Выявите сходства и различия между методами разработки стратегии предприятия
Традиционные методы разработки стратегий
Ставший сегодня уже азбучной истиной для менеджеров SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:
· определить возможности и угрозы;
· построить матрицу SWOT-анализа;
· выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться;
· построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации.
Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса.
По Портеру, необходимо:
· определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;
· составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;
· разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.
Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:
· определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;
· оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации;
· фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии;
· обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;
· разработка стратегии лидерства.
Матричный метод разработки стратегий
Разработка видения организации
Формализовать процесс описания видения и действительного состояния организации можно путем заполнения матрицы видения где настоящее и будущее состояния организации представлены глазами стороннего наблюдателя и одного из работников организации изнутри.
Миссия организации
Полезной является матрица, для концентрации информации с целью составления формулировки миссии.
Цель организации
Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей организации. Матрица позволяет выстраивать цели организации, определяемые как совокупность целей субъектов целеполагания субъектов различного уровня и направленности.
Стратегия организации
Матрица включает описание внешних и внутренних характеристик организации по трем составляющим философии бизнеса — видению, миссии и целям. Конкретное содержание указанных составляющих взято из соответствующих предыдущих матриц. Формулировка стратегии должна, с одной стороны, отражать движение в направлении устранения разрыва между настоящим и желаемым будущим, а с другой — вбирать в себя основное содержание стратегических целей, сформулированных на предыдущем этапе.
Дайте характеристику этапов стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
1. Определение миссии и видения организации. Миссия – основное социально-значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. Видение – это представление о том, чем является организация в настоящем, какой она должна стать в будущем, к чему нужно стремится, какую пользу она должна приносить обществу.
2. Определение целей организации. Цели - это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами; адресность и контролируемость. Цели бывают: финансовые (повышение рентабельности, повышение кредитоспособности); стратегические (более высокие темпы роста, увеличение доли рынка, улучшение репутации фирмы, улучшение обслуживания потребителей и т.д.)
3. Анализ внутренней и внешней среды. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
4. Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. Стратегия выбирается с учетом: конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования; перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования; в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.
5. Реализация стратегии. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии: цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии; руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок; в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
6. Оценка и контроль выполнения. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям: соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения; соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы; приемлемость риска, заложенного в стратегии. Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.