Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривает возможность участия в местном самоуправлении и в иных формах, прямо не предусмотренных этим законом. Главное, чтобы эти «иные формы» непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления не противоречили Конституции РФ, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. А само участие населения в осуществлении местного самоуправления должно основываться на принципах законности и добровольности.
К «иным формам» можно отнести участие граждан в митингах, шествиях и других публичных мероприятиях в целях выражения своего мнения по тем или иным вопросам деятельности органов местного самоуправления. Такого мнения, в частности, придерживаются Е.С. Шугрина[233] и В.В. Комарова[234].
Все перечисленные действия являются реализацией права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Порядок организации и проведения публичных мероприятий, а также гарантии реализации данного конституционного права получили свое закрепление в Федеральном законе от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[235].
В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона, публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Таким образом, формами публично мероприятия являются:
1) собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
2) митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
3) демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
4) шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
К организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Участники публичного мероприятия имеют право:
1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе[236]:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Завершая рассмотрение данной главы, отметим, чтоФедеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» содержит более полный, чем прежде, перечень форм осуществления населением местного самоуправления и участия граждан в реализации местного самоуправления[237]. Все это должно усилить начало самоорганизации населения в осуществлении местного самоуправления, укрепить связи граждан с органами муниципальной власти, обеспечить открытость и гласность работы всех самоуправленческих структур.
В то же время реальность непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении определяется не только объемом прав и свобод гражданина, правами и гарантиями местного сообщества участвовать в решении задач и функций на местного уровне, но и в значительной степени от степени их общественного сознания, политико-правовой культуры, их активности.
По каким бы привлекательным моделям не конструировалось местное самоуправление, его дееспособность и реальное содержание определяются, прежде всего, политическим участием и политической культурой большинства населения. Народовластие недостаточно декларировать и разрешить, оно во многом определяется готовностью к нему и заинтересованностью в нем самого общества.
Необходим комплекс мер, направленный на вовлечение граждан в управленческие процессы, воспитание у них чувства сопричастности общему делу. Высокий уровень политико-правовой культуры в обществе является гарантией развития местного самоуправления и совершенствования его форм и институтов.