Шумелаъ Ъмышъ»), Валера «Дик» Васильев.

ШУМЕЛАЪ МЫШЬ

С ребятами из нового московского журнала «Шумелаъ ъМышь» я беседовал несколько раз. Вундеркинды такие с хорошими манерами...

И поскольку: а/ обоих их звать Борисами;

б/ каждый из них вместо слова "я" чаще всего говорит "мы"

мною решено все сказанное ими по отдельности адресовать читателям от имени "Шумелаъ ъМышь". Думаю, парни на меня не обидятся.

Отец Михаил.

ШМ: - Журнал "Шумелаъ ъМышъ" появился в марте 1988 г. Вначале это был чисто литературный журнал. Мы хотели сделать пару экземпляров на печатной машинке, и это чисто прикольная была идея. Тогда нас было трое друзей, додумавшихся до такой штуки. Изначально журнал не имел никакого отношения к музыке. До 1990 г. мы выпустили один номер. Происходило это в довольно тяжелой обстановке. Выпускал журнал один человек - Борис Усов, потому что я в это время служил на флоте, а другой основатель тогда погиб как раз... Журнал не распространялся, имеются только два экземпляра и все. Изначально мы - не музы­кальные люди, в музыке ничего не понимаем. Все наше детство прошло за чтением книг, мы пытались войти в какие-то книжные тусовки, клубы любителей фантастики, что в принципе можно счи­тать аналогом рок/клубов в литературе. Но это все оказалось достаточно скучно, там нет жизни. На данном этапе времени ли­тература - это мертвое искусство. В ней существуют отдельные крупные личности, а в самой литературе жизни нет. Сейчас живая литература может расти только на рок-н-ролльной почве, как это и происходит. Вот и мы постепенно перешли на эту самую рок-н-ролльную почву. Как раз в 1990 г. я демобилизовался, и Усов ввел меня в курс последних дел, чисто панковских. Это оказалось на­столько близким моей натуре и настолько живо взяло, что мы сразу переделали журнал, переориентировали его и начали работать: собирать материалы, сами писать статьи. Но поскольку мы не были вписаны в какие-то музыкальные тусовки, то мы просто ходили на концерты - покупали билеты и сидели в зале. Мы никуда не мог­ли пройти, чтобы пообщаться. Чисто наши впечатления. Затем к нам в руки попал "Контр Культ Ур'а" - крупнейший, насколько я понимаю, журнал в Союзе по таким делам. Он оказал на нас очень сильное влияние, решающее. Изначально концепция нашего журнала представляла собой подражание "Контр Культ Ур'а", на­сколько это было в наших силах. Материал накапливался, мы об­щались с разными людьми... 13 декабря 90 г. в Москве выступал Ник Рок-н-ролл. После концерта он сидел в зале, окруженный толпой народа. Мы к нему подошли и просто сказали, что мы - представители нового журнала "ШМ" и подарили ему самодельный значок, И еще есть такой очень известный в Москве человек - Берт, тусовщик, у нас с ним был небольшой контакт. Мы ему по­звонили ближе к новому году, он сказал нам, что будет подпольный сейшн Ника. В Москве недалеко от метро "Сокол" есть такой под­вал. На этот раз там собралось человек 20. Ник пригласил нас встречать с ним новый год. В Москве есть такой Литтл Андрей, Ник тогда у него Шумелаъ Ъмышъ»), Валера «Дик» Васильев. - student2.ru вписался. Сейчас Литтл вместе с Ником во Вла­дивостоке, играет в группе "Коба", он - второй вокалист, гита­рист, очень разносторонний человек... Ну, встречать новый год с Ником... Там было огромное количество народа, в частности Артур Струков и Юля тогда там были... Мы очень хорошо подружи­лись с Ником, он дал нам интервью, которое занимает центровое место в нашем журнале. Мы взяли также интервью и у Юли,

