Некоторые особенности общества с ограниченной ответственностью

- ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

- Число участников ООО не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников ООО превысит указанный предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

- Уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников.

- Уставный капитал ООО определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Вкладом в уставный капитал ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

- Учредительный договор и устав ООО являются учредительными документами ООО. Если ООО учреждается одним лицом, учредительным документом ООО является устав, утвержденный этим лицом.

- Участник ООО вправе в любое время выйти из ООО независимо от согласия других его участников.

- ООО обязано выплатить участнику ООО, подавшему заявление о выходе из ООО, действительную стоимость его доли или выдать ему имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом ООО.

24. Факторы, влияющие на процесс принятия решения.

25.Понятие «менеджмент», цели и задачи управления предприятием.

Менеджмент – умение добиваться результатов и целей, используя труд, интеллект, мотивы, поведение других людей.

Наука менеджмент является междисциплинарной наукой, которая опирается на результаты исследований в различных областях знаний (социология, психология, философия, экономика (микро и макро) и экономика предприятия).

Цель: изучение основных концепций и подходов к управлению организацией, и на этой основе формирование некого управленческого мировоззрения

Инструменты:

1. Иерархия (власть-подчинение) позволяет принуждать, заставлять, воздействовать.

2. Проблема – контроль за распределением ресурсов

3. Культура ( вырабатываемые и признаваемые общественные нормы и установки поведения, ритуалы)

4. Рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже

Отличительные особенности менеджмента:

1. Ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка

2. Ориентация фирмы на постоянное развитие и повышение эффективности деятельности

3. большая децентрализация и свобода принятия решений

4. разработка стратегических целей и программы. Постоянное их соотнесение с изменяющимся состоянием рынка

Процесс управления – процесс выполнения основных управленческих функций

Базовые функции управления:

1. планирование (включает целеполагание)

2. организация

3. мотивация

4. контроль

26. Адаптивные организационные структуры управления.

Принципы адаптивной организационной структуры:

1. Решение – не на основных правил, а обсуждения.

2. Главное – доверие, а не команда.

3. Распределение работы не по должностям, а с учетом характера выполненных работ.

Организационная структура фирмы всегда готова произвести свои изменения.
Находится в начальной фазе своего развития, в чистом виде встречается очень редко.

Типы органических организационных структур:

1. Матричная (для решения каких-либо конкретных задач создаются группы специалистов, которые изымаются из разных подразделений.)

(+): Гибкость структуры, наличие координации в решении проблемы.

(–): Двойственное подчинение людей, которые будут работать вместе.

2. Проектная

(+): высокая гибкость, сокращение численности управленческого персонала.

(–): очень высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проект, дробление ресурсов между проектами; сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; усложнение процесса развития организации как единого целого.

3. Конгломератная (только у крупных фирм, которые имеют дочерние организации, не обладающие финансовой функцией. Реагируя на внешнюю среду, конгломератная система продает свои подразделения и образует новые).

4. Бригадная

(+): сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; работа в группах создает условия для самосовершенствования; возможность применения эффективных методов планирования и управления; сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

(–): усложнение взаимодействия; сложность в координации работ отдельных бригад; высокая квалификация и ответственность персонала; высокие требования к коммуникациям.

27. Стили руководства

Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера. Стили могут классифицироваться по разным критериям.

А. Критерий участия исполнителей в управлении.

Наиболее четко здесь различают три стиля:

- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют);

- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);

- автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис. 44).

Некоторые особенности общества с ограниченной ответственностью - student2.ru

Рис. 44. Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:

- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);

- автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);

- бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы);

- патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники неограниченно ему доверяют);

- благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).

Сопричастный стиль тоже имеет варианты:

- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следовать указаниям менеджера);

- консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно);

- совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

- управление через инновацию (разработка инновации - как руководящее задание);

- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);

Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.

Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.

- Управление через согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).

Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.

Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.

- Управление через правила решения;

- управление через мотивацию;

- управление через координацию;

- управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач. Вмешательство происходит в исключительных случаях - особо критических ситуациях, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей).

В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач

Некоторые особенности общества с ограниченной ответственностью - student2.ru

Пять типичных стилей отражены на рис. 45.

Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.

Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.

Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.

Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.

Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.


28.Методы управления, их особенности, классификация.

Методы управления:

 Экономические

 Организационно-административные

 Социально-психологические

 Количественные

Экономические методы управления основаны на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы организаций и персонала. К ним относятся: хозяйственный расчет, экономический расчет, планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование, экономическое стимулирование и т.д. Эти методы составляют основу экономического управления организациями.

