Основные и оборотные средства

Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длится дольше года

Оборотные средства предприятия представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения. Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции.

Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла.

Они классифицируются по следующим элементам:

производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы); К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др.

незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП);

незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке;

расходы будущих периодов, т.е. затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах;

фонды обращения, т.е. совокупность средств, функционирующих в сфере обращения; (готовая к реализация продукция, находящаяся на складах предприятия; продукция отгруженная, но еще не оплаченная покупателем; денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке, а так же средства, находящиеся в незаконченных расчетах (дебиторская задолженность).

Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму.

Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости.

По источникам формирования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные оборотные средства. Собственные оборотные средства - это средства, закрепленные в уставном фонде в части, предназначенной для формирования оборотных средств, необходимых для функционирования предприятия. Собственные оборотные средства могут пополняться за счет прибыли, амортизационного фонда и др.

Кроме того, предприятия в качестве источника формирования оборотных средств могут пользоваться средствами, приравненными к собственным (так называемые устойчивые пассивы), к которым относят: постоянная минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на социальные нужды; суммы начисленные работникам за отпуска; расчеты с финансовыми органами по налогам и сборам и т.д.

Заемные средства служат для покрытия временных нужд предприятия в оборотных средствах, создаются за счет ссуд банка и кредиторской задолженности поставщикам.

69. Диагностика финансового кризиса компании представляется полный финансовый анализ предприятия, нацеленный на выявления кризисных симптомов и тенденции развития организации.
В зависимости от того, какие цели преследует компания, когда проводит диагностику финансового кризиса , выделяют две разновидности :
1. Экспресс-диагностика финансового кризиса.
2. Фундаментальная диагностика финансового кризиса.
Экспресс-диагностика. Главной целью того анализа является ранее обнаружения симптомов кризиса предприятия и оценка размеров кризисного состояния. Экспресс-диагностика выполняется по следующим этапам.

1. Определение объектов наблюдения "кризисного поля", реализующего угрозу возникновения финансового кризиса предприятия. Система анализа "кризисного поля" должна строится с учетом степени важности объекта.
Параметры "кризисного поля"

2. Формирование индикаторов угрозы возникновения финансового кризиса предприятия. Индикаторы формируются по каждому объекту изучения "кризисного поля". В процессе формирования все индикаторы делят на две группы: объемные( абсолютный показатель) и структурные ( относительный показатель).
3. Анализ отдельных сторон финансовой деятельности предприятия в условиях кризиса, осуществляемый стандартными методами. Характеристикой данного анализа является сравнение отчетных кризисных индикаторов с плановыми и выявление отклонений. Увеличение отклонения характеризует вероятность появления кризисных явлений.
4. Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия. Данная оценка приводится на основе уже имеющейся информации кризисного развития. При оценки масштабов используются три основные характеристики:
- легкий финансовый кризис;
- глубокий финансовый кризис;
- катастрофический финансовый кризис.

70. Организационно-производственный менеджмент в неплатежеспособной организации

Организационно-производственный менеджмент представляет собой совокупность мероприятий организационно-управленческого характера направленных на достижение главной цели - повышение эффективности производства для создания конкурентоспособной продукции.

Антикризисный менеджмент включает следующие блоки (элементы):

1. Диагностика финансового состояния.

2. Маркетинг.

3. Инвестиции: собственные; привлеченные.

4. Управление персоналом: административный; производственный.

5. Производственный менеджмент (оперативное управление производством).

6. Реорганизационно-ликвидационные процедуры

должен быть положен в основу реструктуризации предприятия, является принцип наилучшего и наиболее эффективного использования имущества, который определяет, что разделять или объединять имущество и права на него следует таким образом, чтобы стоимость данного имущества и прав на него возрастала.

Существуют различные организационные механизмы, позволяющие смягчить кризисную ситуацию на производстве без применения процедур банкротства:

1) проблемы разрешимы посредством применения известных форм организации управления промышленного производства, таких, как холдинги и трасты, которые позволяют создать условия для эффективной деятельности предприятий, функционирующих в форме корпораций. Образование холдингов приводит к созданию объединений юридических и физических лиц, подразумевающих жесткий административный контроль;

2) другим организационным способом повышения эффективности промышленного производства в настоящее время считает формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).

В качестве приоритетных направлений инвестиций в рамках ФПГ могут быть предложены:

- проекты по созданию конкурентоспособной на мировом рынке;

- новые технологии;

- первоочередные проекты государственной структурной политики;

- проекты для выполнения федеральных программ поставок для государственных нужд.

3) при реализации процедур внешнего управления целесообразны организация и развитие различных форм лизинга в связи с ограниченными финансовыми ресурсами предприятий при кризисе платежей, что снижает возможности закупки ими необходимого оборудования и других технических средств.

Лизинг - это краткосрочный прокат или долгосрочная аренда с последующим выкупом арендованного имущества. Необходимость организации и проведения научно-технических исследований и конструкторско-технологических работ в процессе антикризисного управления производством связана с решением трех основных задач:

1. Определение вида конкурентоспособной продукции.

2. Определение источников и размеров инвестиций.

3. Определение места производства продукции.

В общем случае стратегия антикризисного управления производством заключается в разработке и реализации программ обновления технологий для удовлетворения потребностей производства и обеспечения спроса на продукцию предприятия.

Антикризисное управление должно строиться на основе принципа избирательности, подразумевающего учет основных, в том числе рыночных, показателей деятельности предприятия.

Наши рекомендации