TQM и теория агентских соглашений
Одной из моделей теории организации, в настоящее время привлекающей пристальное внимание специалистов по управлению, стала теория агентских соглашений. Дело в том, данная теория позволяет вскрыть многие проблемы, связанные с управлением фирмой. Например, с ее помощью можно исследовать договорные основы взаимоотношений внутри предприятия, также она объясняет, в частности, некоторые проблемы управления и мониторинга предприятия. Следует признать, что некоторые элементы теории агентских соглашений могут быть встроены в подходы, используемые при реализации стратегии в рамках всеобщего качества, однако ее существенные недостатки, которые будут рассмотрены ниже, не позволяют использовать данную теорию в качестве концептуальной основы для совершенствования организации [15].
В основе теории агентских соглашений лежит концепция взаимоотношений агентского типа, при которой одна сторона (принципал) нанимает другую сторону (агента) для выполнения какой-то работы. Данная теория исходит из допущения, что люди, связанные агентскими взаимоотношениями, стараются добиться максимальной для себя полезности и всегда действуют так, чтобы наилучшим образом удовлетворить свои интересы. Как следствие, когда полномочия передаются агентам, действующим от имени принципала, агенты могут использовать эту возможность для повышения собственного благополучия, в том числе и за счет принципала. Основная проблема теории агентских соглашений состоит в обеспечении эффективного мониторинга, поскольку это главный механизм, используемый обеими сторонами для поддержания взаимоотношений и управления ими.
Теория агентских соглашений резко контрастирует с теорией всеобщего качества в вопросах социальных отношений. Всеобщее качество исходит из наличия управленческой системы, в основе которой лежат социальные человеческие ценности, в то время как теория агентских соглашений строится на чисто экономической перспективе, фактически устраняющей из рассмотрения людей.
Если теория агентских соглашений строится на том, что люди в первую очередь преследуют собственные интересы и действуют оппортунистически, то есть с учетом текущих событий, и что их права условны и зависят от тех ценностей, которые они добавляют организации, то всеобщее качество исходит из предположения, что люди получают мотивацию, учитывая при этом интересы других, и что у людей изначально есть право на уважение.
Теория агентских соглашений исходит из предположения встроенного конфликта целей между агентами и принципалами и того, что цели агентов согласуются с целями принципалов через формальные контракты. Философия же всеобщего качества строится на том, что каждый человек, работающий в организации, разделяет ее общие цели и принимает идею постоянного совершенствования, а его цели согласуются с целями организации через адаптацию приемов и культуры всеобщего качества.
Для всеобщего качества фундаментальным принципом служит распространение информации, позволяющей добиваться этих целей, в то время как теория агентских соглашений исходит из допущения, что информация иногда может скрываться, чтобы использовать ее в собственных интересах.
Всеобщее качество исходит из долгосрочной перспективы, базирующейся на постоянном совершенствовании, а теория агентских соглашений основное внимание уделяет краткосрочным достижениям в рамках контракта, заключенного между принципалом и агентом. В рамках всеобщего качества человек должен брать на себя риск, так как без этого нельзя заниматься инновациями, а в теории агентских соглашений считается, что риск надо минимизировать и распределять между обеими сторонами.
Лидеры TQM имеют представление о качестве и играют в организации стратегически значимую роль, лидеры в теории агентских соглашений разрабатывают механизмы контроля и занимаются мониторингом.
Сторонники TQM утверждают, что их стратегия лучше, поскольку культуру качества можно поддерживать, и что в долгосрочной перспективе это требует меньше затрат. Сторонники теории агентских соглашений придерживаются того, что высоких показателей функционирования можно достичь за счет правильного составления контрактов с агентами и согласования их целей. Обе теории повлияли на деятельность ученых и специалистов-практиков, однако, трудно оспорить высокими результатами, которых добиваются компании, делающие ставку на вариант всеобщего качества.