Виды налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом РФ
соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
Виды налогового контроля. В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:1) государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);2) негосударственный контроль: а) внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.По времени проведения налогового контроля различают: ^предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;
2) текущий (оперативный) контроль - проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;3) последующий (периодический) контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. .Раздел II. Налоговое производство и налоговый контроль. В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:1) документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;2) фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:
* налоговые проверки;
* получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
* проверка данных учета и отчетности;
* осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
* другие формы, предусмотренные НК РФ.
Основная форма проведения налогового контроля из перечисленных выше — налоговая проверка, которая подразделяется на камеральную и выездную. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 НК РФ.Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно: 1) по месту нахождения организации1, месту нахождения ее обособленных подразделений; 2) месту жительства физического лица; 3) по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику (организации или физическому лицу) недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговый кодекс различает понятия «место нахождения организации» и «место осуществления организацией своей деятельности». Первое понятие связано с учетом налогоплательщиков, второе — с выявлением момента возникновения обязательств по уплате местных налогов.Глава 9. Организация налогового контроля.Постановка на учет организации по месту нахождения или индивидуального предпринимателя по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или соответственно реестре индивидуальных предпринимателей в установленном Правительством РФ порядке.Министерство финансов РФ определяет особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций.Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.Обязанности по сообщению в налоговые органы сведений, связанных с учетом налогоплательщиков, возлагаются на органы юстиции; советы адвокатских палат субъектов РФ; органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, актов гражданского состояния физических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, транспортных средств; органы опеки и попечительства; на иные органы (ст. 85 Н К РФ).Свои обязательства перед налоговыми органами в соответствии со ст. 86 НК РФ имеют и банки. Они должны: открывать счета субъектам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта; выдавать налоговому органу справки по операциям и счетам организаций и граждан в течение пяти дней после мотивированного запроса.
19. Меры, применяемые налоговыми органами к налогоплательщикам, при неуплате налогов
Неуплата или несвоевременная уплата налога, выявленная налоговыми органами по итогам выездной налоговой проверки, влечет применение к налогоплательщику негативных для него мер, среди которых основными являются взыскание недоимки, пеней и штрафов. Причем к налогоплательщику могут быть одновременно применены все эти меры либо только некоторых из них. Рассмотрим подробнее, что же такое недоимка, пеня, штраф и в чем их различие .Недоимка
Пени
Штрафы
Недоимка
Законодательное понятие недоимки установлено в п. 2 ст. 11 НК РФ: ею признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный срок. Как следует из определения недоимки, ее основными признаками являются (ст. 45 НК РФ):
во-первых, неисполнение обязанности по уплате налога или сбора, под которой понимается зачисление соответствующих денежных сумм на соответствующий счет территориальных органов Федерального казначейства. Поэтому по общему правилу, если денежные средства не перечислены налогоплательщиком на счет Федерального казначейства, его обязанность по уплате налога или сбора не считается исполненной.
Несмотря на достаточно простое определение понятия «недоимка», как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов, часто возникает недопонимание того, что считать недоимкой. Так, не следует считать недоимкой сумму неправомерно возмещенного и перечисленного налогоплательщику НДС.
Также не возникает недоимки и при перечислении налогов через «проблемные» банки, принявшие налоговый платеж, но не перечислившие реальные деньги на счет Федерального казначейства. Правда, это правило не действует в случае, когда налогоплательщик знает о проблемах банка, о его неплатежеспособности, но при этом все равно принимает решение о перечислении сумм налога именно через этот банк. Тогда нельзя говорить о невиновности налогоплательщика в том, что денежные средства не попали в бюджет страны. Ведь если налогоплательщик знал о том, что его банк является «проблемным» (например, в связи с тем, что он неоднократно получал извещение о «зависших» платежах в этом банке) и все же отправил ему поручение на перечисление налогов, ему может быть предъявлены претензии в умышленным неисполнении обязанности по уплате налога. В таком случае он будет полностью отвечать за несвоевременную уплату налога в бюджет. Таким образом, списанная с расчетного счета налогоплательщика сумма в кредитном учреждении по поручению на уплату налога, но не перечисленная в бюджет, при отсутствии вины налогоплательщика не может считаться недоимкой.
В заключение заметим, что возникшая недоимка может быть погашена самим налогоплательщиком, в противном случае это сделает налоговый орган, выявивший недоимку в ходе проведения налоговой проверки. Ведь по общему правилу, установленному п. 1 ст. 45 НК РФ, недоимка с юридических лиц взыскивается в бесспорном порядке, т.е. путем списания ее суммы с расчетного счета налогоплательщика.
Далее рассмотрим, какие последствия ожидают налогоплательщиков, за которыми числится недоимка. Прежде всего, конечно, нужно сказать о пенях.
Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством (ст. 75 НК РФ). Причем пеня не рассматривается как мера ответственности за противоправное поведение налогоплательщика (т.е. не является санкцией, как штрафы), а является способом обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов. Иными словами, пени носят не карательный характер, а восстановительный, являясь компенсацией государству потерь вследствие несвоевременного исполнения обязанности по уплате налога.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. То есть последний день для уплаты налога, определенный законом, не включается в период просрочки и начисление пени начинается со следующего дня. Последним днем для начисления пени является день исполнения обязанности по уплате недоимки либо день вступления в силу решения о предоставлении налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 8 ст. 64 НК РФ).Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, т.е. от недоимки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Однако в некоторых обстоятельствах, исключается взыскание пеней с налогоплательщика, не уплатившего вовремя налог. Так, если на момент возникновения недоимки она не могла быть погашена в силу объективных причин, к которым относится приостановление операций по счетам в банке или арест имущества по решению суда или налогового органа, начисление пеней на такую сумму задолженности не производится. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ в этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Также пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (п. 8 ст. 75 НК РФ).
В отличие от пеней штрафы, налагаемые на нарушителей налогового законодательства, являются карательной мерой.
Штрафы
Штрафы (денежные взыскания) представляют собой налоговые санкции, применяемые к налогоплательщикам в качестве меры ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 и 2 ст. 114 НК РФ). За каждый вид правонарушения НК РФ предусматривает определенный размер штрафной санкции. Если же по результатам проведения налоговой проверки вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, налоговые санкции в виде штрафов к нему не применяются.
Размер штрафных санкций может быть как увеличен, так и уменьшен при наличии отягчающих или смягчающих обстоятельств. При этом к отягчающим обстоятельствам относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за совершаемое правонарушение. Нарушение будет считаться повторным, если решение о наложении на налогоплательщика санкций за такое же нарушение принято судом или налоговом органом менее чем за 12 месяцев до совершения нового налогового правонарушения (п. 2 и 3 ст. 112 НК РФ). Как указано в п. 4 ст. 114 НК РФ, при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа за каждое конкретное правонарушение увеличивается на 100%.
В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;
4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Заметим, что привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени. А освобождение налогоплательщика (налогового агента) от ответственности за совершение налогового правонарушения предусматривает его освобождение только от взыскания штрафов, но не пени и недоимки.