Самоуправления. Акты прокурорского реагировании
Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов мсу составляют Конституция РФ (ст. 72), Закон о прокуратуре (ст. 7) и др ФЗ. Прокуратура Российской РФ осуществляет надзор за исполнением ФЗ, законов субъектов РФ и уставов МО органами мсу и должностными лицами мсу. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:1.иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов; 2.требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов;проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры обращениям; 3.вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами мсу. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:1.рассматривает и проверяет заявления о нарушении прав и свобод человека и гражданина;2.разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;3.принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц МСУслужит выявлению случаев нарушений органами и долж. лицами МСУ ФЗ, законов субъектов РФ и уставов МО, которые являются основанием наступления ответственности данных органов и должностных лиц перед государством.
Прокуратура РФ осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением КРФ, законов органами МСУ, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц МСУ).
Работники прокуратуры вправе (беспрепятственно входить в помещения органов МСУ, иметь доступ к их документам; требовать от руководителей органов МСУ представления необходимых документов, материалов; требовать от должностных лиц МСУ проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; вызывать должностных лиц МСУ для объяснения по поводу нарушения законов).
· В соответствии с законом прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты МО, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании их недействительными (протест прокурора приносится в орган или должностному лицу МСУ, издавшим этот акт; подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок с момента поступления). Орган или должностное лицо МСУ обязаны незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения в письменной форме (прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных им протестов органами МСУ).
· Представление прокурора об устранении нарушений закона (вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения; подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, способствовавших им). О результатах принятых мер орган или должностное лицо МСУ обязаны сообщить прокурору в письменной форме (прокурор вправе присутствовать при рассмотрении своего представления).
· В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке).
Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
. протест. В общенадзорном смысле. Приносятся прокурором или его заместителем на противоречащий НПА. Вноситься органу или должностному лицу, его издавшему: приказ директора школы, зак собрание СПб. Но так же может быть внесено вышестоящему должностному лицу, если он имеет право отменить – выбор за прокуроров в зависимости от полномочий. Всегда наверх, если нарушение носит распространенный характер в отрасли. «Трямпампам» - верещал Ромин пылесос, по некоторым данным принадлежащий некому Пухлику. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течении 10 дней с момента внесения, а для представительного органа – на ближайшем заседании. Так же прокурор может назначить точный срок для рассмотрения.
Внесение протеста по общему правилу не приостанавливает действие акта, если иное не указано в законе => имеет смысл прямо назначить сокращенный срок.
Правом протеста наделен прокурор или его заместитель => помощники, прокуроры отделов и т.п. готовят только проект протеста, который подписывается вышестоящим.
Обязательное рассмотрение означает, что о результатах рассмотрения должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Орган может и не согласиться с прокурором, но тогда у него остается возможность суд обжалования.
До рассмотрения протест можно отозвать
2. представление. В надзоре за законностью суд решений тоже существует представление.
Вносится лицу, которое уполномочено устранять данное нарушение. Подлежит безотлагательному рассмотрению в течении месяца. О результатах так же сообщено в письменном виде, даже если лично присутствовал при рассмотрении.
1. Информация о наличии нарушения закона: информация СМИ, проверка, жалоба.
2. Указание на нарушенный закон
3. анализ причин и условий, кот способствуют правонарушению
4. требование об устранении.
5. предложение о привлечении виновных к ответственности (чаще всего дисциплинарной или той, к кот может привлечь лицо,, к которому обращаемся).
Любой акт прокурорского реагирования должен составляться в строго определенный форме. Требования – в ФЗ. В частности,
· каждый раз ссылаться на ту норму, кот нарушена.
· Указывается адресат;
· то, в связи с чем вносится акт (результат проверки, рассмотрение жалобы;
· анализ причин и условий, кот способствовали правонарушению
3. постановление о признаках адм правонарушения. Возбуждает соотв производства. Ст 25 ФЗ.
Адм дело возбуждает сам, но так же передает документы в орган, кот имеет право на привлечение к ответственности за соотв правонарушение. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный КоАП. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В постановлении приводятся факты, подтверждающие нарушение, смягчающие и отягчающие и все иное, что имеет значение для дела. Тем самым прокурор проводит небольшое расследование, передается готовое дело.
Прокурор имеет право участвовать в люб адм производстве, не только в возбужденном по его инициативе.
Чаще всего прокурор не может сам устранить нарушение закона, только требует устранение нарушения. Исключение: освободить незаконно задержанного или арестованного (адм или уг), при этом так же выносится постановление.
УГ дело больше возбудить нельзя, если выявляются его признаки, то материалы передаются в тот орган, который имеет право на возбуждение. Прокурор ставит сие на контроль и может настаивать на возбуждении. Это своеобразное поручение => можно требовать ответа.
Функция надзора за расследованием так же не исключается. Следователь направляет прокурору копию пост о возбуждении дела, не зависимо от того, получил ли он материалы от прокурора.
4. предостережение о недопустимости нарушения закона.
Выносится в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицампредостережение о недопустимости нарушения закона.
Например, проект НПА или приказа об увольнении – предостережение, а сам НПА и увольнение – протест.
Предостережение действенно, т.к. в нем можно пугать мерами ответственности J.
5. Заявление в суд (иск в суд общей юрисдикции или арбитражный).
Отдельно в ФЗ не называется, но в главе об участии прокурора в суд заседании сие имеется, ровно как и в УПК, ГПК, АПК. Там урегулированы те вопросы, по кот прокурор может обратиться в суд. Один из самых действенных способов защиты прав при несогласии с другим актом прокурорского реагирования.