Ответственность за нарушение валютного законодательства

Нарушение норм валютного законодательства может тянуть за собой гражданско-правовую, административную и криминальную ответственность согласно действующему законодательству Украины.
К правонарушениям банков, других кредитно-финансовых учреждений, резидентов и нерезидентов, валютное законодательство относит:
— пропуск сроков расчетов в валютных операциях, при выполнении обязательств за соглашениями и тому подобное;
— осуществление валютных операций без генеральной или индиви
дуальной лицензии Национального банка Украины;
— незаконное укрывательство в других государствах валютных ценностей, которые принадлежат резидентам;
— невыполнение уполномоченными банками поручений резидентов относительно покупки и продажи иностранной валюты;
— невыполнение резидентами установленных требований относительно продажи валютных средств, которые поступили на их счета;
— невыполнение уполномоченными банками функции валютного контроля;
— несвоевременное представление, укрывательство или перекручивание
отчетность о валютных операциях и тому подобное.
За указанные выше нарушения предусмотрены такие санкции:
— штраф в размере, эквивалентном стоимости валютных ценностей, на сумму которых состоялось нарушение;
— штраф в сумме, которая устанавливается Национальным банком Украины:
— пеня;
— лишение лицензии Национального банка Украины:
— исключение из реестра банков и кредитно-финансовых учреждений.
Ответственность за конкретные виды правонарушений предусмотрена в Декрете Кабинета Министров Украины "Про систему валютной регуляции и валютного контролю" (ст. 16), Законе Украины "Про порядок осуществления расчетов в иностранных валюти", положении Национального банка Украины о валютном контроле и в других актах.
Да, осуществление банками операций с валютными ценностями без получения генеральной лицензии НБУ тянет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости) отмеченных валютных ценностей с исключением банка из Реестра банков или без такого исключения. Осуществление резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями, которые нуждаются в индивидуальной лицензии НБУ, без ее получения тянет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме отмеченных валютных ценностей.

102. Закон Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине" Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранностью государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств, эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, в государственных фондах, в бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали в период, который проверяется) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в периоде, который проверяется) государственное или коммунальное имущество (далее - подконтрольные учреждения), выполнением местных бюджетов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем. Государственный финансовый контроль реализуется государственной контрольно-ревизионной службой через проведение государственного финансового аудита, проверки государственных закупок и инспектирование.

103 Закона Украины "О Счетной палате". Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчинен и подотчетен ей. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства. Счетная палата является юридическим лицом, имеет свою печать со своим наименованием и изображением Государственного Герба Украины. Местонахождением Счетной палаты является город Киев. Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным выполнением расходной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению, осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины , определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов, контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды, контроль за соблюдением законности при предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам , международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках; анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений по их устранению, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом; регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления других контрольных функций, выполнение других задач, предусмотренных для Счетной палаты действующим законодательством Украины.

104. Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля".

Настоящий Декрет устанавливает режим осуществления валютных операций на территории Украины, определяет общие принципы валютного регулирования, полномочия государственных органов i функции банков и других кредитно-финансовых учреждений Украины в регулировании валютных операций, права и обязанности субъектов валютных отношений, порядок осуществления валютного контроля , ответственность за нарушение валютного законодательства.

105. Закон Украины "О Национальном банке Украины"

Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особым центральным органом государственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины, этим Законом и другими законами Украины. Национальный банк имеет уставный капитал, являются государственной собственностью. Источниками формирования уставного капитала Национального банка являются доходы его сметы, а при необходимости - Государственный бюджет Украины основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. При выполнении своей основной функции Национальный банк должен исходить из приоритетности достижения и поддержания ценовой стабильности в государстве. Национальный банк в пределах своих полномочий способствует стабильности банковской системы при условии, что это не препятствует достижению цели, определенной в части второй настоящей статьи.

106. Закон Украины "О банках и банковской деятельности" Украина самостоятельно организует банковскую систему. Банковская система является двухуровневой и состоит из Национального банка Украины и коммерческих банков, в том числе внешнеэкономических банка Украины, Сберегательного банка Украины, республиканских и других коммерческих банков разных видов и форм собственности. Банки - это учреждения, функцией которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения средств предприятий, учреждений, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций, предусмотренных этим Законом. Банки являются юридическими лицами. Они являются экономически самостоятельными и полностью независимыми от исполнительных органов государственной власти в решениях, связанных с их оперативной деятельностью, а также относительно требований и указаний, которые не отвечают действующему законодательству. Работникам органов государственной власти и управления запрещается участие, в том числе совмещение должностей, в органах управления банков. Банки в своей деятельности руководствуются настоящим Законом, законодательством Украины об акционерных обществах и другие виды хозяйственных обществ, другими законодательными актами Украины, нормативными актами Национального банка Украины и своими уставами. Субъекты предпринимательской деятельности без их регистрации в Национальном банке Украины, согласно этому Закону не имеют права использовать в своих названиях термин "банк" и производные от него словосочетания.

107. Закон Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине»Общие принципы функционирования платежных систем в Украине, отношения в сфере перевода средств регулируются Конституцией Украины, законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", "О почтовой связи "Связь", настоящим Законом, другими актами законодательства Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, а также Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов Международной торговой палаты, Унифицированными правилами по инкассо Международной торговой палаты, Унифицированными правилами по договорным гарантиям Международной торговой палаты и другими международно-правовыми актами по вопросам перевода средств.

108. Указ Президента Украины «О Положении Государственной казначейской службы Украины»

Государственная казначейская служба Украины (Казначейство Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов Украины. Казначейство Украины входит в систему органов исполнительной власти и образуется для реализации государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств. Казначейство Украины является участником системы электронных платежей Национального банка Украины. Казначейство Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Министерства финансов Украины (далее - Минфин Украины), другими актами законодательства Украины, а также поручениями Президента Украины и Министра. Основными задачами Казначейства Украины: 1) внесение предложений относительно формирования государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, 2) реализация государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

Наши рекомендации