Формы, место и время проведения производственной практики
Формой практики является выездная, так как объекты производственной практики находятся вне стационарного места учебы. Так же в отдельных случаях форма практики может быть стационарной в структурных подразделениях университета (максимальное число практикантов – 2 человека).
Способ проведения практики – непрерывный, в соответствии с календарным планом, графиком учебного процесса и образовательной программой по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль подготовки «Производственный менеджмент в агробизнесе»).
Практика проводится в учреждениях, организациях, предприятиях и структурных подразделениях университета, осуществляющих деятельность в области сельскохозяйственного и агропромышленного производства.
Время и сроки проведения производственной практики по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль подготовки «Производственный менеджмент в агробизнесе») устанавливается в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса ВУЗа.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении производственной практики на предприятиях, учреждениях, организациях составляет: в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ); в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ).
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Организация производственной практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами практическими профессиональными навыками в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль подготовки «Производственный менеджмент в агробизнесе»).
Производственная практика осуществляется на основе договоров между ВУЗом и предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации предоставляют места для прохождения практик студентов Университета.
Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственную практику проходят в этих предприятиях, учреждениях и организациях.
Производственная практика начинается установочной конференцией, которую проводит кафедра менеджмента и права АБиП «КФУ им. В.И. Вернадского», где разъясняются порядок прохождения практики, ее цель, задачи, содержание и сроки проведения, проводится инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Для руководства практикой, проводимой в предприятиях и организациях, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящих к профессорско-преподавательскому составу ВУЗа, и руководитель (руководители) практики из числа работников предприятия (организации). Для руководства практикой, проводимой в образовательных подразделениях образовательной организации, назначается руководитель (руководители) практики от образовательной организации.
Руководитель практики от кафедры:
- устанавливает связь с руководителями практики от предприятия, учреждения, организации и совместно с ними корректирует, а при необходимости составляет программу проведения практики;
- разрабатывает тематику индивидуальных заданий студентам;
- готовит проект приказа о проведении практики студентов;
- принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
- несет ответственность совместно с руководителем практики от предприятия, учреждения, организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий;
- оценивает результаты выполнения студентами программы практики.
Руководитель практики от предприятия (учреждения, организации):
- готовит проект приказа о зачислении студентов на практику;
- составляет график прохождения студентами практики;
- организовывает рабочие места студентам и знакомит их с организацией работы предприятия (учреждения, организации);
- проводит инструктаж по технике безопасности;
- проводит экскурсии на предприятии (в учреждении, организации);
- контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины и правил безопасности;
- руководит работой студентов с целью своевременного и полного выполнения программы практики;
- консультирует студентов по вопросам программы практики и предоставляет помощь в получении необходимой информации;
- контролирует выполнение студентами программы и графика прохождения практики, фиксирует этапы прохождения практики в дневнике практики, проверяет отчет о прохождении практики, дает письменный отзыв и оценивает прохождение студентами производственной практики.
Студент при прохождении практики обязан:
- выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- нести ответственность за выполняемую работ и ее результаты наравне с сотрудниками, а также материальную ответственность за приборы и оборудование;
- вести дневник, где фиксируются все виды работ, выполняемых в течение рабочего дня;
- по окончании практики отчитаться о проделанной работе и представить индивидуальный отчет и дневник руководителю.
Практика завершается заключительной конференцией, на которой подводятся ее итоги, и проводится аттестация в соответствии с учебным планом с учетом требований ФГОС ВО. Студенты, не выполнившие программу производственной практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу производственной практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа, как имеющие академическую задолженность.
6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
6.1. Содержание и структура практики
Номер недели семестра | Наименование раздела практики | Наименование закрепляемых навыков/видов деятельности | Количество академических часов, отводимых на каждый вид работ, и формы их выполнения | ||
Количество академических часов всего | В том числе | ||||
Под руководством преподавателя/руководителя от предприятия | Самостоятельно | ||||
Постановка задачи. Производственный инструктаж по технике безопасности | Формулировка цели и задач производственной практики. | ||||
39,40 | Теоретическая и организационная работа согласно установленному плану | Ознакомление с формами и методами ведения организационно-управленческой работы на предприятии (управленческий и штатный потенциал работников, формы и методы управления и т.д.) | |||
41, 42 | Проведение основных этапов работы (сбор информации по основным разделам практики, формирование соответствующих выводов) | Выполнение и проведение исследований. Проводится в соответствии с разработанной программой, планом-графиком. Основными требованиями являются объективность и достоверность полученных результатов | |||
Подготовка и написание отчета | Результаты оформляются в виде дневника и отчета по практике, и данные используются при написании дипломных работ, статей, докладов |
6.2. Содержание заданий и форм отчетности по разделам практики
Наименование закрепляемых навыков/видов деятельности | Задание | Количество часов, отводимых на выполнение задания | Формы отчетности и содержание отчетных мероприятий | |||
Форма контроля (письменные, устные, с использованием технических средств) | Вид контрольного мероприятия | Требования к отчетным материалам по практике | ||||
Требования к содержанию отчетных материалов | Сроки предоставления отчетных материалов | |||||
Постановка цели и задач производственной практики. | Сформулировать задачи и цели. Независимо от направления тема исследования должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение и новизну | Устный отчет в форме мультимедийной презентации | Предоставление отчета | Согласно указаниям научного руководителя | 1 неделя практики | |
