Правовое обеспечение управления
Правовое обеспечение управления – совокупность средств, методов, способов, условий, механизмов, способствующих эффективному правомерному осуществлению процессов управления экономическим и социальным развитием объекта управления, реализации договорных обязательств, выполнению нормативных актов, реализуемых администрацией и руководителями функциональных подразделений предприятия в соответствии с административным, хозяйственным и трудовым законодательством, координируемых юридическим отделом или юрисконсультом предприятия.
Правовое обеспечение управления предприятием должно обеспечить полную преемственность и согласованность всех внутренних процессов, связанных с воздействием на исходные ресурсы для обеспечения общества необходимыми продукцией, работами и услугами с правовой, нормативной, законодательной базой государства.
Основным законом государства, закрепляющим государственное, общественное устройство, основные права и обязанности граждан, регулирующим имущественные, хозяйственные и финансовые взаимоотношения юридических и физических лиц, деятельность государственных, судебных органов, избирательную систему является Конституция.
В соответствии со статьей 43 Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г.на пятой сессии Верховного Совета Украины, «каждый имеет право на труд, включающий в себя возможность зарабатывать себе на жизнь работой, которую он свободно выбирает или на которую он свободно соглашается». При этом «государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально – технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями». То есть каждый человек может выбрать для себя тот вид деятельности, который ему более всего подходит в соответствии с его образованием, культурой, традициями, национальными особенностями и другими факторами, сыгравшими свою роль в формировании гражданина. При этом в статье 42 речь идет о том, что «каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом», а государство обеспечивает различные права предпринимательской деятельности. Кроме того, защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствует деятельности общественных организаций потребителей.
В Конституции Республики Крым, принятой на седьмой сессии Верховного Совета Крыма 6 мая 1992 г., откорректированной, посредством внесения необходимых изменений и дополнений на девятой сессии 25 сентября 1992 г. в статье 40 девятой главы «Экономические, социальные и культурные права» речь идет о том, что «каждому гарантируется экономическая свобода, осуществляемая посредством права быть собственником, права свободного предпринимательства и права на свободный труд. В статье 41 дополняется: «Каждый имеет право на труд, то есть на свободное распоряжение своими способностями к труду, свободный выбор профессии, рода занятий и места работы в соответствии со своим призванием, способностями и профессиональной подготовкой».
Для удовлетворения потребностей каждому человеку государство дает право трудиться и обеспечивать реализацию как физиологических, так и других потребностей, более высокого порядка. Выбор формы труда остается за каждым в отдельности. При желании каждый человек может самостоятельно или, объединившись в трудовые коллективы заниматься предпринимательской деятельностью. В статье 81 четырнадцатой главы «Предпринимательство» определено: «1. Государство признает и гарантирует свободу предпринимательства и поддерживает его социальную полезную ориентацию. 2. Право на предпринимательство имеют отдельные граждане и их объединения, государственные предприятия и предприятия органов местного самоуправления, другие лица, кроме тех, кому занятие предпринимательской деятельностью запрещено Законом». То есть для каждого гражданина есть все условия для работы в направлении удовлетворения, как личных потребностей, так и общественных.
Осуществление предпринимательской деятельности в Украине в настоящее время связано с многочисленными сложностями, разрешение которых является неоспоримым условием успешного функционирования предприятий различных форм собственности. К важнейшим задачам руководителей предприятий и организаций относятся владение полной информацией об изменениях, происходящих в обществе и способность ориентации в сложнейшей законодательной системе. В настоящее время в Украине существует свыше 60 регулирующих законов, в их числе «О предпринимательстве», «О собственности», «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах».
Правовое регулирование создания и деятельности субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса, административного, хозяйственного и трудового права.
Гражданский кодекс – это систематизированный единый законодательный акт. В нем определены правовое положение участников гражданского оборота, основание возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. Здесь же определена исключительность прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирующий договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные сними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (физических и юридических лиц, а в некоторых случаях – государства и муниципальных образований). ГК является основным источником гражданского права, иногда его называют «экономической конституцией».
Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно – распорядительной деятельности, то есть в процессе государственного управления. Нормы административного права определяют порядок организации и деятельности аппарата государственного управления, компетенцию органов центрального и местного управления, права и обязанности должностных лиц, порядок применения мер административного принуждения. Должностное лицо – особая категория служащих, работающих в государственных и общественных органах, учреждениях и т.д., занимающих постоянно или временно по назначению, выборам или в ином установленном порядке предусмотренные штатным расписанием должности и правомочные совершать юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правовых отношений. Содержание и объем таких юридических действий различны и определяются занимаемой должностью.
Трудовое право - раздел права, охватывающий все юридические нормы, относящиеся к использованию предприятием наемного труда. Индивидуальное трудовое право регулирует отношения между наемным работником и работодателем (прием на работу, увольнение, заключение трудового договора); коллективное – отношения между объединениями работодателей и профсоюзами, а также между советами предприятия и работодателями.
Хозяйственное право – нормы гражданского и уголовного права, определяющие типовые экономические данности (например, кооперативное право) и повседневную хозяйственную деятельность (например, договоры о поставках, гарантии и т.д.).
Основным юридическим документом, который определяет права и правовые нормы управления предприятием, является закон Украины о предприятиях в Украине, утвержденный Верховным Советом Украины от 27 марта 1991 г. № 887-XII.
В Законе определены общие вопросы:
создания,
функционирования,
реорганизации и
ликвидации предприятия.
На основе этих вопросов и формируется структура правового обеспечения управления.
В соответствии с Законом о собственности в Украине могут быть созданы и действовать предприятия следующих видов:
частное предприятие, учрежденное на собственности физического лица. Этот вид предприятий основан на частной собственности его учредителя, который имеет право найма рабочей силы;
коллективное предприятие, учрежденное на собственности трудового коллектива предприятия;
хозяйственное общество;
предприятие, учрежденное на собственности объединения граждан;
коммунальное предприятие, учрежденное на собственности соответствующей территориальной общины;
государственное предприятие, учрежденное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие.
Кроме перечисленных вариантов формирования предприятий в последние годы получили право на функционирование и так называемые хозяйственные общества. Такими обществами признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на началах договора на основе объединения их имущества и предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.
В их состав относят:
акционерные общества,
общества с ограниченной ответственностью,
общества с дополнительной ответственностью,
полные общества,
коммандитные общества.
В соответствии с законодательством субъектами предпринимательской деятельности могут быть:
граждане Украины и других государств, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности;
юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украины «О собственности».
К первой группе относятся граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Физическое лицо – гражданин, являющийся участником гражданских правоотношений (носителем гражданских прав и обязанностей). Физическое лицо может владеть экономическими активами, совершать сделки, отвечать по обязательствам.
Эта простая форма предпринимательства осуществляется гражданами от своего имени, которые отвечают всем имуществом, принадлежащем им на праве частной собственности, по своим обязательствам в сфере предпринимательства на свой риск.
Ко второй группе относятся юридические лица – организации, обладающие обособленным имуществом, которые могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном или третейском суде.
Юридическое лицо – учреждение, предприятие или организация, выступающие в гражданском обороте в качестве самостоятельного (особого) носителя гражданских прав и обязанностей. Ю.л. может приобретать права по имуществу, вступать в обязательства иска и отвечать на суде. Каждое Ю.л. осуществляет предусмотренные законом, административным актом или своим уставом задачи, имеет регулированную в том же порядке внутреннюю организацию, обладает обособленным имуществом и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
Независимо от того, кто выступает в роли субъекта предпринимательства, существует необходимость выполнения общего для всех требования – государственной регистрации в установленном законом порядке, а в отдельных случаях – лицензирования и патентования отдельных видов деятельности.
В правовом обеспечении управления рассматриваются 3 составляющие:
правовые основы создания предприятия;
правовые основы функционирования предприятия;
правовые основы реорганизации и ликвидации предприятия.
