Глава vi. взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита
Вопросы для обсуждения
1.Общение с руководством проверяемого экономического субъекта.
2.Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта.
3. Характеристика структуры и содержания Федерального правила (стандарта) № 23«Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».
4. Использование работы эксперта. Порядок его работы. Использование результатов.
5. Операциисо связанными сторонами в ходе аудита (аффилированные лица).
6. Характеристика структуры и содержания Федерального правила (стандарта) № 9 «Аффилированные лица».
7. Изучение и использование результатов внутреннего аудита.
8. Характеристика структуры и содержания Федерального правила (стандарта) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».
9. Использование работы другой аудиторской организации.
10.Характеристика структуры и содержания Федерального правила (стандарта) № 28 «Использование результатов работы другого аудитора».
Темы рефератов
1. Служба внутреннего аудита — помощник аудитора.
2. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.
3. Использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств.
Тесты к теме 6
1.Какова цель общения с руководством экономического субъекта в процессе аудита?
1) определение уровня существенности аудита;
2) оптимизация аудиторских процедур и обеспечение
достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью;
3) определение этапов аудиторской проверки.
2. Руководители и иные должностные лица аудируемой организации должны:
1) давать аудитору разъяснения в письменной и устной форме по запросу аудитора;
2) ограничивать крут вопросов, подлежащих выяснению;
3) в обязательном порядке выполнять все рекомендации аудитора по повышению эффективности производства.
3. Руководители и иные должностные лица аудируемой организации обязаны:
1) они не имеют никаких обязанностей перед аудиторами при проведении аудита;
2) создавать условия для проведения аудита: предоставлять всю документацию, необходимую для аудита, давать разъяснения, оперативно устранять нарушения, не ограничивать круг вопросов, выясняемых при аудите;
3) консультироваться с аудиторами, принимая важные решения.
4. Какие вопросы с руководством экономического субъекта могут обсуждать аудиторы во время аудита?
1) вопросы организационной структуры аудиторской организации;
2) вопросы использования работы экспертов;
3) вопросы состава и квалификационного уровня аудиторов;
4) вопросы структуры внутрифирменных аудиторских стандартов.
5. Определите из нижеперечисленных один вопрос, который обсуждается с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита:
1) обсуждение выявленных проблем и путей их разрешения;
2) вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности;
3) вопросы использования работы экспертов;
4) вопросы получения аудиторских доказательств.
6. Общение с руководством экономического субъекта на всех этапах аудиторской проверки проводится:
1) только в письменной форме;
2) в устной форме;
3) в любой форме.
7. Имеют ли право аудиторы при проведении аудиторских проверок получать необходимую информацию от третьих лиц?
1) имеют право в любой форме;
2) имеют право только по письменному запросу;
3) не имеют права.
8. Аудитор, проводящий независимую экспертизу по поручению госорганов, при необходимости получить дополнительную информацию от третьих лиц:
1) имеет право сотрудничать с государственными органами, поручившими проверку;
2) имеет право сотрудничать с государственными органами только через руководителей аудиторской фирмы;
3) не имеет права сотрудничать с государственным органами.
9. Аудитора, проводящего независимую экспертизу по поручению госорганов, попросили дать правовую оценку действий проверяемых лиц, для чего к участию в производстве порученной экспертизы аудитор пригласил соответствующего специалиста. Оцените ситуацию:
1) если аудитор слабо разбирается в правовых вопросах, то его действия оправданы, так как право приглашать на договорной основе специалистов зафиксировано в Законе РФ «Об аудиторской деятельности»;
2) в такой ситуации аудиторской организация лучше направлять для выполнения этой работы аудитора, хорошо разбирающегося в правовых вопросах;
3) аудитор не имеет права давать правовую оценку и приглашать других специалистов к участию в экспертизе, проводимой по поручению государственных органов.
10.Определите из ниже перечисленных форму представления письменных разъяснений руководства аудируемого лица в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»:
1) в форме расчетов и обоснованности мнений руководства;
2) в форме ссылок на действующее законодательство;
3) в форме официально заверенных копий бухгалтерской отчетности экономического субъекта, протоколов собрания советов директоров, общих собраний акционеров и других.
11.В сложной ситуации, возникшей в ходе аудиторской проверки, аудитор при формировании своего мнения исходил только из письменного разъяснения, полученного от руководства проверяемого экономического субъекта. Правильно ли это?
1) аудитор является независимым экспертом и вправе принимать решения по этому вопросу по своему усмотрению;
2) да, это предусмотрено Правилом (стандартом) аудиторской деятельности РФ «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»;
3) при формировании своего мнения аудитор не должен опираться только на такие разъяснения, не располагая результатами других аудиторских процедур.
12. Запрашивая у руководства аудируемого лица письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было:
1) адресовано аудитору и подписано руководством проверяемого субъекта;
2) содержало необходимую информацию;
3) адресовано аудитору, а также подписано, датировано и содержало необходимую информацию.
13.Специальное письмо с заявлениями и разъяснениями руководства аудируемого лица относительно конкретных операций или событий может быть получено:
1) только в ходе аудита (до даты аудиторского заключения);
2) после даты аудиторского заключения;
3) как в ходе аудита, так и после даты аудиторского заключения.