Организационно-административные методы управления базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке.

Такие методы делятся на три группы:

1. Организационно–стабилизирующие – устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор).

2. Организационно-распорядительные – обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений).

3. Организационно–дисциплинарные – предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).

Социально-психологические методы управления составляют способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива. В менеджменте социально-психологические методы являются не только нравственной категорией управления, но и материальной, дающей прибыль или убыток, так как в хозяйственных организациях социально-психологические процессы, явления и действия просчитываются с точки зрения затрат и прибыли, получаемой от их применения. В основе этих методов лежат объективные законы социального развития и законы психологии.

Данные методы управления делятся на две группы:

1. Социальные, к которым относятся социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета и т.д.); социальное стимулирование коллективов и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей) и др.

2. Психологические – используются в целях гармонизации отношений между членами организации и установления наиболее благоприятного психологического климата; к ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения работников.

Количественные методы управления являются «продуктом» количественного подхода в управлении и направлены на повышение обоснованности принимаемых управленческих решений, а также широко используются в деятельности организаций по разработки программ и планов, при проведении маркетинговых исследований, финансово-экономической, учетной сфере. Данные методы основаны на математическом аппарате и логике. Благодаря им, создается возможность не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающими достоверность и объективность.

30. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

Организационно-правовые формы коммерческих организаций, полный список перечислен в Гражданском кодексе и состоит из 7 пунктов.

1) Полное товарищество – юридическое лицо с разделенным на доли участников складочным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное полным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

2) Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - юридическое лицо с разделенным на доли участников складочным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное товариществом на вере в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

3) Общество с ограниченной ответственностью - юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

4) Общество с дополнительной ответственностью - юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

5) Акционерное общество – юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

6) Производственный кооператив (артель) – юридическое лицо, добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

7) Унитарное предприятие – юридическое лицо, коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

31.Подходы к управлению на основе различных школ (процессный подход, системный подход, ситуационный подход)

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

Традиционный (классический) подход. По отдельности исследуется человек, работа, организация и т.п.

Процессный подход

Управление рассматривается как процесс: постановка цели, планирование, организация, мотивация, контроль. То есть разработка процесса (алгоритма) управления организацией ставится на первый план.

Работа по достижению целей с помощью других рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция также представляет процесс, потому что тоже состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления является общей суммой всех функций (первоначальную разработку этого подхода приписывают Анри Файолю).

Системный подход

Организация рассматривается как система со своими входами, выходами, обратными связями, внешними воздействиями. Рассматриваются также подсистемы, в нее входящие.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Существует два типа систем: открытые (характеризуется взаимодействием с внешней средой) и закрытые (характеризуются независимостью от окружающей среды).

Организация рассматривается как открытая система. Входы системы: информация, материалы, капитал, трудовые ресурсы. В процессе функционирования организации происходит обработка и преобразование входов. На выходе имеем: продукция или услуги, прибыль, социальная ответственность, доля рынка, рост, удовлетворенность работников.

Ситуационный подход

Методы управления могут меняться в зависимости от ситуации. На практике ищется корреляция выходных показателей с внешними и внутренними воздействиями. Выявляются наиболее значимые ситуационные факторы, максимально влияющие на выходные результаты. Часто проводят ситуационный анализ – строятся оптимистические и пессимистические прогнозы, выделяются аргументы «за» и «против».

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

32. Хозяйственные общества и хозяйственные товарищества.

Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Вкладом в имущество может быть все то, что имеет стоимостную оценку: имущественные права, ценные бумаги, деньги, имущество в натуре и др.

Отличие товарищества от общества заключается в том, что товарищество – объединение лиц не только капиталом, но и своей деятельностью, а общество – только объединение денежных и иных финансовых вложений. Хозяйственные товарищества: полные товарищества и товарищества на вере.

Члены полного товарищества(полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и в его интересах и несут ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом.

Если учредительным договором не установлено иного, то каждый участник полного товарищества вправе выступать от имени товарищества в отношениях с окружающими лицами, в обратном случае возможно совместное ведение дел всеми товарищами или поручение их ведения отдельным товарищам.

