Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. 4 страница. 1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение

Вариант 32

1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. 4 страница. 1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение - student2.ru

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел — стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27) Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

— (33)Этот заяц, — сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь — бросить…

(35)Так и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К.Г Паустовскому)*

*Паустовский Константин Георгиевич русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и др.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый дед Ларион, его внук Ванька и заяц с рваным ухом «так и живут вместе»?»

1)Деду и его внуку было жаль выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.

2)Дед и его внук полюбили зайца, который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязывался к вылечившим его людям.

3)Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как заяц был ещё совсем маленьким и остался один.

4)Дед и внук оставили у себя зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.

Ответ: _____________________________________________________

3. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?

1)(13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.

2)(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.

3)(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному.

4)(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Ответ: ____________________________________________________

4. Из предложений 6—7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

Ответ: _____________________________________________________

5. В предложениях 33—35 найдите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида. Выпишите найденное слово.

Ответ: ________________________________________________

6. Замените разговорное слово УДРАЛ в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________________

7.Замените словосочетание ДЕДОВ ЛЮБИМЕЦ в предложении 6, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

Ответ: _______________________________________________

9.Среди предложений 9 – 13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.

Я,(1) можно сказать,(2) благодарность ему оказывать должен,(3) а ты говоришь — бросить...

Так и живут вместе — старый дед Ларион,(4) его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Ответ: _____________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Напишите ответ цифрой.

Ответ: __________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Леса стояли сухие,(1) как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,(2) но промахнулся,(3) и заяц удрал.

Ответ: ___________________________________________

13.Среди предложений 16 – 20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________

14.Среди предложений 1 – 5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________

Вариант 31

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. 4 страница. 1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение - student2.ru 1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15. 4 страница. 1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение - student2.ru

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

(1)Дверь приоткрылась. (2)Я встал.

– (3)Сиди, сиди... (4)Полуночничаешь? (5)Я так и подумал, что это ты.

(6)Директор училища прошёл и устало опустился на стул подле рояля. – (7)Ну-ка, дай посмотрю...

(8)Я покорно протянул лист. (9)Ведь он всё равно знал, что я сочиняю музыку. (10)Он всё знал про своих воспитанников, да и вообще, по-моему, всё знал и понимал.

(11)Его глаза скользнули по строчкам слева направо и сверху вниз.

– (12)Плохо? – напрямик спросил я.

– (13)Нет, почему же?.. (14)Только, видишь ли, друг мой... (15) Сразу видно, что ты сочинял на фортепьяно. (16)А ведь хор – это совсем, совсем другая стихия... (17)Ты должен был это услышать иначе, так как ты сам пел в хоре.

(18)Да, пел. (19)В хоре и без хора. (20)Было когда-то.

(21)Я сидел, опустив голову.

(22) Владимир Константинович засмеялся:

– (23)Что приуныл? (24)Грех невелик. (25)И не думай, не с тобой одним приключился этот грех. (26)Вон у Скрябина в Первой симфонии не получился хор. (27)Поют, поют, а всё не хор... (28)А ведь я, Женя, видел его, слыхал... (29)Да. (30)В одиннадцатом году. (31) Впервые играли «Прометея», и за роялем был Скрябин... (32) Как он играл, как играл, брат ты мой!.. (33)Мороз по коже!..

(34)Неужто он и впрямь слушал Скрябина? (35)Неужто он так стар, наш старик?

– (36)Есть у тебя что-нибудь новенькое для фортепьяно? – вдруг спросил он, изменив тон. – (37)Ну-ка, выкладывай...

(38)Я раскрыл портфель. (39)Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40)Мне самому он очень нравился.

(41)Владимир Константинович снова принялся за чтение. (42) Потом сказал:

– (43)М-да.

– (44)Что? (45)Тоже плохо?

(46)Я был в отчаянии.

– (47)А ты думаешь, я знаю?

(48)Он заговорщицки склонился ко мне.

– (49)Ты, значит, думаешь, что я всё знаю? (50)Хор – вот это, действительно, я знаю. (51)А тут… (52)Пойми меня правильно, Женя. (53)То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54)Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник! (55)Тут нужен другой судья... (56)Знаешь, сходи-ка ты к нему.

(57) К кому сходить, он не сказал, но я понял… (58)Но как я пойду? (59)Ему сейчас нет равного в мире, а кто я такой?..

(По А. Рекемчуку)*

*Рекемчук Александр Евсеевич – современный писатель, сценарист. Многие его произведения экранизированы, так появились фильмы «Время летних отпусков», «Молодо-зелено», а по повести «Товарищ Ганс» снят фильм «Они не пройдут».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему директор догадался, что именно Женя занимается музыкой в такой поздний час?»

1)Все в училище знали, что Женя по вечерам занимается дополнительно, совершенствуясь в технике игры на фортепиано.

2)Директор знал, что Женя всерьёз увлечён музыкой и по вечерам занимается творчеством.

3)Директору было известно, что по вечерам Женя репетирует свою партию в хоре.

4)Все в училище знали, что Женя вечерами работает над исполнением произведений Скрябина.

Ответ: ________________________________________________________

3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор?

1) (5)Я так и подумал, что это ты.

(8)Я покорно протянул лист.

2) (24)Грех невелик. (25)И не думай, не с тобой одним приключился этот грех.

3) (39)Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40)Мне самому он очень нравился.

4) (53)То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54)Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник!

Ответ: ___________________________________________________

4.Из предложений 22 – 25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что она обозначает неполноту действия или признака.

Ответ: __________________________________________________

5.Из предложений 11 – 12 выпишите образованные приставочно-суффиксальным способом наречия, в которых правописание суффикса зависит от приставки.

Ответ: ____________________________________________

6. Замените термин ОПУС в предложении 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________________

7. Замените словосочетание ПРИНЯЛСЯ ЗА ЧТЕНИЕ в предложении 41, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: ____________________________________________

9. Среди предложений 34–39 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Ты,(1) значит,(2) думаешь,(3) что я все знаю? Хор – вот это,(4) действительно,(5) я знаю. А тут… Пойми меня правильно,(6) Женя.

Ответ: ______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 57. Ответ запишите цифрой.

Ответ: _____________________________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

А ведь я,(1) Женя,(2) видел его,(3) слыхал... Да. В одиннадцатом году. Впервые играли «Прометея»,(4) и за роялем был Скрябин... Как он играл,(5) как играл,(6) брат ты мой!..

Ответ: _____________________________________________________

13. Среди предложений 53–56 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________________

14.Среди предложений 17–25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________

Вариант 30

Вариант 30   1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.   Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.   (1)Пеле — кот, названный так потому, что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. (2)Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный, как уголёк, мохнатый хвост. (3)Чистопородный сибирский кот, он уже выказывал черты будущей величавости и благородства. (4)Так и вижу его: сидит, мерно помахивая хвостом, и у него внимательный и в то же время какой-то независимый, гордый взгляд. (5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал. (12)К третьему году жизни он, по-моему, стал хозяином округи. (13)Раз мы остановились на велосипедах у ворот: — (14)Смотри, к нам какой-то рыжий побежал! — показал мне Женька. (15)Чужак вошёл в наш двор, а через некоторое время туда же направился Пеле. — (16) Ну, он сейчас ему даст! (17)Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор. (18)Большую часть дня Пеле спал. (19)Зато по вечерам и ночам он любил гулять и петь. (20)Причём редко на такие прогулки он отправлялся через дверь. (21)Пеле запрыгивал в форточку, располагался между рамами, мурлыча и мерно постукивая чёрным хвостом. (22)Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты. (23)Неожиданно он прыгал вниз и скрывался в кустах сирени… (24)Один раз я встал на подоконник рядом с ним и стал вглядываться во тьму сада. (25)Тишина, свежо, и кажется, что этот холодок, бегущий по спине, навевает горящий в небе месяц. (26)Пеле повернулся ко мне, и в темноте глаза его сверкнули диким зелёным огнём. (27)Сейчас со мной был не милый котя, а дикий свободный зверь. (28)Сколько тайн ночью! (29)Пеле мурлыкал, над крышами чёрных домов мерцали звезды, горел месяц… (30)Я нарисовал тогда картину «Мир кота», которую храню до сих пор, которая и сейчас мне нравится. (По Л. Бахревскому)*   *Бахревский Леонид Владиславович — современный детский и юношеский писатель, автор очерков, эссе и рассказов. Наиболее известные из них – «Избранник», «Пеле».   2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик считал, что «дружба с котей была испытанием»?»   1)(11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком коты давал. (12)К третьему году жизни он, по-моему, стал хозяином округи. 2)(18)Большую часть дня Пеле спал. (19)Зато по вечерам и ночам он любил гулять и петь. 3)(6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. 4)(28)Сколько тайн ночью! (29)Пеле мурлыкал, над крышами чёрных домов мерцали звёзды, горел месяц…   Ответ: ______________________________________________   3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1)Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост. 2)Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты. 3)Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор. 4)Сколько тайн ночью! Ответ: __________________________________________________   4. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.   Ответ: _____________________________________________   5.Из предложений 8—17 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».   Ответ: ______________________________________________   6. Замените разговорное слово КОЛОТИЛ в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.   Ответ: _____________________________________________   7. Замените словосочетание МУЗЫКУ ЗВЁЗД (предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.   Ответ: __________________________________________________   8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.   Ответ: ____________________________________________   9. Среди предложений 4 – 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.   Ответ: ____________________________________________________   10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. От этого на руке, (1) попавшей в когти, (2) оставались длинные царапины. Царапины быстро заживали, (3) но тотчас появлялись новые… Впрочем, (4) пощекотать себя под подбородком котя давал. К третьему году жизни он, (5) по-моему, (6) стал хозяином округи. Ответ: ______________________________________________________ 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.   Ответ: _____________________________________________________   12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.   Пеле – кот, (1) названный так потому, (2) что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, (3) белые лапки, (4) чёрные голова и спина и чёрный, (5) как уголёк, (6) мохнатый хвост.   Ответ: _____________________________________________________   13. Среди предложений 25 – 30 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.   Ответ: ____________________________________________________________   14.Среди предложений 26 – 30 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.   Ответ: _______________________________________________