14.Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, то аудитор должен:
1) выразить мнение с оговоркой;
2) выразить отрицательное мнение;
3) отказаться от выражения мнения;
4) выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения.
15.Заявления и разъяснения руководства аудируемого лицо в письменной форме являются:
1) более надежным аудиторским доказательством, чем заявления и разъяснения в устной форме;
2) менее надежным аудиторским доказательством, заявления и разъяснения в устной форме;
3) это зависит от статуса лица давшего такие разъяснения.
16.Необходимость привлечения к проверке экспертов оценивается на этапе:
1) составления общего плана аудита;
2) оценки аудиторских доказательств, выявленных в ходе проверки, и подготовки аудиторского заключения;
3) подготовки программы аудита.
17.Экономический субъект отказался от предложения аудиторской фирмы, проводящей у него аудит, пригласить эксперта-оценщика для выполнения экспертизы, необходимой аудиторам. Отказ был оформлен письменно. Действия аудитора:
1) экономический субъект абсолютно прав: это проблемы аудиторов, они обязаны работать независимо и самостоятельно;
2) аудиторы правы лишь в том случае, если специалист-оценщик не проводил ранее такую работу у данного экономического субъекта;
3) в случае отказа экономического субъекта от использования работы эксперта аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.
18.Аудиторская организация при проведении обязательного аудита экономического субъекта в качестве эксперта пригласила аудитора из другой аудиторской организации. Правильно ли это?
1) правильно, если он будет работать самостоятельно и даст заключение по тем вопросам состояния бухгалтерского учета, о которых его просят;
2) конечно, это право аудиторской организации, зафиксированное в нормативных актах по аудиторской деятельности в РФ;
3) нет, экспертом может быть признан не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания в области, отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.
19.Аудиторская организация, осуществляя аудиторскую проверку организации, решила пригласить эксперта. Руководство аудируемого лица категорически отказало. Правомерно ли такое решение?
1) да;
2) нет.
20. Аудируемый субъект предъявил претензию аудиторской организации по результатам проверки. Она отклонила претензию, считая, что последняя должна, быть адресована приглашенному со стороны эксперту, по вине которого аудиторы не заметили искажение отчетности. Оцените ситуацию:
1) аудиторы правы, это не их ошибка;
2) согласие руководства экономического субъекта на приглашение эксперта для того и необходимо, чтобы оно само определило уровень квалификации эксперта и само решало, стоит ли на него полагаться;
3) использование работы эксперта при проведении аудита, в том числе ссылка на его работу в аудиторском заключении, не снимает ответственности с аудиторской организации.
21. Какая информация должна отражаться на заключении эксперта?
1) дата оформления заключения;
2) характеристика опыта работы эксперта и осуществления экспертизы;
3) описание взаимоотношений эксперта с экономическим субъектом;
4) объем проведенной работы и предел ответственности эксперта.
22. Какие предприятия могут быть отнесены к связанным сторонам?
1) основные поставщики;
2) дебиторы и кредиторы;
3) покупатели;
4)физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, признаваемые таковыми в соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
23. Ответственность за определение аффилированности сторон и операций с ними, а также раскрытие ответствующей информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности несет:
1) руководство аудируемого лица;
2) аудиторская фирма, проводящая аудиторскую проверку;
3) собственники организации.
24. Если аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств относительно аффилированных лиц и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в финансовой (бухгалтерской) отчетности неясно или неполно, аудитор должен:
1) выразить мнение с оговоркой;
2) выразить отрицательное мнение;
3) соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
25. Определите функцию службы внутреннего аудита:
1)внедрение информационной системы бухгалтерского учета;
2) контроль корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
3) формирование профессионального мнения в отношении достоверности бухгалтерской отчетности;
4) мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.
26. Что изучается внешними аудиторами в процессе планирования аудиторской проверки для оценки работы службы внутреннего аудита?
1) функции службы внутреннего аудита;
2) состав рабочих документов службы внутреннего аудита;
3) обязанности руководителя службы внутреннего аудита;
4) общий план работы службы внутреннего аудита.
27. Ответственность за подготовку аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в случае, если такая финансовая (бухгалтерская) отчетность включает финансовую информацию по одному или нескольким подразделениям, которые проверяются другим аудитором, несет:
1) основной аудитор;
2) другой аудитор;
3) данный вопрос регулируется специальным договором между основным и другим аудитором.
28. Понятие «другой аудитор» включает:
1) аудиторов, не связанных с основным аудитором;
2) аффилированных аудиторов по отношению к основному аудитору, а также аудиторов, не связанных с основным аудитором;
3) аудиторов, проверяющих отдельные подразделения клиента.
29.Основной аудитор принимает во внимание:
1) все факты, отмеченные другим аудитором;
2) все значимые факты, отмеченные другим аудитором;
3) только выводы другого аудитора, отраженные в его аудиторском заключении по соответствующему подразделению проверяемого субъекта.
30.Если основной аудитор приходит к выводу о том, что работу другого аудитора нельзя использовать, а сам основной аудитор не может выполнить достаточные дополнительные процедуры в отношении финансовой информации подразделений, проверенных другим аудитором, то основной аудитор:
1) выражает отрицательное мнение;
2) отказывается от выражения мнения;
3) выражает мнение с оговоркой или отказывается от выражения мнения.