Юрисдикционный иммунитет государства
Юрисдикционный иммунитет государства включает в себя следующие элементы:
· судебный иммунитет;
· иммунитет от предварительного обеспечения иска;
· иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;
· иммунитет собственности государства;
· иммунитет сделок государства.
Судебный иммунитет – это неподсудность одного государства суду другого государства, которая означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: «равный над равным не имеет юрисдикции».
Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что в порядке обеспечения иска имущество другого государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства.
Иммунитет от принудительного исполнения судебного решенияозначает, что нельзя в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.
Иммунитет собственности государстваозначает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории другого государства.
Собственность государства пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства и независимо от того, во владении какого лица (обладающего иммунитетом или нет) она находится.
Иммунитет сделок государстваозначает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.
Международная подсудность
Международная подсудность в международном частном праве – это компетенция судов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом.
Различают 3 основные системы определения подсудности:
романская или латинская, основанная на признаке гражданства сторон спора (Франция);
германская, основанная на признаке местожительства ответчика (Германия, Япония, Российская Федерация);
система «общего права», основанная на признаке «фактического присутствия» ответчика (Англия, США).
В Республике Беларусь используется признак местожительства ответчика. Согласно ст.544 ГПК Республики Беларусь подсудность судам Республики Беларусь гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает за границей, определяется законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь или письменным соглашением сторон.
Общие правила подсудности дел судам Республики Беларусь сформулированы в ст. 545 ГПК.
К спорам, осложненным иностранным элементом, в Республике Беларусь применяются правила об исключительной, альтернативной (договорной) подсудности.
Ст. 48 ГПК устанавливает исключительную подсудность судам Республики Беларусь:
дел по искам о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, об освобождении имущества от ареста, если они находятся на территории Республики Беларусь;
дел по искам кредиторов наследодателя, предъявляемых до принятия наследства наследниками, если наследство или основная его часть находится на территории Республики Беларусь;
дел по искам к перевозчику, вытекающим из договора перевозки грузов, пассажиров или багажа, если на территории Республики Беларусь находится перевозчик, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
В соответствии со ст. 546 ГПК Республики Беларусь стороны могут по письменному соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела. Если при наличии соглашения о подсудности дела иностранному суду производство в соответствии с общими правилами подсудности было возбуждено в суде Республики Беларусь, он прекращает производство по делу в случае заявления ответчиком соответствующего ходатайства до изложения возражений по существу иска.
Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон.
Соглашения сторон, определяющие подсудность, могут принимать форму пророгационного или дерогационного соглашения.
Соглашение, в силу которого подсудный данному суду спор становится подсудным, называется пророгационным.
Соглашение, в силу которого неподсудный данному суду спор становится неподсудным, называется дерогационным.
Указанные соглашения могут иметь место только в рамках альтернативной (неисключительной) подсудности.
24 Судебные поручения
По общему правилу суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. Поэтому процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены только в порядке судебного поручения.
Судебное поручение – обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого государства (вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей; допрос свидетелей, находящихся за границей).
Правила о судебном поручении сформулированы в ст. 560 ГПК:
исполнение судебного поручения связано с наличием международного договора;
в исполнении судебного поручения может быть отказано, если: исполнение поручения, противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
Международными конвенциями предусмотрено несколько способов выполнения судебных поручений:
дипломатический путь (согласно Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г.);
через центральные органы юстиции (согласно Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г., Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.);
непосредственно через суды (Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.).
Республика Беларусь участвует во всех перечисленных конвенциях.
Все двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами, также содержат раздел «Международный гражданский процесс».
Выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий осуществляется на основании международных договоров и национального законодательства, но в доктрине сложилось мнение, что отказ в предоставлении правовой помощи, при отсутствии международного договора или национального законодательства, регламентирующих ее оказание, рассматривается как нарушение начал международной вежливости.