Ник Рок-н-Ролл, Тюмень 1988 г.
про Тюмень... Кроме того, в тот раз мы познакомились с Александром Серьгой - одним из издателей "Контр Культ Ур'а". Нам нравились его статьи, и мы считали его очень крутым человеком. Оказалось, что с ним очень приятно общаться. Последнюю неделю он у нас жил - человек без квартиры - и у нас появились и его материалы, в частности, новая статья /вернее, "телега"/ "Под зеленым знаме­нем", которая целиком должна идти в третьем номере "Контр Культ Ур'а" - у нас в "ШМ" она не вся, т.к. к моменту издания журна­ла она не была Серьгой дописана. Кроме того, он написал ма­ленькую статейку о том, что он о нас думает - "Деревья гнутся". Таким вот консультантом явился... И про такую очень известную в Москве группу "X.. Забей" рецензию. Очень интересно сделана рецензия.

Андерграунд /А/: - Какова концепция "ШМ" сейчас?

ШМ: - В принципе, концепция журнала - авангардно-подпольная, мы не хотим отрываться от литературы, в идеале мы должны ос­таваться инородным телом в рок-н-ролле, пришедшим из литерату­ры. Ей в нашем журнале придается элитное значение. И что нас заинтересовало в Тюмени - здесь очень много литературных ма­териалов, которые никто не знает. А поскольку мы сейчас имеем доступ к ксероксу, мы хотим просто это издать.

А: - Я открыл журнал "ШМ", пролистал... Первое впечатление - очень похоже на "Контр Культ Ур'а", те же герои... Кто-то направлял?

ШМ: - Абсолютно нет. Когда мы хорошо познакомились с Серьгой, то у нас возникло очень сильное опасение, что многие люди, в частности, Сергея Гурьев, подумают, что журнал "ШМ" - это "дело" Серьги на стороне, его альтернатива "Контр Культ Ур'е". Или подумают, что это - дело Ника Рок-н-ролла. Потому что два очень известных человека вдруг оказались задействованы в журнале, который выпускают люди, совершенно новые в музыке. Это, конечно, может показаться странным... Фактически весь материал первого номера сделан до того, как мы познакомились с какими-то людьми, могущими нас направ­лять, т.е. до встречи с Ником Рок-н-роллом и Шурой Серьгой. Основной материал и концепция журнала сделаны нами вдвоем.

А: - На обложке вашего журнала написано: "распространяется бесплатно". Вы что, такие богатые? Ведь ксерокс тоже что-то стоит...

ШМ: - Мы не богатые. Нам просто повезло - у нас халявный ксе­рокс, т.е. мы не платим за него.

А: - Ну, а расходы на дорогу и т.п.? Или это чисто рекламная штучка - т.е. первый номер бесплатно, а последующие...

ШМ: - Это не рекламная штучка, это - принцип. Мы предпочитаем зарабатывать деньги другими способами, потому что зарабатывать деньги на том, во что мы вкладываем душу, - это достаточно подло.

А: - Позвольте с вами не согласиться. Любая работа должна оп­лачиваться, а если она делается с душой - она должна оплачи­ваться еще дороже. Это нормальное явление. Вот и "Контр Культ Ур'а" стоит немалых денег...

ШМ: - Я абсолютно не осуждаю "Контр Культ Ур'а" и ей подобных. Я их понимаю и считаю, что это действительно нормально. Дело в том, что это просто моя /наша/ личная заморочка - нам просто не хочется получать деньги за это!

А: - Какой тираж планируете?

ШМ: - Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать о прин­ципе распространения. Наш журнал предназначен только для тех, кому он нужен. Мы много думали над тем, как сделать, чтобы он по возможности не попадал в руки случайных людей. У нас было много идей на этот счет, самых разных, в том числе, например, и такая: мы просто дарим его тем, кого лично знаем, либо про­даем тем, кого мы не знаем, но за очень большие деньги. Чело­век, который способен заплатить за один экземпляр "Контр Культ Ур'а" сумму, которая больше годовой подписки на "Огонек"... Значит, ему этот журнал наверняка нужен. Но в конце концов получилось так, что в этом не оказалось необходимости. Ведь возможности нашего ксерокса не настолько велики, чтобы делать тираж сколько угодно. Все равно мы не сделаем больше 40-50 эк­земпляров. Это максимум! Здесь в Тюмени мы познакомились со многими людьми, которые пролистали наш журнал, сколько смогли прочитали и сказали, что им это интересно, мы вышлем им журнал, вам в том числе.

Я делаю этот журнал для себя. Это мои личные кайфы, мои удовольствия... И когда я вижу, что это кому-то нравится, я приятно удивлен. Это здорово!

А: - Ребята, а кроме издания журнала чем вы -еще занимаетесь в жизни? Работа?...

ШМ: - Летом 90 г. я пришел на дембель, все лето гулял, всю осень работал на заводе в качестве рабочего-станочника, а потом уволился, и в данный момент - безработный.

А: - Знакомая история*

ШМ: - Мое нынешнее безработное положение дало мне возможность приехать, например, в Тюмень, где я познакомился со многими интересными людьми. Журнал - это такая фенька, которая дает мне возможность встречаться с интересными людьми. Началось все с Ника, который в свою очередь вывел нас на других... Вообще, надо сказать, Ник Рок-н-ролл - мистическая лич­ность, и хотя он довольно сильно выливает, он никогда не от­ключается настолько, чтобы ничего не соображать, он прекрасно запоминает абсолютно все.

А: - В "Комсомолке" недавно промелькнула заметка, что Ник при­езжал в Москву, чтобы записать новый альбом...

ШМ: - Он записывался на ЦТ, т.е. его писали по ночам энтузи­асты из передачи "Чертово колесо": Наташа Гнушищева и др. Он успел записать там три новые песни. И если уж касаться этой заметки в "Комсомольской правде", то, как я понял, ее написал совершенно случайный человек, некто Пшеничный, который сам об этом ничего не знает и пользуется лишь слухами. В заметке го­ворилось о каком-то скандале, в результате которого распалась группа "Коба". Сообщение было для нас достаточно шокирующим, и когда мы спросили об этом Ника, он сказал, что это полная чушь. Группа "Коба" не распалась.

А: - Что в Москве слышно о "Тихом параде"? Он существует?

ШМ: - "Тихий парад" существует. Передача поменяла программы и выходит сейчас по третьему каналу в программе "Радио России".

А: - Причина?

ШМ: - Насколько мы знаем, им сказали, что достаточно одной передачи про рок-н-ролл, а именно передачи Владимира Марочкина. А "Тихий парад" урезали по времени до 20 минут. На Роме Ники­тине это очень плохо сказалось, судя по последней передаче.

А: - А вот ранние дела - "Ухо", "РИО", "Рокси" - дошли до вас потом или не дошли совсем?

ШМ: - До нас это вообще не дошло! Про некоторые из них мы на­слышаны, из "У'рлайтов" видели только последний номер /№ 6/, есть "Контр Культ Ур'а", "ДВР"...

А: - В Москве вырастает что-либо новое на ниве рок-самиздата?

ШМ: - Этот вопрос мы задавали очень старому и крупному специ­алисту в области самиздата - Шуре Серьге. Мы знали, что в Москве кроме "Контр Культ Ур'а" существуют такие издания, как журнал "Звезда-Пизда", "Рок-фронт" и т.п. Из разговора с Серьгой вы­яснилось, что название журнала "Звезда-Пизда" придумано им са­мим, в работе над "Рок-фронтом" он также принимает участие. Что касается, остального рок-самиздата - это все многочисленные попытки повторить подвиг Жарикова и его "Сморчка", т.е. изда­вать очень элитарный журнал, очень маленьким тиражом, но про который бы шла большая слава. Но поскольку мы о них ничего не знаем, цели своей они, по всей видимости, пока не достигли. Имелся журнал "Без названия", его издавал Сергей Федосеев, который с нами сотрудничает в плане фотографии, но этот журнал - практически дайджест. Видимо, таких журналов много.

А: - "Зомби" жив?

ШМ: - Вряд ли. Насколько нам известно, его издавали три чело­века: Комета, Алексей Коблов и Марочкин. У Кометы сейчас сов­сем другие дела, Коблов сейчас работает в "Контр Культ Ур'а", а у Марочкина свой журнал "Давай! Давай!", газетка "Дверь" и т.п. Кроме того, он задействован и в радио. Я один раз послушал его радиопередачу - этого хватило! Когда идут какие-то рассказы про фестиваль в Гурзуфе, про каких-то хиппов, которые после этого фестиваля проходят в Оптикой пустыне психологическую реанимацию - и все это подается тоном диск-жокея!... А в конце передачи он представляется: "Владимир Марочкин - православный христианин"!... Когда я это услышал, меня чуть не стошнило... В общем, когда человек, у которого любимая группа - "Любэ", -берется делать рок-журнал, это...

А: - Ваши впечатления по фестивалю "Белая поляна"? Кто запом­нился?

ШМ: - После двух фестивальных дней запомнился прежде всего "Цикабанк". Сегодня неплохо выступил "Кооператив Ништяк", но у них своеобразная концепция, они ни на что не ориентированы -ни на зал, ни на себя... Но обещали дать по мозгам и дали... Ну, а сегодня выступил Симонс - это рокер номер один...

А: - ...В Тюмени?

ШМ: - В стране.

А: - ???

ШМ: - Это молодой Ник Рок-н-ролл, в общем-то. Мы хорошо знакомы с Сименсом, он вчера всю ночь у нас на кухне играл, и то, что мы сегодня видели - это идет на совершенно искреннем эмоциональ­ном драйве. Когда этот человек берет гитару, он превращается в чисто энергетическое существо. Видимо, этого человека ждет большое будущее. Он сейчас исполняет роль тюменской знаменито­сти, за отсутствием других играющих и поющих. А что с ним будет через несколько лет...

А: - Параллель с Ником интересна...

ШМ: - Параллель не столько стилистическая, сколько внутренняя. Ник хорошо знаком с Симонсом и даже приглашал его в "Кобу". Он предлагал ему играть на барабанах, петь свои песни... Если мы будем делать в Москве сейшн Симонса, то он, наверное, будет выступать с Ником. Нас просили раскручивать эти дела в Москве. Будем пытаться что-то сделать, как-то помочь... В плане рекламы...

А: - Команда Симонса называется "Газированные баллончики"?

ШМ: - Макс Крылов /организатор фестиваля - прим.А/ слажал. Ко­манда Симонса называется "Святые кастраты". Максу это название показалось неприличным, и он сказал старое название. Интересен синтез самого Симонса и его гитариста Сидорова. Это люди со­вершенно разных темпераментов, и когда они вместе на сцене - очень интересный имидж у группы получается.

В Тюмени вообще достаточно живые люди, даже если брать во внимание остальных, не названных нами участников фестиваля...

А: - Дышит немножко Тюмень, хотя последние два года здесь было тихо. Дай Бог, чтобы к нам в Тюмень приезжали люди из Москвы!

ШМ: - Поскольку журнал наш панковский, мы наоборот стараемся быть не московским журналом. Нам сейчас интереснее быть тюмен­ским журналом - у нас очень большая часть тиража здесь разой­дется. В свою очередь мы увозим отсюда полный чемодан разной литературы: альманах «Нева» знаменитый, всевозможные рукописи... Многие рокеры принесли нам свои романы - мы все это дело как-нибудь постараемся издать...

8,9,10 февраля 1991 г. Тюмень, "Белая поляна".

Филипп Альтман

Наши рекомендации