Исходные данные для составления основного бюджета компании

Предполагается, что на предприятии производятся три вида продукции – А, В и С, каждый из которых характеризуется определенной долей продаж на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, продукции хозяйствующего субъекта ориентирована как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Продолжительность бюджетного периода равна 6 месяцам. Год и соответствующие его месяцы определяются исходя из действительного текущего периода времени на момент написания студентом работы.

Общие исходные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 Общие исходные данные для составления основного бюджета компании

Показатель Вид продукции
А В С
Объем продаж в месяц, шт.
Цена на внутреннем рынке, руб.
Цена на внешнем рынке, евро 12,5 15,0 20,0
Отгрузка:  
- внутренний рынок 1 раз в 10 дней
- внешний рынок 2 раза в месяц
Доля экспорта 0,1 0,4 0,7
Коэффициент инкассации 0,7 0,1 0,4
Дебиторская задолженность на начало бюджетного периода 50% объема продаж на внутренний рынок, гасится в течение 2 первых месяцев бюджетного периода
Отсрочка платежа:  
- по внутреннему рынку 21 день
- по внешнему рынку 48 дней (40% оплачивается сразу, 60% по истечении отсрочки)
Стоимость основных средств на единицу продукции, руб.
Поправочный коэффициент Порядковый номер фамилии студента по списку группы
Заработная плата одного рабочего в месяц, тыс. руб. 7,5
Авансовые выплаты в месяц (на одного работника), тыс. руб. 3,00

Цены на продукцию предприятия принимаются к расчету с учетом инфляции и динамики курса валюты – евро.

Поправочный коэффициент используется для определения индивидуальных данных студента по объемам продаж путем умножения его значения на соответствующие величины объема продаж (общие для всех студентов) по каждому из видов продукции предприятия.

Общая стоимость основных средств предприятия определяется как сумма произведений соответствующих значений расчетного объема продаж и стоимость основных средств на единицу продукции согласно общих исходных данных.

2 РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА

2.1 БЮДЖЕТ ПРОДАЖ

Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга предприятия.

Первым показателем, с которого следует начинать любое планирование в условиях рынка, является прогноз продаж, поэтому и бюджетирование лучше начинать с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота предприятия в предстоящем бюджетном периоде.

Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы:

● эвристический: основан на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка, позволяет получить достаточно точную информацию о нуждах потребителей, однако не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры;

● анализ временных рядов: используется для учета временных колебаний объема продаж продукции, включает метод экстраполяции (распространение выводов, полученных из наблюдений за объемом продаж в предыдущем периоде, на будущее), анализ сезонности (влияние данного фактора на объем продаж), анализ цикличности (выявление изменений в объемах продаж, связанных с временем потребления продукции);

● эконометрические модели: определение корреляции размера продаж от изменений внешней среды коммерческой организации, в том числе макроэкономических переменных, а также отраслевых показателей.

Использование различных методов расчета объема продаж позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды при составлении бюджета продаж.

К факторам, влияющим на объем продаж, относятся:

♦ объем продаж предпланового периода;

♦ ценовая политика;

♦ зависимость продаж от выбора секторов и сегментов рынка, выбора регионов продаж;

♦ ассортимент производимой продукции;

♦ спрос со стороны покупателей;

♦ конкуренция;

♦ сезонные колебания;

♦ производственные мощности;

♦ эффективность организации и технологии производства;

♦ зависимость продаж от общеэкономических показателей – цен, уровня занятости, личных доходов и др.

Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет. Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции. Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:

 
 
S = ∑ Qk * Pk

,

где S – выручка от продажи, в стоимостном выражении;

Qk – количество реализуемой продукции в натуральных единицах;

Pk – прогнозные цены.

Бюджет продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или прогноза выручки от реализации.

Обычно выделяют два способа расчета общего объема продаж предприятия на плановый бюджетный период: по контрактам (заказам) или по продуктам (изделиям и услугам).

Следует отметить, что натуральные показатели объема продаж, отражаемые в бюджете продаж, нужны, во-первых, для того, чтобы отразить сезонные или иные колебания в сбыте отдельных видов продукции, во-вторых, создать основу для составления бюджета производства, который разрабатывается в натуральных показателях.

Примерная форма бюджета продаж представлена в таблице 2.

Таблица 2 Бюджет продаж компании

Показатель Месяцы бюджетного периода
           
1. Объем продаж в натуральном выражении
1.1. Внутренний рынок, шт.            
А            
В            
С            
1.2. Внешний рынок, шт.            
А            
В            
С            
2. Цена реализации без НДС, тыс. руб. (тыс. евро по внешнему рынку)
2.1. Внутренний рынок            
А            
В            
С            
2.2. Внешний рынок            
А            
В            
С            
3. Объем продаж в стоимостном выражении
3.1. Внутренний рынок, тыс. руб.            
А            
В            
С            
3.2. Внешний рынок, тыс. евро            
А            
В            
С            
3.3. Валютный курс, руб.            
3.4. Объем продаж на экспорт, тыс. руб.            
А            
В            
С            
4. Итого объем продаж, тыс. руб.            

График поступлений денежных средств от проданной продукции необходим для более точного составления бюджета движения денежных средств, поскольку окончательное решение о том, какую дебиторскую задолженность может позволить себе предприятие, будет принято только после составления этого бюджета. В России предстоит определять не только сроки и размеры оплаты отгруженной продукции, но и структуру денежных средств или их аналогов – финансовых суррогатов (взаимозачеты, векселя, освобождения от уплаты налогов различного рода).

Поскольку условия функционирования конкретного бизнеса в каждой компании различные, то и форматы графика поступлений у них также будут разные. Определение такого формата – одна из проблем, которую приходится решать руководителям компании при постановке бюджетирования.

Так, в формате графика поступлений могут быть дополнительно детализированы отдельные строки, например, отдельной строкой показаны поступления «живыми» деньгами и отдельно – в виде финансовых суррогатов. Также можно разбить поступления по потребителям, чтобы строже контролировать платежи наиболее важных (крупных) из них.

Период, в течение которого ожидается полное поступление денежных средств (за вычетом безнадежной задолженности) за ранее отгруженную продукцию, называют сроком сверки счетов.

Следует отметить, что предприятия, обычно, при планировании поступления выручки за реализованную продукцию выделяют некоторый процент из нее в виде безнадежной дебиторской задолженности, то есть ту часть отгруженной продукции, которая никогда, ни при каких обстоятельствах не будет оплачена.

Одной из важных проблем, решение которой необходимо при составлении графика поступления денежных средств, является оптимизация дебиторской задолженности. Решить ее только на основе составления графика поступлений сложно.

Сам по себе рост дебиторской задолженности не является плохим при условии роста объема продаж более быстрыми темпами, то есть при условии снижения доли дебиторской задолженности в объеме реализованной продукции. Любой быстро растущий бизнес или бизнес, связанный с увеличением масштабов

операций (например, распространением на новые регионы сбыта), сопряжен с увеличением абсолютной величины дебиторской задолженности. Считается, что рост объемов продаж компании на 20% и более за год (в реальном исчислении, в твердой валюте, например) свидетельствует о том, что ее бизнес является быстро растущим. В России есть компании, удваивающие свои обороты за год. При таких темпах роста объемов продаж (20% и более) предприятию не обойтись без привлечения краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств. Какой бы ни была рентабельность бизнеса, угроза разрыва ликвидности при высоких темпах роста продаж существует всегда.

Составленный бюджет продаж – проект, проформа, которую, возможно, придется корректировать после составления других операционных бюджетов, а возможно, и позднее – после составления бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств, или всех трех основных бюджетов.

График поступлений выручки от реализации продукции предприятия на внешний рынок первоначально составляется в валюте контракта, а затем переводится в валюту РФ согласно срокам отгрузки, получения выручки и динамике курса валюты.

В таблице 3 приведена форма графика поступлений выручки от продажи продукции предприятия.

Таблица 3. График получения выручки предприятия

Показатели   Месяцы планируемого периода
           
1. ДЗ на конец периода            
2. График гашения ДЗ            
3. Оплата текущего периода            
             
             
             
             
             
             
4. Поступление денежных средств в текущем периоде

Представленная форма графика позволяет видеть, сколько всего денег от продаж получит предприятие в каждом периоде, а также, сколько всего денег будет получено от продаж, произведенных в конкретном периоде.

Кроме этого, в графике отдельно показывается состояние дебиторской задолженности на конец каждого периода, вычисляемой следующим образом:

                           
 
Дебиторская задолженность на конец периода
 
Дебиторская задолженность на начало периода
 
Стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции
 
Поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию
    исходные данные для составления основного бюджета компании - student2.ru     исходные данные для составления основного бюджета компании - student2.ru
 
    исходные данные для составления основного бюджета компании - student2.ru         исходные данные для составления основного бюджета компании - student2.ru
 
 
 

Остаток дебиторской задолженности на конец года представлен с учетом переходящих остатков предыдущего периода. Безнадежные долги отсутствуют.

Денежные поступления от продаж, запланированные в бюджете продаж, включаются в притоки по операционной деятельности бюджета движения денежных средств.

Данные о состоянии дебиторской задолженности автоматически попадают в прогноз баланса.

Следует отметить, что отгрузка продукции производится по факту осуществления предоплаты.

Следует отметить, что между итоговыми показателями бюджета продаж и данными из общего графика получения выручки возникают различия. Эти расхождения вызваны различиями в курсах валют на момент отгрузки (предоплата) и на момент получения денежных средств (отсрочка, аккредитив).

2.2 БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА

После составления бюджета продаж разрабатывается бюджет производства

Можно выделить различные типы производств, различающиеся по производственному циклу, номенклатуре продукции и особен­ностям технологического процесса.

Рассматриваемое в данной работе предприятие является коммерческой организацией по выпуску трех видов продукции, имеющих непрерывный технологический процесс и непродолжительный производственный цикл.

При составлении производственных бюджетов организаций, относящихся к разным типам производств, должны учитываться технологические особенности производства, уровень квалификации рабочей силы и другие обстоятельства.

Производственный бюджет - это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого пе­риода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.

Готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конеч­ным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией) активами, технические и качествен­ные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных зако­нодательством.

В зависимости от политики удовлетворения внешнего спроса организации (производство на склад, производство под заказ, сбор­ка под заказ) бюджет производства может формироваться не только на готовую продукцию, но и на детали и узлы, используе­мые для сборки изделий (промежуточные сборки) или даже сырье и материалы. В случае составления бюджета продаж с учетом кон­кретных моделей выпускаемых изделий производственный бюджет может формироваться также и на каждую отдельную модель. В обя­зательном порядке производственный бюджет должен формиро­ваться на производимые организацией узлы и детали, которые мо­гут не только входить в состав сборок, но и продаваться отдельно в виде запасных частей.

В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж, графика отгрузки, размеры запасов, имеющиеся про­изводственные мощности.

Объем производства в периоде зависит от множества факторов, среди которых можно выделить следующие:

● объем продаж;

● имеющиеся запасы готовой продукции на начало периода;

● график отгрузки продукции;

● размеры отгружаемой партии;

● внешние закупки.

При составлении производственного бюджета, прежде всего, не­обходимо установить доступные мощности, то есть способность произ­водственной системы выпускать определенное количество продук­ции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, нали­чие машин и оборудования, эффективность рабочего центра.

Далее рассчитывается требуемая мощность, то есть мощность, необходимая для выполнения производственного бюджета.

Затем сопоставляются требуемые мощности с доступными, вы­является возможный дисбаланс и принимаются меры по обеспече­нию необходимого соответствия. Соответствие требуемой и доступ­ной мощностей может быть достигнуто двумя путями - изменени­ем загрузки оборудования либо наращиванием доступной мощно­сти.

Информация о производственных мощностях устанавливается технологическими отделами организации.

После определения требуемой мощности рассчитывается необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается по следующей формуле:

 
 
V производства = V продаж + З на кон. пер. - З на нач. пер.- Внеш. зак.

,

где З на кон. пер., З на нач. пер. – запасы продукции предприятия на конец и начало периода соответственно;

Внеш. зак. – объем внешних закупок.

Предприятие может использовать внешние закупки в тех случаях, когда есть возможность купить аналогичную продукцию у субподрядчиков для выполнения своих контрактных обязательств.

Исходя из графика отгрузки продукции предприятия производится расчет остатков готовой продукции предприятия на конец периода:

 
 
З на кон. пер. = V продаж ср/суточн. * Nдн. до кон. мес. после отгрузки

,

где V продаж ср/суточн. – среднесуточный объем продаж;

Nдн. до кон. мес. после отгрузки – количество рабочих дней, которое осталось с момента последней отгрузки до конца соответствующего месяца, дн.

Запас готовой продукции предприятия на начало следующего месяца равен запасу готовой продукции на конец предыдущего месяца.

Запас готовой продукции на начало периода равен 3-дневному объему производства в соответствии с среднесуточным объемом в первом месяце бюджетного периода.

На основе бюджета производства рассчитывается производственная себестоимость продукции предприятия и бюджет запасов в части готовой продукции и незавершенного производства.

Следует отметить, что в данной работе не предусматриваются внешние закупки продукции предприятием.