Каждый член полного товарищества имеет право на получение дохода от прибыли товарищества в размерах, установленных учредительным договором. Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе участия в товариществе.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – юридическое лицо, в котором наряду с полными товарищами участвуют лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью от имени товарищества, но внесшие в него свои вклады и отвечающие по обязательствам товарищества пропорционально этим вкладам. Характерные черты товарищества на вере: управление делами товарищества осуществляется только полными товарищами; вкладчики обязаны внести в складочный капитал вклады определенной стоимости, что удостоверяется выдаваемыми им свидетельствами об участии; вкладчики вправе получать часть прибыли товарищества, приходящуюся на их долю в складочном капитале.

Хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.

Акционерные общества – юридические лица, уставный капитал которых разделен на определенное количество акций. Акции открытого акционерного общества могут быть отчуждены их владельцем без согласования с остальными участниками общества.

В закрытом акционерном обществе акции подлежат распределению среди учредителей общества либо среди иного заранее определенного круга лиц.

Общество с ограниченной ответственностью – юридическое лицо, созданное одним или несколькими лицами, устав которого разделен на определенные доли. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах своей доли.

Общество с дополнительной ответственностью – юридическое лицо с разделенным на доли капиталом, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Экономика предприятия

33. Факторы роста производительности труда

Производительность труда — динамичный показатель, т. е. имеет значение лишь при прогрессирующем изменении. Рост производительности труда зависит от многих факторов. Факторами роста производительности труда (или его резервами) считается совокупность объективных и субъективных причин, обусловливающих изменение уровня производительности труда.

Следует выделить две группы факторов повышения производительности:

1) находящиеся под управлением делового субъекта (стратегические решения, организационные вопросы, трудовые отношения, руководящие и контролирующие кадры средних звеньев, технология, средства производства, исследования и разработки, качество продукции, условия труда, информация);

2) не находящиеся под управлением делового субъекта (политические мероприятия правительства, инфраструктура, рыночный механизм, законы, конкуренция, обеспечение природными ресурсами, трудовые ресурсы, культура и социальные ценности).

Группы факторов роста производительности труда:

• материально-технические, связанные с техническим уровнем производства, совершенствованием технологий, техники, применяемых материалов;

• организационные, характеризующие организацию труда, производства и управления;

• социально-экономические, относящиеся к человеческому компоненту производства - качеству работников, их мотивированности и удовлетворенности трудом.

Как самостоятельный фактор иногда выделяют масштаб производства.

Комплекс материально-технических факторов и их влияние на уровень производительности труда можно характеризовать следующими показателями:

· энерговооруженностью труда - потреблением всех видов энергии на одного промышленного рабочего;

· электровооруженностью труда - потреблением электроэнергии на одного промышленного рабочего;

· технической вооруженностью труда - объемом основных производственных фондов, приходящихся на одного работника;

· уровнем механизации и автоматизации - долей рабочих, занятых механизированным и автоматизированным трудом;

· химизацией производства, применением прогрессивных материалов и химических процессов - соотношением химизированных процессов производства в общем его объеме.

Одним из основных материально-технических факторов является повышение качества продукции - удовлетворение общественных потребностей меньшими затратами средств и труда, так как изделия высокого качества заменяют большее количество изделий низкого качества. Повышение долговечности изделий равнозначно дополнительному увеличению их выпуска.

Материально-технические факторы наиболее важны, поскольку обеспечивают экономию не только живого, но и овеществленного труда.

Организационные факторы определяются уровнем организации труда, производства и управления. К ним относятся:

1. Совершенствование организации управления производством:

· совершенствование структуры аппарата управления;

· совершенствование систем управления производством;

· улучшение оперативного управления производственным процессом;

· внедрение и развитие автоматизированных систем управления производством;

· включение в сферу действия АСУП максимально возможного количества объектов.

2. Совершенствование организации производства:

· улучшение материальной, технической и кадровой подготовки производства;

· улучшение организации производственных подразделений и расстановки оборудования в основном производстве;

· совершенствование организации вспомогательных служб и хозяйств (транспортного, складского, энергетического, инструментального, хозяйственного и других видов производственного обслуживания).

3. Совершенствование организации труда:

· улучшение разделения и кооперации труда, внедрение многостаночного обслуживания, расширение сферы совмещения профессий и функций;

· внедрение передовых методов и приемов труда:

· совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

· внедрение технически обоснованных норм затрат труда, расширение сферы нормирования труда рабочих-повременщиков и служащих;

· внедрение гибких форм организации труда;

· профессиональный подбор кадров, улучшение их подготовки и повышение квалификации;

· улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;

· совершенствование систем оплаты труда, повышение их стимулирующей роли.

