Инвентаризация имущества и обязательств
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ ред. от 28.11.2011(утрачивает силу с 01.01.13г. вступает в силу от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 от 06.07.1999
Бух.фин. отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и фин-м положении орг-ции и о результатах ее хоз.деятельности.
Составление бух.отчетности регл-ся законами о бух.учете, о валютном регулировании и валютном контроле, другими законами ГК, ТК,НК, и т.д. следующими документами ПБУ, приказ Мин.Ф., планом счетов бух.учета и методическими рекомендациями, а также нормативными документами разработ. орг-ией.
Фин отчетность должна обеспечивать полноту, существенность, нейтральность, сравнимость и сопоставимость бух.инфор-ции.
Бух.баланс дает ответ сколько стоит организация? Устойчива ли она? ликвидны ли ее активы?
Отчет о прибылях и убытках позволяет делать выводы о том сколько зарабатывает орг-ция, каков ее фин.рез-т, на сколько рентабельна орг-ция.
Отчет о движении ДС дает возможность убедиться достаточно ли ДС у организации для успешного ведения своей деятельности.
В соотв. с ПБУ 4/99 бух. отч-ть до 01.01.11г.в состав годовой отч-ти включ.:
1) Форма №1 (Бух.баланс)
2) Форма №2 (отчет о прибылях и убытках)
3) Форма №3 " Отчет об изменениях капитала"
4) Форма №4 " Отчет о движении ДС"
5) Приложение к балансу"
6) Пояснительная записка.В пояснительной записке должна содержаться информация, вскрывающая существенные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его характеристику. В случае изменения вступительного баланса на начало года в пояснительной записке )объясняются причины этих изменений, а также все изменения в учетной политике, произошедших в течении отчетного года. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет вменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
Кроме того аудиторское заключение для тех организаций которые в соотв. с законом об аудиторской деятель. обязаны проходить ежегодный аудит. (ОАО, банки, все фонды).
Некомерческие организации составляли ф. №6 " Отчет о целевом использовании полученных средств".
МФ РФ Приказом от 02.07.2010г. №66н "О формах отчетности" утвердил формы с 01.01.11г.бух.баланса и отчета о прибылях и убытках, а также формы приложений:
Отчет об изменениях капитала;
отчет о движении ДС.
Организации самостоятельно имеют право в соответствии с Пр. определять детализацию показателей по статьям счетов.
Другие приложения отчетности оформляются в виде табличной или текстовой форме в виде пояснений.
Содержание пояснений также определяет организация самостоятельно с учетом Пр.МФ.
Общественные организации, объединения не осуществляющие предпринимательскую деятельность, и не имеющие оборотов по продаже товаров, работ, услуг, кроме выбывшего имущества, заполняют "Отчет о челевом использовании полученных средств" включаемого в состав бух.отчетности.
Утвержденная форма отчетности не содержит кодов строк баланса и отчета.
Пр.МФ установлено (п.5) что в бух.отч-ти представляемой в органы гос.статистики и др. испол-е органы власти после гр. Наименование показателя" приводится графа "код"
В гр.Код указывается коды показателей согласно пр.66н.
п.6. пр. установлено, что субъекты малого предпринимательства формируют бух.отч-ть по упрощ.ситеме.
В бух.баланс и отчет о прибылях и убытках вкл. показатели только по группам статей без излишней детализации их.
В приложениях к отч-ти приводится только наиболее важная информация без значения которой невозможно оценка фин-го положения орг-ции или фин.рез-тов ее деятельности.
Пр.66н вступил в силу с 01.01.2011года
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ.
Бухгалтерский баланс - система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение предприятия по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).
По своей структуре бух. баланс состоит из активов и пассивов.
В составе активов размещены хоз-е сред-ва предприятия, которые включают в себя 2 раздела:
- внеоборотные активы (ОС, НМА, долгосроч. фин.влож, лизинговое имущ-во)
- оборотные активы (сырье, материалы, товары, ГП,незавершенное произ-во, ДЗ по отгруж-м товарам).
В составе пассива баланса представлен собственный капитал и резервы в 3 разделе (УК, РК, ДК,НП), начисленные резервы отпусков, на ремонт ОС, резерв по сомнит.долгам.)
4 и 5 раздел представляют собой привлеченные средства или заемный капитал в состав которых вкл. долгосроч. обяз-ва (долги) и краткосроч. обязательства.
В 4 разделе отраж-ся долгосроч. кредиты и займы (получ. у банков или других коммерч-х орг-ий)
В 5 разделе отраж-ся КЗ:
- поставщикам за полученные сырье, материалы, ОС;
- банку по краткосрочным кредитам;
- персоналу предпр-я по оплате труда;
- ПФ; ФОМС; ФСС по взносам страхования;
- бюджетам всех уровней по налогам и сборам;
- разным кредиторам за оказанные транспорт.,коммунальные услуги, услуги связи;
- учредит-м по начисленным дивидендам и т.д.
Между активом и пассивом всегда существует взаимосвязь, равенство, потому,что хоз-х средств в орг-ции должно быть ровно столько, сколько у него есть источников для их приобретения.
Различают след-е виды баланса:
- Вступительный составляется на момент создания орг-ции (отр-ся величина УК);
- Операционные или текущие состав. периодически каждой орг-ей в течение всего времени ее существования (промежут. и годовые);
- Разделительный составляется при делении орг-ции на несколько юр.лиц;
- Соединительный составляется при слиянии нескольких орг-ций в обно юр.лицо;
- Санируемые состав. в тех случаях когда орг-я прибл-ся к банкротству;
- Ликвидационный при ликвидации орг-ции;
- Сводный формир-ся путем объед-я несколь-х заключ-х балансов, путем ссумирования соотв-х статей. Он не явл-ся балансом юр.лица и служит как правило для статисти-го наблюд-я.;
- Консолидированный представляет собой баланс объединения (группы компаний) вклю-го в себя головную орг-ю (материн-ю комп-ю) и одну или несколько дочерних и (или) зависимых компаний и не явл. баланс. юр.лица;
- Брутто баланс в валюту котор-х входят регул-щие статьи. основанные на конт-ных счетах((аморт.нма, отклонения, наценки);
- Баланс нетто - это баланс ичищ-й от регулир-х статей т.е в балансе отрж к примеру ОС и НМА по остат. ст-ти за минус рег-х статей т.е аморт-ции
- Проверочные;
- Предварительные;
- Оборотные;
- Шахматные.
В общем виде схема баланса можно представить Активы+Капитал= обяз-ва(это гориз-я форма прим-ся РФ) Во многих странах:Активы -обяз-ва=Капитал.
Внеобротн. активы -хоз. средства, используемые в течение длительного периода времени ( более года) и приносит доход или же используется в целях управления орг-ей(несколь.общест-х орг-й). В состав входят: НМА, ОС, незаверш-е строит-во, доходные вложения в мат-е ценн-ти, долгосроч-е фин-е влож-я.
Оборотные активы- хоз-е средства, которые имеют денежную форму или могут быть обращены в нее в течение одного производ-го цикла или года. В состав входят: запасы, НДС, ДЗ, Краткосроч-е фин-е влож-я, ДС.
Отдельная составная часть актива и пассива бухгалтерского баланса называется статьей. Статьи сгруппированы в разделы. Слово «валюта» имеет и бухгалтерское значение: итог бухгалтерского баланса называется валютой.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Инвентаризация— проверка на определенный момент времени фактического наличия имущества (нематериальных активов, основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг, расчетов) и обязательств предприятия и их соответствия данным бухгалтерского учета.
Инвентаризации подлежат:
• все имущество предприятия независимо от его местонахождения;
• все виды финансовых обязательств;
• производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете (арендованные, находящиеся на ответственном хранении);
• имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Основными целями инвентаризацииявляются: выявление фактического наличия-имущества; и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация проводился плановая — не реже одного раза в год, внеплановая — при смене материально-ответственного лица, пожарах, хищениях, по требованию вышестоящих, налоговых и следственных органов, руководства, а также в других случаях. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, атакже при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации предприятия перед составлением разделительного или ликвидационного баланса;
• в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данные о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств должны быть внесены в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. За правильность, своевременность, полноту и точность оформления материалов инвентаризации несет ответственность инвентаризационная комиссия.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49) по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости.В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на увеличение финансирования (фондов); б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на уменьшение финансирования (фондов).
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости.