Дочерние и зависимые хозяйственные общества
!!! Конструкции «дочернего» и «зависимого» хозяйственного общества не являются организационно-правовыми формами юридических лиц.
Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким (т.е. дочерним) обществом:
—» в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо —> иным образом.
Следует учитывать, что взаимоотношения двух обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего, в том числе и применительно к отдельной конкретной сделке, в случаях, когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания (п.31 постановления Пленумов № 6/8).
Правовые последствия квалификации общества в качестве дочернего заключаются в возможности привлечения основного общества (товарищества) к ответственности'.
1.основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний;
2.в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам;
3.участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах (см. ст. 105 ГК).
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество (но не товарищество!) имеет более 20 % голосующих акций АО или 20 % уставного капитала ООО.
Правовое последствие сводится к тому, что общество, которое приобрело более 20 %, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в установленном законом порядке (см. ст. 106 ГК); благодаря этому обеспечивается доступ к информации о крупных участниках хозяйственных обществ. Порядок раскрытия информации определен:
—> для ООО - в п.4 ст.6 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
—> для АО - п.4 ст.6 ФЗ «Об акционерных обществах» и Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом ФСФР от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н (см. раздел 8.7).
В Концепции...РФ указывается на целесообразность «отказаться от использования в ГК понятий "преобладающее общество" и "зависимое общество" как не оправдавших себя на практике и не несущих особой смысловой нагрузки». Проект ГК воспринял данную идею( положения о зависимых обществах исключены)
!!! В силу разнопорядковости квалификационных критериев одно и то же общество может быть одновременно и дочерним, и зависимым.
2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ (АРТЕЛИ) (далее ПК).
1.Понятие ПК: это добровольное объединение граждан (а в силу закона и учредительных документов - также юридических лиц) на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной:
—> на их личном трудовом и ином участии и
—> объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (п.1 ст.107
ГК).
Таким образом, важнейшей отличительной чертой артели является личное трудовое (и иное) участие членов организации (а не только имущественное!).
2.Основные источники правового регулирования:
-» ГК (ст. 107-1 12 и пр.);
-» ФЗ от 08 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (далее - Закон о
ПК);
—» ФЗ от 08 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Закон о с/х кооперации), регламентирующий деятельность кооперативов - как производственных, так и потребительских -- в сельскохозяйственной сфере. Данный закон (ст.3) выделяет следующие видысельскохозяйственных производственных кооперативов:
♦ сельскохозяйственная или рыболовецкая артель (колхоз);
♦ кооперативное хозяйство (коопхоз);
♦ иные кооперативы.
Кооихозы, в отличие от колхозов, создаются не любыми гражданами, а только главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, причем они сохраняют земельные участки в своей собственности.
3.Фирменное наименование ПК должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель" (п.З ст. 107 ГК).
4.Учредительный документ ПК -устав, утверждаемый общим собранием членов.
О содержании устава см. п.2 ст. 108 ГК.
5.Имущество ПК. См. ст. 109 ГК, гл.4 Закона о ПК.
Имущество ПК включает две составляющие:
· имущество, которое делится на паи его членов в соответствии с уставом.
· неделимый фонд, решение об образовании которого принимается единогласным решением членов кооператива (иное - устав) и который используются на цели, определяемые уставом
Член ПК обязан внести к моменту регистрации ПК не менее 10 % паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента такой регистрации.
Стоит заметить, что Закон о с/х кооперации использует несколько иную терминологию: в частности, паевой фонд рассматривается как сумма паев (а не только паевых взносов).
6.Управление и контроль. См. ст. 110 ГК, гл.5 Закона о ПК. Обратите внимание:
а) органами управления являются:
=> общее собрание членов - высший орган управления. В с/х кооперативах, имеющих более 200 членов, оно может проводиться в форме собрания уполномоченных',
=> наблюдательный совет - орган, контролирующий деятельность исполнительных органов. Его создание необязательно: он может быть создан в IIK с числом членов более 50;
=> правление и (или) его председатель исполнительные органы, которые осуществляют
текущее руководство деятельностью ПК и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов.