Без использования этих факторов невозможно получить полный эффект и от факторов материально-технических.

Социально-экономические факторы определяются качествами трудовых коллективов, их социально-демографическим составом, уровнями подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы работников, системой ценностных ориентаций, стилем руководства в подразделениях и на предприятии в целом и др. В зависимости от характера влияния на производительность труда можно подразделить все факторы на две группы - прямые и косвенные . Действие прямых факторов можно представить в виде функциональной зависимости, определив с большей или меньшей степенью точности прирост производительности труда за счет каждого из них, к этой группе относятся материально-технические и организационные факторы.

Косвенные факторы оказывают на производительность труда опосредованное воздействие, к ним относятся большинство социально-экономических факторов.

34. Признаки юр лица. Виды юр лиц

Согласно ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ч. 1 ст. 48 ГК).

Юридическое лицо — субъект права, выступающий в гражданском обороте и в суде от своего имени, который может иметь обособленное имущество и отвечать им по своим обязательствам.

Признаки юридического лица:

· приобретение гражданских прав и обязанностей от своего имени как выражение единой воли его участников вовне;

· имущественная обособленность, которая должна толковаться более широко, чем обозначенная в ст. 48 ГК: имущество может принадлежать юридическому лицу не только на вещном, но и исключительно на обязательственном праве (денежные средства на счете, арендованное имущество), но при этом оно не перестанет быть полноценным субъектом гражданского права;

· самостоятельная имущественная ответственность, отличная от ответственности его участников, необходимой предпосылкой которой является обособленное имущество — объект притязаний кредиторов;

· выступление в качестве истца и ответчика в суде.

В ГК РФ и других законах ("О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", Жилищный кодекс) предусмотрены следующие виды организационно-правовых форм юридических лиц:

I. Коммерческие организации

1) Хозяйственное товарищество

- Полное товарищество

- Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

2) Хозяйственное общество

- Акционерное общество

- Общество с ограниченной ответственностью

- Общество с дополнительной ответственностью

3) Производственный кооператив

4) Унитарное предприятие

- Основанное на праве хозяйственного управления

- Основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)

II. Некоммерческие организации

- Общественная организация, в том числе

----Политическая партия

----Профессиональный союз

----Торгово-промышленная палата

----Национально-культурная автономия

- Общественное движение

- Орган общественной самодеятельности

- Религиозное объединение

- Некоммерческое партнёрство

- Учреждение, включая органы государственной власти

- Фонд

- Автономная некоммерческая организация

- Ассоциация и союз

- Потребительский кооператив

- Специализированные кооперативы: гаражно-строительные, жилищные, жилищно-строительные

- Товарищество собственников жилья

- Общество взаимного кредитования (кредитный потребительский кооператив граждан)

- Государственная корпорация

Территориальные отделения общественных организаций могут регистрироваться в качестве юридических лиц самостоятельно

Коммерческие юридические лица могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ. Некоммерческие юридические лица могут создаваться и в иных организационно-правовых формах, если такие организационно-правовые формы предусмотрены Законом.

35. Организация оплаты труда

Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. Организация оплаты труда предполагает:

-определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;

-разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;

-разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;

-обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости[1]. Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда, включающие:

- принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;

- принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;

- принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;

- принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

Заработная плата тесно связана с производительностью труда. Производительность труда - важнейший показатель эффективности процесса труда, представляет собой способность конкретного труда воздавать в единицу времени определенное количество продукции. А заработная плата, относящаяся к денежному вознаграждению, выплачиваемому работнику за выполненную работу[2].

Будучи основным источником дохода трудящихся заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того, чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Система вознаграждения за труд должна быть создана таким образом, чтобы она не подрывала перспективные усилия на обеспечение производительности при краткосрочных негативный результатах. Особенно это относится к эшелону управления.

Зарплата может действовать как фактор, де стимулирующий развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается оплатой сверхурочных. Отделы, допустившие перерасход своей сметы в этом году могут надеяться на увеличение сметы на будущий год. Сам факт более крупных затрат времени не является автоматическим индикатором выполнения большего объема работ, хотя схемы оплаты труда часто исходят именно из этих предположений[3].

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.

Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

36. Классификация затрат на производство

Основные — затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции, работ, услуг (материалы, заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, износ инструментов и т. д.). Основные расходы учитываются на счетах учета производственных затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства».

Накладные — затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Накладные расходы учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

Прямые — затраты, которые можно прямо отнести на определенные виды продукции, работ, услуг (сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата рабочих, начисления на зарплату и т. п.). Прямые затраты учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства».

