Элементы учетной политики по готовой продукции и товарам
По готовой продукции основными элементами учетной политики являются:
- выбор учетной цены на готовую продукцию;
- выбор способа учета выпуска продукции (работ, услуг);
- определение порядка формирования резервов под снижение стоимости готовой продукции.
В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:
- фактически производственная себестоимость (полная и неполная);
- нормативная себестоимость (полная и неполная);
- договорные цены;
- другие виды цен.
Основные особенности и условия применения указанных цен рассмотрены в § 9.2.
Выбор способа учета выпуска продукции (работ, услуг). В Плане счетов бухгалтерского учета 2000 г. предусмотрена возможность учета выпуска продукции (работ, услуг) по двум вариантам: без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и с использованием данного счета.
Преимущества и недостатки обоих вариантов учета выпуска продукции рассмотрены в § 9.5.
Резервы под снижение стоимости готовой продукции формируются таким же образом, как и по материальным запасам.
Основными элементами учетной политики по товарам являются:
- способ распределения складских расходов между видами материальных ценностей в неторговых организациях;
- способ распределения расходов на продажу товаров;
- метод аналитического учета товаров;
- порядок формирования покупной стоимости товаров в организациях торговли;
- способ оценки товаров для организаций розничной торговли;
- способ оценки продаваемых товаров;
- вариант синтетического учета поступления товаров;
- порядок формирования резервов под снижение стоимости товаров.
Способы распределения складских расходов между видами материальных ценностей в неторговых организациях. В соответствии с п. 226 Методических указаний по учету МПЗ в тех случаях, когда на складе организации помимо товаров хранятся другие материальные ценности (готовая продукция, материалы и т.п.), расходы по хранению материальных ценностей распределяются между видами материальных ценностей следующими способами:
- пропорционально их объему;
- пропорционально их весу (массе);
- пропорционально их стоимости.
Выбор конкретного способа распределения складских расходов между видами МПЗ зависит в основном от их специфических особенностей.
Способы распределения расходов на продажу товаров. В соответствии с п. 228 Методических указаний по учету МПЗ расходы на продажу товаров, как правило, ежемесячно списываются в полном размере в дебет счета учета продаж (первый вариант). Если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой их в организацию, составляет значительный удельный вес в общем объеме выручки от продаж товаров (более 10%), то допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатками на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остатки не проданных к концу месяца товаров, остается на счете 44 "Расходы на продажу" и переходит на следующий месяц (второй вариант).
Использование второго варианта распределения расходов на продажу позволяет более точно исчислять себестоимость проданных и непроданных товаров и может оказать существенное влияние на показатели прибыли, балансовой стоимости имущества и ряд других показателей.
Второй вариант распределения расходов на продажу товаров рекомендуется использовать также при неравномерном уровне производства товарной продукции в течение года (продукция растениеводства, рыбного промысла и т.п.).
Методы аналитического учета товаров. Аналитический учет товаров ведется в натурально-стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров с их отличительными признаками (марка, артикул, сорт и т.п.) по количеству и фактической себестоимости.
В соответствии с п. 240 Методических указаний по учету МПЗ при ведении натурально-стоимостного учета могут применяться два разных метода учета товаров:
- сортовой;
- партионный.
При использовании сортового метода товары учитываются на карточках сортового учета, отражающих наличие и движение товаров. Сущность сортового метода учета товаров изложена в п. 136-140 Методических указаний по учету МПЗ.
При использовании партионного метода учет товаров ведется не только по сортам, но и по каждой партии товаров, под которой понимают товары, поступившие одновременно по одному документу либо по нескольким документам. Партионный метод учета должен применяться одновременно в бухгалтерской службе и на складе.
При партионном методе учета аналитический учет товаров ведется на специальных карточках (партионных картах), которые регистрируются с присвоением номера каждой партии товаров. Каждая партия товаров размещается на складе отдельно от других товаров; в первичных расходных документах указывается номер партионной карты; оборотные ведомости по товарам партии составляются отдельно от других товаров; после выбытия соответствующей партии производится инвентаризация по данной партии товаров.
Партионный метод учета товаров является более трудоемким по сравнению с сортовым методом. Вместе с тем его использование позволяет более эффективно управлять запасами товаров.
Порядок формирования покупной стоимости товаров в организации торговли. В соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, могут включать:
1) в стоимость приобретенных товаров;
2) в расходы на продажу.
При оценке последствий принимаемых решений по данному элементу учетной политики необходимо иметь в виду, что при использовании первого варианта себестоимость закупленных товаров оказывается выше, чем при использовании второго варианта. При частичной продаже товаров остатки непроданных товаров отражаются по соответствующим статьям баланса в завышенной оценке, поскольку расходы по продаже товаров полностью или частично ежемесячно списываются на счет 90 "Продажи" независимо от факта продажи товаров.
Увеличение стоимости непроданных товаров завышает показатели стоимости оборотных активов и всего имущества организации на конец месяца и оказывает влияние на все показатели, исчисляемые на их основе.
Кроме того, нужно учитывать, что в налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если это предусмотрено условиями договора с поставщиком. В других случаях транспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.
Для одновременного выполнения требований бухгалтерского и налогового учета транспортные расходы целесообразно учитывать на счетах:
- 41 "Товары" - если они включены в цену товара по условиям договора;
- 44 "Расходы на продажу" - в остальных случаях.
Способы оценки товаров организации розничной торговли. Организации розничной торговли могут оценивать товары:
а) по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок);
б) по стоимости приобретения.
Выбор варианта оценки товаров определяется в основном возможностью применения натурально-стоимостного способа учета остатков движения товаров (см. § 9.9).
Способы оценки продаваемых товаров. При продаже товаров (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) они могут оцениваться по себестоимости единицы запасов, средней себестоимости, методом ФИФО (по аналогии с материалами).
Последствия применения указанных способов оценки продаваемых товаров рассмотрены в § 6.13.
Варианты синтетического учета поступления товаров. Синтетический учет поступления товаров может осуществляться с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" или без использования данного счета в порядке, аналогичном порядку учета операций с материалами.
Порядок формирования резервов под снижение стоимости товаров. Резервы под снижение стоимости товаров формируются так же, как и по материалам.