!!! Компетенция названных органов определяется законом и уставом. При этом следует учитывать, что в ПК действует принцип кооперативной демократии, когда общее собрание членов вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам образования и деятельности артели (п.1 ст. 15 Закона о ПК), в т.н. входящим в компетенцию других органов;
Б)членами наблюдательного совета и правления, а также председателем ПК могут быть только члены кооператива (т.е. третьи лица не могут входить в органы управления). При этом член IIK не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем ПК;
в)!!! член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием (независимо от размера своего имущественного участия!);
г) для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью избирается ревизионная комиссия (в составе не менее чем трех членов ПК) либо ревизор, по только если число членов ПК менее 20; допускаются и проверки внешним аудитором (ст. 1 8 Закона о ПК).
7)Правовое положение участников (членов ПK):
а) членами IIK могут быть граждане, достигшие 16 лет (п.2 ст.26 ГК); в силу закона и учредительных документов также и юридические лица (п.1 ст. 107 Г'К). При этом юридическое лицо участвует в деятельности ПК через своего представителя (ст.4 Закона о ПК);
б) число членов не должно быть менее пяти (п.З ст. 108 ГК).
!!! При этом число членов ПК, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25 % числа членов, принимающих личное трудовое участие (и.2 ст.7 Закона о ПК);
в) права и обязанности см. п.4 ст. 109 1 'К, гл.3 Закона о ПК.
Обратите внимание:
- по общему правилу прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием (иное - закон или устав); в таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации ПК и удовлетворения требований его кредиторов;
г) ответственность', члены несут по обязательствам ПК субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом и уставом (п.2 ст. 107 ГК), т.е. ответственность может быть ограничена. Так, члены с/х ПК несут ответственность размере, предусмотренном уставом, но не менее 5 % своего пая (п.2 ст.37 Закона о с/х кооперации).
д) изменение состава участников - см. ст. 1 11 ГК. Обрати те внимание:
=> передача пая (его части):
-> другому члену кооператива допускается, если иное не предусмотрено законом и уставом;
—> гражданину, не являющемуся членом кооператива, - допускается, но лишь с согласия ПК; при этом другие члены пользуются преимущественным правом покупки такого пая (его части). Стоит учитывать, что Закон о с/х кооперации вообще запрещает передачу пая третьим лицам (п.4 ст. 16);
=> выход из ПК - допускается в любое время; однако, выплата стоимости пая (выдача соответствующего имущества) производится только по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса ПК, если иное не предусмотрено уставом;
=> исключение из ПК - возможно, причем во внесудебном порядке (по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом).
8.Особенности реорганизации и ликвидации. См. ст. 112 ГК. Обратите внимание:
а) решение о добровольной реорганизации или ликвидации принимается общим собрания членов',
б) реорганизация в форме преобразования допускается по единогласному решению его членов и только в хозяйственное товарищество или общество.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ(далее - УП).
1.Понятие и общая характеристика:
УН - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (в отличие от всех иных коммерческих организаций, обладающих имуществом на праве собственности!).
Имущество находится в государственной или муниципальной собственности' а самому предприятию принадлежит на ограниченном вещном праве (праве хозяйственного ведения либо оперативного управления); оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Кроме того, УП запрещено создавать другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
В соответствии с этим, в форме унитарных могут быть созданы только государственныеи муниципальные предприятия (п.п. 1, 2 ст. 113 ГК).
В Концепции...РФ говорится «о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами с 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики».
2.Основные источники правового регулировании:
—> ГК (ст. 113-1 15 и др.);
-> ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон об У! I).
3.Фирменное наименование должно содержать:
♦ для всех УП - указание на собственника имущества (п.З ст. 113 ГК),
♦ для казенных УП - также указание на то, что предприятие является казенным (п.З ст. 115 1 'К).
О фирменном наименовании также см. ст.4 Закона об У11.
4.Учредительный документ - устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления (п.2 ст. 114, п.2 ст. 115 ГК).
Помимо общих сведений, он должен, в частности, содержать'.
—» сведения о предмете и целях деятельности, что обусловлено специальной правоспособностью УП;
—» сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования (за исключением казенных предприятий) (п.1 ст. 113 ГК);
-» иные сведения, предусмотренные в соответствии со ст.9 Закона об УН.
5.Управление УП осуществляется:
а) его собственником (в лице уполномоченного властного органа), который решает наиболее важные вопросы (создание, реорганизация и ликвидация УП, согласие на совершение крупных и иных сделок и пр. - см. ст.20 Закона об УП);
б)единственным органом УП - руководителем, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст.1 13 ГК).
Об управлении УП - см. гл.4 Закона об УП.