По имеющимся публикациям и другим источникам информации установить степень изученности экономической работы, основные направления работ, условия базы исследования, проанализировать методические вопросы. | Устный отчет в форме мультимедийной презентации | Предоставление отчета | Согласно указаниям научного руководителя | 1 неделя практики | ||
Ознакомление с формами и методами управленческой деятельности на предприятии (штат управленческих работников, формы и методы менеджмента на предприятии) | Ознакомление с организационно-управленческой и экономической характеристикой предприятия. | Устный отчет в форме мультимедийной презентации | Предоставление отчета | Согласно указаниям научного руководителя | 2 неделя практики | |
Расчет основных показателей качества и эффективности управленческой деятельности предприятия согласно формам отчетности, анкетным опросам, качественным характеристикам, интервью и т.д. | Устный отчет в форме мультимедийной презентации | Предоставление отчета | Согласно указаниям научного руководителя | 2 неделя практики | ||
Выполнение и проведение исследований. Проводится в соответствии с разработанной программой, планом-графиком. Основными требованиями являются объективность и достоверность полученных результатов | При работе с расчетными и плановыми документами, составляются и проводятся расчеты, планы-графики, нормативные и финансовые формы отчетности, отчетность по труду, а так же административные документы предприятия | Письменный отчет и устный доклад в форме мультимедийной презентации | Предоставление отчета | Согласно указаниям научного руководителя | 2-3 неделя практики | |
Результаты оформляются в виде дневника и отчета по практике, и данные используются при написании дипломных работ, статей, докладов | Цифровой материал обрабатывается и анализируется согласно проведенным расчетам. Заполняется дневник практики, завершается работа над отчетом, формируется список выводов и предложений по предприятию в целом и конкретным экономическим результатам | Письменный отчет и устный доклад в форме мультимедийной презентации | Предоставление отчета | Согласно указаниям научного руководителя | 3неделя практики |
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ
В ходе прохождения производственной практики магистранты должны активно использоваться компьютерная техника для демонстрации слайдов с помощью программного приложения Microsoft Power Point. На семинарских и практических занятиях студенты представляют презентации, подготовленные с помощью программного приложения Microsoft Power Point, подготовленные ими в часы самостоятельной работы.
Информационные технологии:
– сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;
– обработка текстовой, графической и эмпирической информации; – подготовка, конструирование и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;
– самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
– использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.
Информационные справочные системы. В ходе реализации целей и задач учебной практики обучающиеся могут при необходимости использовать возможности информационно-справочных систем, электронных библиотек и архивов.
Информационно-справочные и информационно-правовые системы:
– справочная правовая система ГАРАНТ (интернет-версия). URL: http://www.garant.ru/iv/;
– Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_160060/ – Деловая онлайн-библиотека. URL: http://kommersant.org.ua/
8. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
По результатам прохождения практики студент представляет руководителю практики от кафедры отчет и дневник по практике, подписанный руководителем предприятия, учреждения, организации или лицом, ответственным за проведение практики, по формам, приведенным в Приложениях А, Б, В, Г, Д.
Материалы отчета должны излагаться в последовательности, указанной в программе производственной практики, с приложением изученных документов. Примерный объем отчета: 30-40 страниц машинописного текста (формат А4; установки: кегль шрифта – 14, интервал – 1,5; поля: верхнее – 2,0 см; нижнее – 2,0; левое – 3,0 см; правое – 1,5 см). Абзацные отступы - 1,25 см; нумерация страниц – сквозная, начиная со второго листа отчета; номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Отчет должен быть подписан руководителями практики от предприятия и ВУЗа и заверен печатью (на титульном листе отчета).
К отчету прилагается:
- дневник прохождения производственной практики, подписанный руководителями практики от предприятия и ВУЗа и заверенный печатью предприятия (учреждения, организации);
- индивидуальное задание, подписанное руководителями практики от предприятия и ВУЗа.
Оценка по практике является дифференцированным зачетом и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Критерии оценки сформированности компетенций определяются следующим образом (присваивается наивысший в сумме балл = 100 баллов):
1. Постановка общенаучной проблемы, оценка ее актуальности, обоснование задачи исследования (Способность порождать новые идеи, выявлять фундаментальные проблемы, формулировать задачи и намечать пути исследования) = 20 баллов.
2. Качество обзора литературы (широта кругозора, навыки управления информацией). (Способность использовать современные методы обработки и интерпретации научной информации) = 20 баллов.
3. Выбор и освоение методов: планирование экспериментов (Способность самостоятельно выполнять исследование, использовать современную аппаратуру и вычислительные средства, навыки работы в коллективе, способность к профессиональной адаптации) = 20 баллов.
4. Научная достоверность и критический анализ собственных результатов (ответственность за качество; научный кругозор). Корректность и достоверность выводов (Ответственность за качество выполняемых работ) = 20 баллов.
5. Качество презентации (умение формулировать, докладывать, критически оценивать результаты и выводы своей работы, вести дискуссию) (Способность профессионально оформлять и представлять результаты исследований, способность к самокритике) = 20 баллов.
Распределение баллов, которые получают студенты за выполнение разделов производственной практики
Текущий контроль и оценка работы | Итоговый контроль (защита) | Сумма | |||
Раздел 1 | Раздел 2 | ||||
Отчет | Инд. задание | Отчет | Инд. задание | ||
Шкала оценивания
Сумма баллов за все виды учебной деятельности | ОценкаECTS | Оценка по национальной шкале |
90 – 100 | А | Отлично |
82-89 | В | Хорошо |
74-81 | С | |
64-73 | D | Удовлетворительно |
60-63 | Е | |
35-59 | FX | Неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи |
1-34 | F | Неудовлетворительно с обязательным повторным изучением дисциплины |
По окончании производственной практики студент защищает отчет на заключительной конференции, проводимой на кафедре с участием руководителей практик, преподавателей кафедры и студентов.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В ходе прохождения производственной практики по профилю подготовки «Менеджмент» и при выполнении отчета о ее прохождении рекомендуется использовать следующие материалы и информационные ресурсы: