Ответственность за нарушение договора

Независимо от вины. Неустойка, штраф могут применяться, если они предусмотрены законом или договором, а убытки можно взыскивать всегда.

Ответственность подрядчика за:

1) допущенные отступления от технич. требований и СниПов;

2) недостижение указанных показателей объекта;

3) снижение или потерю прочности, устойчивости, надёжности здания или его части при реконструкции;

4) допущенные в объекте недостатки, которые снижают качество или мешают использованию

5) нарушение требований закона об охране окружающей природной среды и безопасности работ.

Заказчик может нести ответственность за:

1. задержку передачи подрядчику стройплощадки;

2. необеспечение строительства материалами, оборудованием (если возложено не него) или за задержку передачи оборудования для монтажа;

3. уклонение от принятия результата работ;

4. просрочку оплаты принятых объектов или строит. работ.

ВОПРОС 79.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Договор - взаимный, консенсуальный, возмездный, двусторонне- обязывающий. Договор связан со сферой капитального строительст­ва. Проведение указанных работ предваряют начало строительства.

Предмет выполнение проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершаться составлением технической документации или представлением заказчику данных о проведенных изыскани­ях. Договор может быть заключен на оба вида работ или же на один из них.

Изыскательские работы — проводятся с целью техни­ко-экономического обоснования выбора района и конкретного места строительства, изучения природных условий района, возможностей использования местных строительных ма­териалов, источников водоснабжения, прокладки коммуникаций и т. д. Задача - подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технической до­кументации.

Результат работы- проектная документация, подлежащая утверждению компетентными органами.

Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (проекти­ровщик, изыскатель). Заказчики -лю­бые лица. Подрядчик- специальная проектная организация (юридическое лицо), индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на эти работы. Практикуется система генерального подряда, при которой гене­ральный проектировщик привлекает к выполнению отдельных ви­дов проектных и изыскательских работ специализированные про­ектные организации.

Цена чаще всего в форме сметы, содержа­щую постатейный перечень затрат подрядчика на выполнение ра­бот. Цена не считается существенным условием.

Форма, как правило, письменная. Договор может за­ключаться в обычном порядке или посредством проведения подрядных торгов.

Права и обязанности сторон

Заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

Обязанности подрядчика

Ø выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными и договором;

Ø согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости - с компетентными гос. органами;

Ø передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Ø не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.

Обязанности заказчика

Ø уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ;

Ø использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;

Ø оказывать содействие подрядчику в выполнении работ;

Ø участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации;

Ø возместить подрядчику доп. расходы, возникших по обстоятельствам, не зависящих от подрядчика;

Ø привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

ВОПРОС 80.

Понятие и виды договоров перевозки грузов. Перевозочные документы. Содержание договора перевозки грузов.

Договор перевозки груза — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор перевозки является возмездным, взаимным и реальным.

Виды договоров перевозки грузов.

►1. По виду транспорта различают:

Ø договоры перевозки транспортом общего пользования:

Ø договоры перевозки железнодорожным транспортом;

Ø договоры перевозки воздушным транспортом;

Ø договоры перевозки внутриводным транспортом;

Ø договоры перевозки морским транспортом:

Ø перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе малый каботаж (перевозки между портами одного мо­ря) и большой каботаж (перевозки между портами разных морей).

►2. По числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика, различают:

Ø перевозки в местном сообщении, когда на стороне перевозчи­ка выступает одна транспортная организация;

Ø перевозки в прямом сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациямиодного вида транспорта по од­ному транспортному документу;

Ø перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациямиразных видов транс­порта по одному транспортному документу.

По договору прямой (в том числе и смешанной) перевозки грузов каждый перевозчик несет ответственность за выполне­ние всего договора перевозки в целом, а впоследствии пере­возчики производят между собой необходимые взаиморасчеты. Однако по общему правилу требования грузоотправителя или грузополучателя могут быть предъявлены лишь перевозчикам пункта отправления и пункта назначения.

►3. На железнодорожном транспорте в зависимости от количест­ва груза различают:

Ø мелкие перевозки (до десяти тонн);

Ø повагонные перевозки;

Ø помаршрутные перевозки (перевозки целыми железнодорож­ными составами).

►4. На морском транспорте различают:

Ø линейные регулярные перевозки, осуществляемые на опреде­ленные направления по твердому расписанию;

Ø трамповые (нерегулярные) перевозки, осуществляемые на ос­новании свободного соглашения сторон, обычно с составлени­ем чартера.

►5.Договор фрахтования (чартер) —это соглашение, в силу которого одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Этот договор является консенсуальным. Широко применяется на морском и воздушном транспорте.

►6. На морском и внутриводном транспорте применяются догово­ры буксировки и тайм-чартера. По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние или в течение определен­ного времени либо для выполнения маневра. По договору тайм-чартера (фрахтования судна на время) судов­ладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) другой стороне (фрахтователю, арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. По своей сути договор фрахтования на время яв­ляется договором не транспортного, а арендного типа.

►7. Договоры об организации перевозок. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов и иные условия.

►8. Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов заключаются между перевозчиками и грузовладельцами при осуществлении систематических перевозок грузов или ме­жду транспортными организациями для рациональной органи­зации перевозок грузов и являются скорее договорами органи­зационного, а не транспортного типа.

