Классификация предпринимательской деятельности
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предпринимательство – инициативное, самостоятельное, осуществляемое от своего имени, на свой риск и под свою ответственность деятельность физических и юридических лиц направленное на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров , выполнения работ или оказания услуг.
Основные составляющие предпринимательской деятельности:
1. Наличие хорошо продуманной бизнес идеи;
2. Наличие качеств и свойств предпринимателя;
3. Наличие разработанного бизнес плана(сущность проекта, анализ рисков, возможность реализации данном регионе);
Основные качества предпринимателя:
1. личностные
2. финансовые
3. маркетинговые
4. управленческие качества
Формирование бизнес идеи и ее реализация
Формирование предпринимательской идеи представляет собой систему логических умозаключений, основанных на вновь появившихся или ранее не принимавшихся во внимание факторов.
Источники информации для формирования новой идеи:
¾ Товарный рынок
предприниматель выявляет существующий дефицит товаров и услуги анализирует свои возможности по ликвидации данного дефицита
¾ Структурные разрывы в системе общественного производства
Предприниматель анализирует процесс производства товара, маршрут продвижения товара от производителя к потребителю и форму предложения товара покупателям
¾ Новые достижения науки и техники
Характерен инновационным предприятиям, требует высокой информированности и значительных затрат интеллектуального труда
Предприниматель осуществляет выбор бизнес идей на основе сравнительного анализа бизнес идей.
Экономические показатели Инвестиции 300 400
Выручка 100 150
Затраты 50 40
Себестоимость
Прибыль 100т 300т
Финансовые показатели NPV(ЧДД) = сумм(Пt –Зt)аt-сум Кt >0
PI (ИД) = сумм(Пt –Зt)аt / сум Кt >1
Сфера принятия предпринимательских решений - это совокупность факторов оказывающих влияния на процесс принятия предпринимательских решений.
Внутренний сегмент - та пространственная область на которую распространяется воздействие самого предпринимателя.(внешний, внутренний сегмент, предприниматель)
1. Цели деятельности
2. Технология производства
3. Организационная структура
4. Штатное расписание
5. Подбор персонала
Внешний сегмент
1. Фактор прямого воздействия :
2. государственные органы,
3. контр агенты,
4. конкуренты,
5. имидж фирмы,
6. профсоюзы.
Факторы косвенного воздействия(апасредованно):
1. Политическая ситуация,
2. научно технические достижения,
3. Состояние экономики,
4. Социально культурные ,
5. Ситуация на мировых рынках.
Технология принятия предпринимательских решений
Это логическая последовательность действий обеспечивающих альтернативных вариантов и выявления наиболее эффективных с точки зрения поставленных целей и потенциальных возможностей фирмы.
З метода принятия предпринимательских решений :
1. Интуитивный
2. Основной (реальный метод принятия предпринимательских решений, который основан на логически взаимосвязанных и расчетно обоснованных решениях.
3. Комбинированный (реально интуитивный)
Классификация предпринимательской деятельности
1. В зависимости от формы собственности
2. В зависимости от функций которые предприниматель принимает на себя.
¾ Государственное предпринимательство (форма осуществления экономической активности от имени предприятия учрежденного государственными органами управления, здавохр., образование, дорожная инфраструктура )
¾ Частное предпринимательство (форма экономической активности от имени предприятия или от имени предпринимателя)
¾ Производственное (непосредственно связанно с выполнением производственных функций):производство товаров, оказание услуг, инновационное предпринимательство, научно техническое , информационное.
Факторы необходимые для ведения производственного предпринимательства :
а) основные средства
б) оборотные средства
в) рабочая сила
г) информация
¾ Коммерческое ( сделки и операции по купле продаже товаров и услуг): торгово-закупочная, торгово- посредническое,
товарная биржа- это разновидность оптового товарного рынка ,без предварительного осмотра покупателя образцов товара
¾ Финансовое : банковская, страховое, аудиторское , лизинговое, фронтовой биржы;
а) Основные субъекты финансового предпринимательства являются:
б) коммерческие банки
в) фондовые биржи – организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок ценных бумаг который способствует повышению мобильности капитала и выявлению рыночной стоимости активов
¾ Консультационное
Круг вопросов: общее управление компании, финансовое управление, управление персоналом, маркетинг, информационные технологии.
Методы консультирования
1. Экспертный
консультант самостоятельно осуществляет диагностику и разрабатывает проектные решения, клиент обеспечивает всей необходимой документацией;
2. Процессный
специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах активно взаимодействуют с клиентом побуждают высказывать свои предложения;
3. Обучающий
его основная цель – это подготовка почвы для возникновения новых идей и выработки новых предложений, консультанты проводят у клиентов семинары и разрабатывают для него специальное методическое обеспечение .