Вариант 20

Вариант 20 Прочтите текст и выполните задания 2 – 15   (1)Жил в нашей деревне Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему. (3)Здесь, возле его одинокого домишки, я в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку... (4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться. (6)Мне казалось, что и не музыка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, казалось, припал к воде губами, пьёт, пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. (8)Но скрипка сама потушила этот жар. (9)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (10)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой. (11)О чём же это рассказывала мне музыка? (12)На что она жаловалась? (13)На кого гневалась? (14)Почему так тревожно и горько мне? (15)Почему жалко самого себя? (16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. (24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка. – (25)Сыграйте, дяденька, ещё. – (26)Что тебе, мальчик, сыграть? – (27)Что хотите, дяденька. (28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл. (30)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (32)Мягче, добрее. (33)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил. – (34)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. – (35)Вася думал вслух, не переставая играть. – (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, – он ещё не сирота. (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине... (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор. (43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но всё равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Скрипки не слышно. (50)Тишь. (51)Темень. (52)Грусть. – (53)Спасибо вам, дяденька, – прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: – (55)За что? – (56)Я не знаю, за что... (57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (59)Мне ничего сейчас не страшно! (60)В эти минуты не было вокруг меня зла. (61)Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось. (По В. Астафьеву)*   2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему музыка, услышанная мальчиком, заставила его плакать?» 1)Мальчику было жалко одинокого Васю. 2)Мальчик переживал, что не может понять, о чём поёт скрипка. 3)Мальчик сожалел, что «на полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль». 4)Сила музыки дала возможность мальчику почувствовать боль композитора, покидавшего родину.   Ответ: ________________________________________   А3. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора? 1)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой. 2)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. 3)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка. 4)Прошло немалое время, пока я узнал музыку.   Ответ: _________________________________________     4.Из предложений 23 – 29 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.   Ответ: __________________________________________   5.Из предложений 53 – 58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».   Ответ: __________________________________________   6.Замените разговорное слово ТОНЮСЕНЬКОЙ в предложении 44 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.   Ответ: __________________________________________   7.Замените словосочетание ЖЕЛЕЗНАЯ ПЕЧКА (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.   Ответ: ___________________________________________   8.Выпишите грамматическую основу предложения 60.   Ответ: ______________________________________   9. Среди предложений 16 – 23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. Ответ: _________________________   10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.   Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось, (1) что и не музыка это, (2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось, (4) припал к воде губами, (5) пьёт, (6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.   Ответ: _________________________________   11.Укажите количество грамматических основ в предложении 46. Ответ запишите цифрой.   Ответ: _________________________________________   12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.   На топчане полулежал Вася, (1) прикрыв глаза левой рукой. На груди его покоилась скрипка, (2) длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. Я тихонько приоткрыл дверь, (3) шагнул в караулку и сел на порог, (4) не отрываясь глядя на руку, (5) в которой зажата была гладкая палочка.   Ответ: _______________________________________   13.Среди предложений 30 – 35 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.   Ответ: _________________________________________   14.Среди предложений 38 – 45 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.   Ответ: ______________________________________________

Вариант 18

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15

(1)Ранним утром лисица вышла из норы и рысцой побежала прямо к болоту: накануне она заметила на кочке утиное гнездо, но, имея много других забот, не успела с ним разобраться. (2)В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. (3)Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. (4)Детей нельзя кормить первой попавшейся дрянью: дети — дело нежное.

(5)Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась. (6)Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. (7)И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.

(8)Вот что называется вляпаться в грязную историю. (9)Дать себя одурачить! (10)И кому же — утке! (11)Глупая кряква, очевидно, нырнула у неё между лапами в последний миг. (12)Пора бы уж знать эти шутки. (13)Теперь вот вытирайся, сушись тут, а там дети пищат, да и у самой внутренности сводит от голода.

Наши рекомендации