Создание предприятия.
Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины, а также отвечают целям, предусмотренным уставом предприятия.
Необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация предпринимательства. Предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации.
Порядок государственной регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, за исключением отдельных субъектов предпринимательской деятельности, для которых законами Украины установлены специальные правила государственной регистрации, а также порядок отмены государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной администрации по местонахождению или месту жительства данного субъекта.
Закон требует представления учредительных документов, необходимых для создаваемой организационно – правовой формы субъекта предпринимательства.
В соответствии с Положением о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица собственник (собственники), уполномоченный им (ими) орган или лицо (заявитель) лично или по почте (заказным письмом) представляют в орган государственной регистрации следующие документы:
решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия). Если собственников или уполномоченных ими органов два и более, таким решением является учредительный договор, а также протокол учредительного собрания (конференции) в случаях, предусмотренных законом;
устав, если это необходимо для создаваемой организационной формы предпринимательства;
регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;
документ, удостоверяющий уплату собственником (собственниками) взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законом;
документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию.
Согласно комментарию Лицензионной Палаты Украины к Положению о государственной регистрации, решением собственника являются приказы, постановления, распоряжения, решения, протоколы собраний (конференций) и другие распорядительные акты, которыми, в соответствии со своими полномочиями, организатор (собственник имущества) может создать юридическое лицо.
В соответствии с этим комментарием протоколы учредительных собраний при регистрации обязаны предъявлять лишь коллективные предприятия, кооперативы, потребительские общества (в том числе жилищно–строительные, гаражно–строительные, садово-огородные кооперативы), действующие только на основании устава.
Если учредителем субъекта предпринимательской деятельности является юридическое лицо, его государственная регистрация подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
Если собственником субъекта предпринимательской деятельности является физическое лицо, его подпись на учредительных документах удостоверяется нотариусом.
Физическое лицо (заявитель), которое намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, представляет в орган государственной регистрации:
регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности,
две фотографии,
справку (или ее копию) о включении в Государственный реестр физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей,
документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию,
предъявляет документ, удостоверяющий личность.
При наличии всех документов, указанных в Положении о государственной регистрации орган государственной регистрации обязан в течение не более пяти рабочих дней со дня их поступления внести данные регистрационной карточки в реестр субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, он должен выдать свидетельство о государственной регистрации установленного образца с проставленным идентификационным кодом юридического лица или с идентификационным номером физического лица – плательщика налогов и других обязательных платежей. Код и номер предоставляются органу государственной регистрации органом государственной статистики.
Реестр субъектов предпринимательской деятельности - это автоматизированная система сбора, накопления, обработки и оперативного предоставления информации о субъектах предпринимательской деятельности.
Заявителю выдается оригинал свидетельства о государственной регистрации с тремя его копиями, а также оригинал и копия предоставленных им учредительных документов с отметкой органа государственной регистрации.
Права предпринимателей защищаются законом. Если субъекту предпринимательской деятельности отказано в государственной регистрации или она не осуществлена в пятидневный срок при наличии всех необходимых документов, то арбитражный суд может в принудительном порядке обязать органы государственной регистрации решить этот вопрос.
Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов субъект предпринимательской деятельности представляет соответствующему органу внутренних дел:
копию свидетельства о государственной регистрации,
два экземпляра печатей и штампов, которые утверждаются собственником, и дополнительного согласования не требуют,
а также документ, подтверждающий внесение платы за выдачу разрешения на изготовление печатей и штампов.
В течение пяти рабочих дней со дня получения документов орган внутренних дел обязан выдать разрешение на изготовление печатей и штампов или письменный отказ с указанием причин, которые обуславливаются законодательством Украины.
На печатях и штампах должен указываться идентификационный код субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица или идентификационный номер физического лица.
Свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и копия документа, подтверждающего взятие его на учет в государственном налоговом органе, является основанием для открытия счетов в любых банках Украины и других государств по выбору субъекта предпринимательской деятельности и по согласию этих банков в порядке, устанавливаемом Национальным банком Украины.
Подразделения субъекта предпринимательской деятельности – филиалы (отделения), представительства без создания юридического лица не требуют государственной регистрации.
Субъект предпринимательской деятельности обязан сообщить о создании и ликвидации указанных подразделений по месту своей государственной регистрации путем внесения соответствующих дополнительных сведений в регистрационную карточку субъекта предпринимательской деятельности.
В рамках правового обеспечения создания предприятия фигурируют два видаучредительных документов: устав и решение одного или нескольких собственников о создании субъекта предпринимательской деятельности (если собственников либо органов два и более, таким решением является учредительный договор).
Устав предприятия служит основой его деятельности.
В нем определяются:
собственник и наименование предприятия,
его местонахождение,
предмет и цели деятельности,
его органы управления,
порядок их формирования,
компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов,
порядок образования имущества предприятия,
условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.
В наименовании предприятия определяются его название (завод, фабрика, мастерская и т.д.), вид (индивидуальное, семейное, частное, коллективное, государственное) и т.д.
В устав могут включаться положения, связанные с особенностями деятельности предприятия:
о трудовых взаимоотношениях, возникающих на основе членства;
о полномочиях, порядке создания и структуре совета предприятия;
о товарных знаках и другие.
Также в уставе предприятия определяется орган, имеющий право представлять интересы трудового коллектива (совет трудового коллектива, совет предприятия, профсоюзный комитет и т.д.).
Хозяйственные общества отражают в уставе специфическую информацию, свойственную их виду.
Некоторые юридические лица действуют только на основании устава, например, частное предприятие, созданное одним учредителем.
Акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью обязаны иметь устав и учредительный договор. А полным и коммандитным обществам достаточно одного учредительного договора.
Согласно п. 3 Положения о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г. № 740, среди необходимых документов для регистрации субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица, названо решение собственника имущества о создании юридического лица, кроме частного предприятия. Если собственников два и более, таким решением являются учредительный договор и протокол учредительного собрания или конференции в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, учредительный договор является определителем порядка и условий согласованной деятельности учредителей. Прежде всего, он используется при создании коммерческих юридических лиц, основная цель которых – получение прибыли.
Несмотря на частичную повторяемость информации, содержащейся в этих двух документах, они должны быть специфичными по некоторым положениям.
В уставе, прежде всего, должны найти отражение:
наименование,
цель деятельности,
состав и компетенция органов
и другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида.
В учредительном договоре лаконично определяются основные положения о взаимоотношениях участников (учредителей) и выражено добровольное согласие на создание субъекта предпринимательской деятельности. Это:
конкретные обязанности учредителей и порядок их совместной деятельности по созданию юридического лица,
условия передачи в его собственность их имущества и участия в его деятельности,
условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков,
управление деятельностью юридического лица,
выхода учредителей из его состава.
Так как учредительный договор заключается его участниками, то он вступает в силу с момента его подписания и связывает участников определенными обязанностями еще до момента регистрации юридического лица. Он сохраняет свое действие на весь период деятельности созданного юридического лица, являясь одним из учредительных документов и определяя правовое положение нового субъекта предпринимательской деятельности.
Учредительный договор обязывает участников осуществлять согласованные действия по созданию юридического лица и его регистрации и передать в собственность создаваемого учредителями юридического лица установленные взносы (вклады). К вкладам могут относиться здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, другие имущественные права, такие как интеллектуальная собственность, денежные средства, в том числе и иностранная валюта.
К обязательствам также относятся вопросы соблюдения коммерческой тайны, ответственность за неисполнение обязательств и по долгам (обязательствам) и другие.
Также в учредительном договоре фиксируются права учредителей:
на участие в управлении юридическим лицом,
на получение соответствующей части его прибыли (дохода) и части имущества, оставшегося в случае его ликвидации после удовлетворения претензий кредиторов,
на полную информацию о деятельности созданного ими юридического лица,
на выход из числа его участников с выделением соответствующей доли (вклада) из его имущества и др.
Конкретизация содержания учредительного договора зависит от вида создаваемого юридического лица.
Функционирование предприятия. Непосредственно в процессе деятельности функционирующего предприятия в правовом обеспечении этой деятельности укрупненно рассматриваются две составляющие.
Одна из них, именуемая хозяйственным правом, охватывает вопросы взаимоотношений предприятия:
с поставщиками сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, оборудования, технологий,
с капитальным строительством,
с государственными и финансовыми органами,
а также с потребителями готовой продукции или услуг.
Все перечисленные виды взаимоотношений осуществляются на основе специально заключенных между двумя взаимодействующими сторонами контрактов (договоров) на поставку исходных ресурсов или продажу готовой продукции.
Другая составляющая, базирующаяся на трудовом законодательстве, охватывает вопросы взаимоотношений трудящихся предприятия на всех уровнях с администрацией. Как правило, все эти взаимоотношения находят отражение в соответствующем контракте (трудовом договоре) администрации предприятия с трудовым коллективом. В этом документе подробно излагаются права и взаимные обязанности обеих сторон. Причем такой договор может быть коллективным, т.е. одновременно со всеми трудящимися, и индивидуальным.
Задачей правового обеспечения управления при этом является подготовка, создание, выполнение и контроль всех договорных обязательств предприятия с партнерами и внутренними участниками производственного процесса в направлении эффективного функционирования предприятия в соответствии с существующим законодательством.
Основой этих договорных взаимоотношений являются элементы черного ящика и логистики производства, включающие в себя необходимые предприятию средства и предметы труда, живой труд, готовую продукцию, основные этапы процессов преобразования исходных ресурсов в готовую продукцию и вспомогательное обслуживание этих процессов.
Договор купли – продажи предполагает, что одна сторона (продавец) обязуется предать имущество в собственность (полное хозяйственное владение или оперативное управление) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Договор мены – это договор, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) другой стороне определенное имущество и принять от нее другое имущество. В качестве эквивалента обычно выступают не деньги, а иное равноценное имущество.
Договор имущественного найма (аренда) – это договор, по которому одна сторона (наймодатель, арендодатель) обязуется предоставить другой стороне имущество (нежилые помещения, оборудование, машины и т.д.) во временное пользование за плату, а наниматель обязуется своевременно вносить плату и возвратить имущество.
Договор лизинга - это договор, по которому одна сторона (лизингополучатель) получает на определенный срок, на определенных условиях, за определенную плату с правом выкупа приобретенное лизингодателем имущество.
Договор подряда – это договор, по которому подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика с использованием его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.
Договор перевозки – это договор, опосредующий отношения в сфере транспортной деятельности, вид транспортного договора, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу, а отправитель – уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор поручения – это договор, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Это удобная современная форма совершения посреднических услуг с участием коммерческих структур – брокерских контор, торговых домов, агентов по сбыту продукции.
Договор о совместной деятельности – это договор, по которому стороны обязуются соединить свои вклады или совместно действовать для достижения общей хозяйственной цели. Экономические интересы его участников состоят в получении не встречного удовлетворения, а в самом соединении их имущества и трудовых усилий для решения определенной задачи. Хозяйственная цель, достижению которой подчинен договор, является общей, единой для сторон.
Внешнеэкономическую деятельность предпринимателей регулирует множество нормативных актов, основным их является Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 г. Это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними и имеющая место на территории Украины и за ее пределами.
Внешнеэкономический договор (контракт) представляет собой материально оформленное соглашение двух и более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, если иное не установлено законом и международным договором Украины, и направленное на установление, изменение и прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности.
Кроме вышеуказанного закона вопросы формы, порядка заключения и выполнения внешнеторговых договоров (контрактов) регулируются рядом законодательных и других нормативных актов Украины.