Перевозочные документы.

Заключение договора перевозки грузов подтверждается состав­лением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Транспортная накладная применяется на ж/д, автомобильном, воздушном и речном транспорте. Коносамент применяется на морском и речном транспорте.

Функции транспортной документации:

Ø доказательство заключения договора;

Ø дает право на распоряжение грузом;

Ø морской коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой.

Транспортные документы составляются по установленной форме на специальных бланках.

Накладная (именная) – составляется грузоотправителем в определенной форме на имя грузополучателя, вместе с грузом сдается перевозчику. При морских перевозках вместо накладной применяется коносамент (является ценной бумагой, может быть именным, ордерным, на предъявителя).

Квитанция – удостоверение о приемке груза перевозчиком.

Дорожная ведомость – отмечается приемка и выдача груза получателю, служит для расчетов.

Предметомдоговора перевозки грузов являются услуги по территориальному перемещению грузов из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортных средств. Предмет перевозки (не путать с предметом договора!) — являются грузы, определяемые следующими признаками: наименование груза, его масса (вес), способ определения веса, особые свойства груза.

Сторонами договорагрузовой перевозки являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчикомможет быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на те виды перевозки, которые ими осуществляются. В силу специфики перевозочной деятельности на стороне перевозчика могут выступать несколько лиц (напр, прямая смешанная перевозка). Грузоотправитель - физическое или юр. лицо, которое выступает от своего имени или от имени владельца груза от имени которого сдается груз к перевозке и которое указано в перевозочном документе.

Помимо отправителя и перевозчика, заключающих между собой договор перевозки грузов, к числу его субъектов (но не сторон) относится также получатель (грузополучатель)

Форма договора – см. Перевозочные документы

Цену договора - провозная плата. Размер устанавливается соглашением сторон. Искл.- перевозки транспортом общего пользования - плата здесь определяется на основании тарифов.

Срок. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых - в разумный срок.

Права и обязанности сторон.

Т.к. договор перевозки грузов традиционно явл. реальным, т.е. считается заключенным с момента передачи груза перевозчику, то этому моменту предшествуютвзаимоотношения сторон, направленные на организацию перевозки груза. Предпосылкой заключения договора перевозки грузов является согласование заявки грузоотправителя с перевозчиком. В заявке указываются пункт назначения, наименование и количество груза, вид и количество транспортных средств и др. Согласование заявки не рассматривается как заключение договора перевозки, но влечет за собой:

Обязательство перевозчика - подать для перевозки транспортные сред­ства:

Ø подать своевременно, в обусловленное место и в заранее определенном количестве.

Ø подать пригодные Т.С. Различают техническую пригодность, ТС, т. е. пригодность для транспортировки грузов, и коммерческую пригодность, т. е. пригодность транспортного средства для перевозки конкретного груза(отсутствие внутри постороннего запаха; в случае необходимости — поддержание определенного температурного режима). Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответст­вующего груза.

Обязательство грузоотправителя - предоставить груз:

в исправном состоянии(надлежащего качества)

►при необходимости помещен в исправную тару и упаковку

►при предъявления к перевозке штучных грузов на них должна быть нанесена маркировка, для индивидуализации груза (указывается грузополучатель, пункт назначения и т. д.), а также для предотвращения возможного его повреждения наносятся манипуляционные знаки, указывающие на способ обращения с грузом, (предупредительные надписи — например, «стекло»)

►Груз должен быть предъявлен вместе с необходимыми документами: транспортной накладной и др.

►предъявить груз в указанном в заявке количестве.

►Груз может быть предъявлен к перевозке с объявленной ценностью, которая не должна превышать действительной стоимости груза. (в случае утраты или повреждения груза грузоотправитель освобождается от доказывания его стоимости).

Погрузка осуществляется в зависимости от условий договора либо перевозчиком, либо отправителем груза. При принятии груза к перевозке грузоотправитель обязан уп­латить провозные платежи. Грузополучатель обязан при полу­чении груза доплатить недостающие провозные платежи.

Основные обязанности перевозчика (уже не преддоговорные, а по договору):

►обеспечить сохранность груза;

►доставить груз в установленный срок в пункт назначения.

Перевозчик обязан выдать груз в пункте назначения указанно­му в транспортных документах грузополучателю. Выдача груза — завершающий этап исполнения договора.

Перевозчик обязан уведомить получателя о прибывшем в его адрес грузе. Получатель обязан принять и вывезти груз, посту­пивший в его адрес. Он вправе отказаться от принятия груза только в случае, если качество груза изменилось настолько, что исключает возможность его использования.

Обычно выгрузка груза производится силами грузополучателя. При выдаче груза получатель при участии перевозчика обязан проверить состояние груза в соответствии с правилами перево­зок этим видом транспорта. В случае обнаружения несохран­ности груза об этом должен быть составлен коммерческий акт. В случае отказа получателя от уплаты провозных и иных плате­жей перевозчик вправе удерживать груз до их полной уплаты.

В случае различного рода происшествий при перевозке мор­ским транспортом перевозчик должен совершить морской про­тест по правилам, установленным Кодексом торгового море­плавания.

Наши рекомендации