Косвенные — затраты, которые одновременно относятся ко всем видам продукции (затраты на освещение, отопление, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

♦ зарплата производственных рабочих;

♦ материальные затраты;

♦ прямые затраты;

♦ выручка от реализации.

Переменные — затраты, которые осуществляются пропорционально объему выпущенной продукции (сырье, материалы, зарплата основных рабочих с начислениями, полуфабрикаты, общепроизводственные расходы). Переменные затраты учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 « Общепроизводственные расходы».

Постоянные — затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (освещение, отопление, зарплата управленческого персонала и т. п. общехозяйственные расходы). Эти расходы могут осуществляться и при полной остановке производства. Постоянные затраты учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»


37. Показатели эффективности использования ресурсов предприятия

Общей оценкой эффективности работы предприятия в рыночных условиях хозяйствования служат показатели рентабельности и показатели интенсивности использования производственных ресурсов предприятия.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Показатели рентабельности    
Рентабельность активов, % РА Пчист./А
Рентабельность оборотных активов, % Раоб Пчист./Аоб.
Рентабельность собственного капитала, % Рксоб. Пчист./Ксоб.
Рентабельность инвестированного капитала, % РКз.долг. Пф./ф.1(стр.490+590)
Рентабельность продукции, % РQр ПQр./СQр.
Прибыльность продукции, % (рентабельность реализованной продукции)   ПQр./Qр.

Показатели интенсивности использования ресурсов характеризуют эффективность использования средств производства, материальных и трудовых ресурсов.

Показатели интенсивности    
7.Производительность труда, руб./чел. q Qр*1000/Рппп
8.Фондоотдача, руб/руб. f Qр/Фос
9.Фондовооруженность труда, руб./чел. fв.т. Фос*1000/Рппп
10.Материалоотдача, руб/руб. м Qр/М
11.Средняя заработная плата одного работника ППП, руб. з З/Рппп
12.Прибыль на одного работника, руб. Пф.раб. Пф/Рппп
13.Процент прироста средней заработной платы на один процент прироста производительности труда,% ∆Iз/∆Iq  

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. - Qр

Среднесписочная численность ППП, чел. - Рппп

Стоимость основных фондов, тыс.руб. - Фос

Материальные затраты, тыс.руб. - М

Затраты на оплату труда, тыс.руб. - З

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб. - Пф

Фондоотдача характеризует выпуск продукции на один рубль основных производственных фондов.

38.Факторы снижения затрат на производство и роста прибыли.

39. Виды ресурсов, необходимые предприятию для его функционирования. Их характеристики.

ресурсы предприятия - это все то, чем оперирует предприятие: люди, машины, материалы, инструменты, и конечно деньги.

Персонал предприятия

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "персонал" предприятия.

Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

Все работники предприятия делятся на две группы:

- промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;

- непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Производительность труда - это его эффективность, результативность.

Для измерения производительности труда используются два показателя: выработка и трудоемкость.

Выработка - это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесрочного работника в год (квартал, месяц).

Трудоемкость характеризует затраты рабочего времени на производство единицы продукции или работы.

Выработка - наиболее распространенный и универсальный показатель труда. Для ее измерения используют натуральные, условно-натуральные и стоимостные (денежные) единицы измерения.

Единицы трудоемкости - нормо-часы. Труд, затраченный на производство продукции, может быть выражен в человеко-часах, человеко-днях или среднесрочной численностью работающих.

В зависимости от способа выражения объема продукции различают три основных метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостный.

Производственные фонды

Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства являются производственными фондами предприятий.

Различают основные и оборотные фонды.

Основные производственные фонды представляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость их переносится на готовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости.

Оборотные фонды - это те средства производства, которые целиком потребляются в каждом новом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства не сохраняют своей натуральной формы.

Наряду с производственными существуют непроизводственные основные фонды - имущество социального назначения. Это жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые, базы отдыха и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, находящиеся на балансе предприятий и не оказывающие прямого воздействия на производственный процесс.

Производственная мощность предприятия - максимально возможный годовой (суточный, сменный) выпуск продукции (или объем переработки сырья) в номенклатуре и ассортименте при условии наиболее полного использования оборудования и производственных площадей, применения прогрессивной технологии и организации производства. Для измерения производственной мощности используются натуральные и условно-натуральные измерители (тонны, штуки, метры, тысячи условных банок и т.д.).

Наши рекомендации