге приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Финансовая политика Дж. М. Кейнса отражена в модели «Кейнсианский крест». В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою высокую эффективность во всех западных странах.
В 70-х годах ХХ в. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отменяет, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Американским экономистом Артуром Лаффером с помощью модели под названием «Кривая Лаффера» был рассмотрен механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов
Планово-директивный тип финансовой политики присущ государственному регулированию в командной экономике. Он характеризуется жёсткой централизацией государством подавляющей части финансовых ресурсов в экономике, распределением и перераспределением их через государственный бюджет. Финансы кооперативных предприятий, которые формально не относились к государственному сектору экономики, также жёстко регулировались государством. Использование директивной финансовой политики не в экстремальных, а в нормальных условиях функционирования экономики приводит к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства; замедлению развития социальной сферы; ухудшению финансового положения государства.
В условиях рыночной экономики, эффективной является, как доказано мировым опытом, регулирующая финансовая политика.