В таблице 4 приведена форма бюджета производства продукции предприятия.

Таблица 4 Бюджет производства

Показатель Месяцы бюджетного периода
           
1. Объем продаж
1.1. Внутренний рынок            
А            
           
1.2. Внешний рынок            
А            
           
2. Запас ГП на конец периода
1.1. Внутренний рынок            
А            
           
1.2. Внешний рынок            
А            
Продолжение таблицы 4
           
3. Среднесуточный объем производства
1.1. Внутренний рынок            
А            
           
1.2. Внешний рынок            
А            
           
4. Запас на начало периода
1.1. Внутренний рынок            
А            
           
1.2. Внешний рынок            
А            
           
5. Объем производства
1.1. Внутренний рынок            
А            
           
1.2. Внешний рынок            
А            
           

Следует отметить, что объем производства готовой продукции предприятия в плановом периоде может колебаться (периодичность, общий рост или спад продаж), поэтому на этапе разработки производственного бюджета целесообразно выработать стратегию использования ресурсов предприятия для реализации необходимого уровня продаж.

В данном случае объем производства напрямую зависит от объема продаж продукции, а точнее от спроса на продукцию предприятия. Таким образом, планирование производства осуществляется в зависимости от наличия и изменения существующего или потенциального спроса на продукцию со стороны покупателей, хозяйствующий субъект ориентируется на потребителей своей продукции.

Расчетные значения объема производства соответствуют производственным мощностям предприятия, при этом экономически нерационально используемые мощности (простаивающие) отсутствуют.

2.3 БЮДЖЕТ КОМЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ

Этот бюджет предназначен для более точного определения затрат на мероприятия по стимулированию сбыта.

Коммерческие расходы – затраты, связанные с продвижением продукции на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например, комиссионные. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов.

К коммерческим расходам относятся:

● комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям;

● заработная плата персоналу, занятого сбытом;

● маркетинговые исследования;

● транспортные услуги;

● расходы на тару и упаковку;

● расходы на рекламу;

● представительские расходы;

● прочие расходы по сбыту (затраты на хранение, складирование и т.д.).

Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития коммерческой организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж (размер процента зависит от стадии жизненного цикла товара). При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж. Традиционно коммерческие расходы принято разделять на условно-переменные и условно-постоянные. Принцип разделения основан на зависимости тех или иных коммерческих расходов от объемов продаж. В российской практике применяют три подхода к планированию коммерческих расходов:

● в виде определенного процента от объема продаж (наихудший способ, получивший наибольшее распространение в России);

● по принципу «планирование от достигнутого» (несколько лучший подход, характерный преимущественно для новых коммерческих структур);

● по принципу конкурентного паритета (самый грамотный подход, но применяется он только в маркетингово - ориентированных компаниях, число которых в России невелико).

К переменным коммерческим расходам предприятия в работе относятся:

● комиссионные вознаграждения сбытовым агентам, приняты в размере 3% от объема реализации продукции на внешний рынок;

● транспортировка и погрузочно-разгрузочные работы в порту, приняты в размере 0,1 евро за шт.;

● прочие переменные расходы, 0,2% от выручки, поступающей от продажи продукции на внутреннем рынке.

К постоянным коммерческим расходам предприятия относятся:

● реклама и продвижение продукции, 0,1% от выручки от продажи продукции на внутреннем рынке;

● заработная плата персонала, обслуживающего процесс реализации. При этом количество человек такого персонала принято равным 10 чел., а заработная плата одного работника дана в исходных данных;

● амортизационные отчисления, связанные с собственным складским хозяйством. При этом стоимость собственного складского хозяйства составляет 20% от общей стоимости основных фондов предприятия. срок полезного использования равен 5 лет;

● аренда складского помещения, размер арендных платежей составляет 50 тыс. руб. ежемесячно;

● прочие постоянные расходы, приняты в размере 10% от величины амортизационных отчислений, рассчитываемых в данном бюджете.

Форма бюджета коммерческих расходов предприятия представлена в таблице 5.

Таблица 5 Бюджет коммерческих расходов предприятия

Показатель Месяцы бюджетного периода
           
Выручка по внутреннему рынку            
Выручка по внешнему рынку            
Переменные коммерческие расходы, всего:            
в том числе:            
Комиссионные вознаграждения сбытовым агентам            
Транспортные расходы (доставка и погрузка)            
           
Прочие            
Постоянные коммерческие расходы, всего:            
в том числе:            
Аренда склада            
Продолжение таблицы 5
Амортизация оборудования            
Зарплата обслуживающего персонала            
Реклама            
           
Прочие            
Общая величина коммерческих расходов            
Из них подлежит выплате            

График выплаты коммерческих расходов предприятия составляется аналогично графику поступления выручки от реализации продукции. Только вместо величины дебиторской задолженности определяется кредиторская задолженность предприятия по коммерческим расходам, а также общая сумма платежей в периоде.

При этом кредиторская задолженность предприятия на начало бюджетного периода отсутствует.

Итоговые показатели графика выплат используются при построении бюджета движения денежных средств и при прогнозировании баланса предприятия.

Форма графика выплаты коммерческих расходов представлена в таблице 6.

Таблица 6 График выплаты коммерческих расходов предприятия

Показатель Месяцы бюджетного периода
           
1. Кредиторская задолженность на конец периода            
2. Оплата в текущем периоде            
             
             
             
             
             
             
3. Общие выплаты в текущем периоде            

Некоторые статьи коммерческих расходов оплачиваются непосредственно в том периоде, в котором они возникли, а остальные статьи – в следующем месяце.

Так, в месяц возникновения осуществляются выплаты следующих категорий коммерческих расходов предприятия:

♦ расходы на транспортировку, а также погрузочно-разгрузочные работы;

♦ расходы на рекламу и продвижение продукции;

♦ прочие переменные и постоянные коммерческие расходы предприятия.

В последующем месяце за периодом возникновения (то есть в результате получения полной оплаты за отгруженную продукцию) выплачиваются такие коммерческие расходы:

♦ комиссионные вознаграждения сбытовым агентам;

♦ заработная плата персонала, обслуживающего процесс реализации.

2.4 БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ НА МАТЕРИАЛЫ

Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продук­ции.

Следует отметить, что материальные оборотные ресурсы можно разделить на основные и вспомогательные. Основные материалымогут обслуживать производственные потребности и ис­пользоваться на стадии отгрузки и сбыта (например, тара). В этой связи при бюджетном планировании разделяют плановые величины материальных оборотных средств, относящихся к стадии производ­ства и стадии сбыта, и лишь затем определяют совокупную потребность в разрезе отдельных видов продукции.

В ряде случаев экономически невыгодно учитывать и планиро­вать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции.

Примерами подобных затрат являются топливо и ГСМ транспорт­ных служб, производственный инвентарь, затраты материалов на ремонт здания заводоуправления и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, которые делятся на:

● относящиеся к косвенным (общепроизводственным) расхо­дам;

● относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общим
коммерческим) расходам.

Косвенные расходы (топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь и т.п.) включаются в бюджет общепроизводственных расходов. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией плановой базе распре­деления общепроизводственных расходов в части вспомогательных материалов (пропорционально заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.д.). Как пра­вило, за базу распределения принимается тот показатель, на основе которого происходило распределение общепроизводственных рас­ходов в прошлом бюджетном периоде.

Вспомогательные материалы, относящиеся к общехозяйствен­ным расходам (например, материалы на ремонт здания заводоуправ­ления), включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомога­тельные материалы, относящиеся к общим коммерческим расходам (например, представительские расходы руководства организации), включаются в бюджет коммерческих расходов. Большая часть вспо­могательных материалов в части постоянных расходов рассчитыва­ется на основе сметного планирования по центрам финансовой от­ветственности.

На отечественных предприятиях существуют два основных ме­тода составления бюджета прямых затрат на материалы:

● нормативный метод;

● аналитический метод.

Нормативный методявляется наиболее точным, обоснован­ным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные сред­ства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода.

Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюд­жетный период.

Практика показывает, что на малых предприятиях, как правило, отсутствует система нормирования материалов. В данном случае воз­можно использование аналитического метода. По сравнению с нор­мативным методом он гораздо проще в практическом применении, однако дает более грубую оценку потребности в материальных затра­тах. Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.

Потребность в материалах рассчитывается исходя из объема производства продукции предприятия. в работе принято, что для производства 1 единицы продукции каждого вида требуется одна единица материала (запчастей). Поэтому величина потребности в материалах совпадает с объемом производства продукции предприятия.

Запасы материалов на конец периода рассчитывается как произведение среднедневной потребности в материалах и числа дней, включающего количество дней страхового запаса (принято 5 дней) и количества дней, оставшихся до приобретения очередной партии материалов с конца соответствующего месяца. Покупка материалов осуществляется 5 числа каждого месяца бюджетного периода.

Запасы материалов на начало бюджетного периода рассчитываются как произведение среднедневной потребности в материалах и числа дней страхового запаса. При этом среднедневная потребность в материалах определяется как частное от деления общей величины потребности в материалах на число рабочих дней в соответствующем месяце.

Для производства продукции используется 3 вида материалов – А, В и С соответственно и электроэнергия. Цены на материалы и нормы расхода представлены в таблице 7.

Таблица 7 Цены и нормы расхода материалов для производства продукции

Вид материала Норма расхода по видам продукции Цена, руб.
А В С
А, шт.    
В, шт.    
С, шт.    
Электроэнергия, кВт/час В соответствии с действующим на момент написания работы тарифом для промышленного предприятия

В бюджете прямых затрат на материалы затраты на электроэнергию рассчитаны отдельно, при этом запасы по этому виду вспомогательных материалов не определяются.

После определения количества сырья и материалов, требуемого для производства продукции, следующим этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья и материалов).

Потребность в сырье и материалах вкаждом периоде может быть определена по следующей формуле:

 
 
Объем закупок Расход Запасы на Запасы на сырья и = материалов + конец - начало материалов за период периода периода

В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.

Следует отметить, что для точного определения прямых затрат на производство продукции (производственной себестоимости) предприятия необходимы три бюджета, первым из которых является бюджет прямых затрат на материалы, или бюджет закупок сырья и материалов, вторым выступает бюджет прямых затрат на оплату труда, а третьим – бюджет общепроизводственных расходов. В данном бюджете присутствует ряд контрольных показателей, которые отслеживаются и фиксируются до начала разработки бюджета.

Так, норма расхода является одним из них. Этот показатель может быть установлен исходя из технологических параметров производства продукции.

Цена за единицу закупаемых ресурсов также является контрольным показателем, отслеживаемым при бюджетном методе управления. Это особенно важно, если компания использует разных поставщиков одного и того же вида материальных ресурсов.

Примерная форма бюджета прямых затрат на производство продукции приведена в таблице 8.

Таблица 8 Бюджет прямых затрат на материалы

Показатель Месяцы бюджетного периода
           
1. Объем производства (потребность в материалах), шт.
1.1. Внутренний рынок            
А            
           
1.1 Прямые затраты на материалы всего исходя из потребности, т.р.            
1.1.1. Внутренний рынок            
А            
           
Итого            
Вид основного материала
2. Запас материалов на конец периода, шт.            
1.1. Внутренний рынок            
А            
           
3. Запас материалов на начало периода, шт.
1.1. Внутренний рынок            
А            
           
4. Объем закупок, шт.            
1.1. Внутренний рынок            
Продолжение таблицы 8
А            
           
5. Цена материалов , тыс. руб.            
А            
           
6. Затраты на закупку в текущем периоде, тыс. руб.            
6.1 Внутренний рынок            
А            
           
Вид вспомогательного материала
7. Норма расхода электроэнергии на единицу продукции            
А            
           
8. Общие затраты электроэнергии в периоде
Внутренний рынок:            
А            
           
Внешний рынок:            
А            
           
Итого            
9. Общие затраты на материалы            
Внутренний рынок :            
А            
           
Внешний рынок:            
А            
           

Бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. Втаблице 9 представлен такой график. Как и в случае с дебиторской задолженностью, существует вре­менной лаг между моментом совершения покупки и моментом ре­альной оплаты материальных ресурсов.

В нижней строке таблицы зафиксировано состояние кредиторской задолженности на конец каждого периода, определяемой по формуле:

 
 
Кредиторская Кредиторская Сумма Сумма задолженность = задолженность + закупок - оплаты на конец периода на начало периода за период за период  

Эти данные автоматически попадают в прогноз баланса. Выпла­ты по закупкам материалов также автоматически попадают в бюд­жет движения денежных средств.

Материалы поставляются на предприятие при условии предоплаты, составляющей 70% стоимости и произведенной за месяц до отгрузки. Оставшаяся часть стоимости материалов и полная стоимость электроэнергии выплачивается по факту поставки.

Кредиторская задолженность на начало и конец каждого месяца равна нулю вследствие отсутствия временного лага между поставкой материалов и их оплатой.

Следует отметить, что в случае необходимости формат графика погашения кредиторской задолженности может быть усложнен.

Таблица 9 График оплаты материалов

Показатель Месяцы планируемого периода
             
1. Кредиторская задолженность на конец периода              
3. Оплата текущего периода              
               
               
               
               
               
               
4. Платежи в текущем периоде              

&

Наши рекомендации