Облагается ли НДС передача товаров в рекламных целях (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)?
Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не облагается НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
По данному вопросу существует две точки зрения.
Официальная позиция, выраженная Минфином России, заключается в том, что продукция, переданная в рекламных целях, облагается НДС, если расходы на приобретение данных товаров превышают 100 руб. По мнению авторов, введенная льгота не исключает дальнейших споров.
В то же время есть примеры судебных решений и работы авторов, в которых говорится о том, что раздача рекламной продукции НДС не облагается, если расходы по ее приобретению учитываются при налогообложении прибыли.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Передача товаров в рекламных целях облагается НДС
Письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-11/424
Ведомство разъясняет, что передача в рекламных целях каталогов, содержащих информацию о товарах, облагается НДС. При этом передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб., не облагается НДС на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Письмо Минфина России от 10.06.2010 N 03-07-07/36
Финансовое ведомство разъясняет, что распространение в рекламных целях брошюр, буклетов, флаеров, календарей, листовок облагается НДС.
Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-07-11/338
Разъяснено, что распространение брошюр в рекламных целях облагается НДС.
Письмо Минфина России от 14.04.2008 N 03-07-11/144
Разъяснено, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых превышают 100 руб., облагается НДС.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 22.09.2006 N 03-04-11/178
Консультация эксперта, 2008
Письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276
Разъяснено, что бесплатная передача физическим лицам рекламной или сувенирной продукции облагается НДС. Однако согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. Для применения этой льготы налогоплательщик должен подтвердить, что передача подарка соответствует законодательству о рекламе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206
Разъяснено, что рекламная или сувенирная продукция, расходы на приобретение единицы которой превышают 100 руб., бесплатно (безвозмездно) переданная партнерам, является объектом налогообложения по НДС.
Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 N 20-12/102577.1
Московское налоговое ведомство разъяснило, что продукция (ручки, пакеты, брелоки и т.д.), безвозмездно переданная в рекламных целях, облагается НДС, если расходы на приобретение (создание) единицы данных товаров превышают 100 руб. Налоговая база определяется исходя из рыночных цен на данную продукцию.
Консультация эксперта, 2011
Автор, учитывая позицию Минфина России, разъясняет, что при передаче в рамках рекламной акции на безвозмездной основе товара, стоимость которого превышает 100 руб., возникает объект налогообложения по НДС.
Консультация эксперта, 2009
По мнению автора, при безвозмездной передаче потенциальным покупателям образцов продукции организация обязана исчислить и уплатить НДС.
Статья: О налогообложении НДС рекламных кампаний (Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", ст. 1) ("Налоговые споры", 2005, N 11)
Содержит разъяснения автора о том, что с введением льготы для уплаты НДС при передаче рекламных материалов не устранена причина споров, так как осталось непонятным, все ли передаваемое в рекламных целях можно подвести под понятие товара. Например, являются ли товаром рекламные брошюры, буклеты, каталоги и т.п.
Аналогичные выводы содержит...
КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2006 года
Статья: Особенности налогообложения рекламной акции ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 16)
Автор дает разъяснения по существующим подходам к налогообложению передачи товаров в рекламных целях.
Аналогичные выводы содержит...
Статья: Что выгоднее: раздача подарков или розыгрыш призов? ("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6)
Консультация эксперта, 2007
Статья: НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) ("Новая бухгалтерия", 2007, N 6)
Автор указывает, что с введением льготы передача подарков стоимостью больше 100 руб. облагается НДС, а "входной" НДС по таким подаркам принимается к вычету.
Аналогичные выводы содержит...
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 22.09.2006 N 03-04-11/178 "Расчет НДС при передаче товаров в качестве сувениров" ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 21)
Позиция 2. Передача товаров в рекламных целях не облагается НДС
Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу N А40-47825/11-116-132
Суд установил, что налогоплательщик распространял рекламную продукцию, стоимость единицы которой не превышала 100 руб. Раздача производилась для собственных нужд, поскольку была направлена на увеличение экономических показателей вследствие повышения интереса к продукции. При этом налогоплательщик учитывал стоимость материалов в расходах по налогу на прибыль. Таким образом, согласно пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ при распространении рекламной продукции объект налогообложения по НДС отсутствовал.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Московского округа от 08.11.2011 по делу N А40-560/11-99-3
Постановление ФАС Московского округа от 25.06.2010 N КА-А40/6610-10 по делу N А40-104444/09-127-696
Суд установил, что общество распространяло среди рекламодателей и партнеров рекламную продукцию (mp3-плееры с гравировкой телеканала общества и майки с логотипом). В результате такой раздачи организация получила обратное представление в виде привлечения интереса к телеканалу, повышения его узнаваемости среди потенциальных клиентов и расширения аудитории телеканала. Таким образом, передача продукции на рекламные цели организации не является безвозмездной сделкой и не должна облагаться НДС.
Постановление ФАС Московского округа от 06.10.2009 N КА-А40/10351-09 по делу N А40-84804/08-141-399
Суд пришел к выводу, что передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, поскольку их стоимость включалась в общую цену товаров, а затраты общества на рекламу списывались в расходы.
Статья: Стимулирующая лотерея в торговле ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)
Автор приходит к выводу, что если расходы на приобретение рекламной продукции учитываются при налогообложении прибыли, то при ее раздаче объекта по НДС не возникает.
Аналогичные выводы содержит...
Статья: Расходы на рекламу ("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11)
Консультация эксперта, 2009
Автор считает, что стоимость товаров, переданных в рекламных целях, не облагается НДС, однако такую позицию придется отстаивать в суде.
Аналогичные выводы содержит...
Статья: Сувенир не подарок, а средство продвижения ("Налоговые споры", 2007, N 4)