Возникновение и развитие налогообложения
В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Таким образом, первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной.
Многие стороны современного государства зародились в Др. Риме.Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности.В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги.
В Европе XVI-XVII вв. повсеместно налоги носили характер однократных платежей.Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога.
Только в конце XVII – начале XVIII вв. во всех государственных системах происходит формирование налоговых систем, включающих прямое и косвенное налогообложение. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот, переправ со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Одновременно с развитием государственного налогообложения формируется теория налогов, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения: принцип справедливости, принцип определенности, принцип удобности, принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Следующий период развития налогообложения берет свое начало в XIX веке. Он отличается уменьшением числа налогов и большим значением правовых норм при их установлении, исчислении и взимании.
Налоговые платежи в Древней Руси существовали с момента возникновения первых государственных структур на ее территории. Четко организованная финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX в.в период объединения древнерусских племен и земель.
Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесел.
В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения в городах был двор, в сельской местности – хозяйство.
Уплата сборов первоначально контролировалась чиновниками хана на местах – баскаками, в конце 50-х – начале 60-х гг. XIII в. дань собирали уполномоченные ханом купцы – бесермены, откупавшие у него это право. Однако из-за народных восстаний бесермены были изгнаны из всех русских городов, и функции по сбору дани перешли к русским князьям.
Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа.Так, в конце первой четверти XIV в. неоднократные выступления русских городов привели к ликвидации системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости. Великий князь московский Иван III (1440-1505) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.
После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо, предусматривалось измерение земельных площадей и перевод в «сохи», которые измерялись в четях. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальных (для литья пушек), полоняничных (для выкупа ратных людей), засечных (для сооружения засечных линий на южных и юго-западных окраинах России), стрелецкой подати (на содержание регулярной армии) и т.д.