Предпринимательские риски
Классификация:
1. По возможности страхования
¾ Возможно застраховать, т.е. переложить на других хозяйствующих субъектов
¾ Невозможно застраховать, т.е. группа риска, которую предприниматель вынужден принимать на себя
2. По возможно диверсификации
¾ Систематический, т.е. он характерен для всех субъектов хозяйствования осуществляющих свою деятельность в данных экономических условиях
¾ Специфические, т.е. связан со спецификой деятельности фирмы или проблемами развития отдельной отрасли
3. В зависимости от этапа решаемой проблемы
¾ На этапе принятия решений
¾ На этапе реализации решений
4. Про природе возникновения
¾ Хозяйственные
¾ Риски, связанные с личностью самого предпринимателя
¾ Риски, связанные с недостатком информации
5. По масштабам
¾ Глобальные. Они отражают экономическую ситуацию, как в отдельной стране, так и в целом мире
¾ Локальные. Риски, которые присущи отдельно взятой фирме
6. По сфере возникновения
¾ Внешние
¾ Внутренние
7. По длительности воздействия риска
¾ Кратковременные, т.е. те которые проявляются в течении определенного периода времени
¾ Долговременные. К ним относятся риски, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности и время воздействия которых невозможно спрогнозировать
8. По ожидаемому результаты
¾ Спекулятивные (получение прибыли и убытка)
¾ Обычный (получение убытка)
9. По степени допустимости
¾ Допустимые. Означает угрозу неполной потери прибыли в случае неблагоприятного стечения обстоятельств
¾ Критический. Характеризуются тем, что возможны не только потеря прибыли, но и выручки
¾ Катастрофический. Как правило приводят к банкротству предприятия. Возможные потери превышают не только потенциальную прибыль, но и потенциальную выручку.
10. По степени обоснования
¾ Оправданные риск (правомерный)
¾ Неоправданный риск
Выделяют 3 группы ПрРисков, которые связаны с производством и реализацией товаров и услуг и которые присущи всем видам предпринимательской деятельности:
1. Экономические
¾ Производственные. Проявляются во всех видах производственной деятельности. Причинные возникновения:
а) Снижение объемов производства продукции
б) Рост материальных затрат
в) Низкое качество продукции
г) Потери, связанные с выпуском несертифициарованной продукции
¾ Коммерческие. Риски связанные с реализацией товаров и услуг. Включают в себя:
а) Риски, связанные с транспортировкой товара
б) Риски, связанные с приемом товаров/услуг покупателем
в) Риски, связанные с неплатенческой способности покупателя
¾ Кредитные. Возникают в случае невыполнении предпринимателем финансовых обязательств перед инвестором
¾ Инвестиционные. Связан со спецификой вложения предпринимателя денежных средств в инвестиционные проекты
¾ Валютные. Это вероятность возникновения финансовых потерь в случае изменения курса валют
¾ Инфляционный проявляется в снижении покупательской способности, росте цен на товары/услуги, снижением спроса населением
¾ Финансовый. Связан с принятием различных решений
2. Технологические. Проявляются в нарушении условий ведения технологических процессов, а также потере материальных ресурсов, снижении качества выпускаемой продукции.
3. Политические. Связаны с изменение политической ситуации в стране
Управление предпринимательскими рисками
Это вид деятельности направленный на смягчение последствий от возникновения кризисных ситуаций.
Методы управления рисками:
1. Уклонение от риска. Заключается в отказе от осуществления финансовых операций и реализации, определенных видов деятельности, которые связаны с высоким риском.
2. Принятие риска на себя. Основная задача – поиск дополнительных средств, которые могут потребоваться в случае проявления риска
3. Передача риска. Путем заключения контрактов передается та часть предпринимательских рисков, по которой контракты имеют большие возможности нейтрализации риска. Проявляется при выборе базисных условий контракта
Факторинговые сделки
Заключаются с кредитными организациями, в качестве которых могут выступать банки или специализированные факторинговые компании. Позволяют нейтрализировать риск для кредитора
4. Страхование риска. Сделки с различными специализированными страховыми компаниями
5. Объединение рисков. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров в другие предприятия. С этой целью создаются финансово-промышленные группы
6. Диверсификация рисков
а) Диверсификация предпринимательской деятельности – это использование каких-либо альтернативных подходов
б) Диверсификация портфеля ценных бумаг - покупка ценных бумаг каких-либо предприятий, чтобы минимизировать свои риски
в) Диверсификация поставщиков сырья, материалов, комплектующих