Большой кухонный нож от Розелли
Автор: Андрей Лохов.
Дата создания: март 2007 г.
Редакторская правка: Иван
Обзор размещен с разрешения автора
В мире ножей существует странная тенденция — если заходит речь о ноже, то это обычно охотничий, туристический или складной нож и очень редко кухонный. Они даже гораздо менее популярны, чем кинжалы, однако на практике используются гораздо чаще, чем все остальные категории ножей и кинжалов, вместе взятые.
Информации о кухонниках очень мало, это я испытал на собственной шкуре, когда задался целью купить нож для нарезки хлеба. Как выяснилось, резать хлеб, особенно свежеиспечённый или чёрствый, с разными примесями и т. д., причём аккуратно ровными ломтиками — очень непростая задача. Конечно, большую роль играет человеческий фактор, но тут что-либо исправить очень сложно, резчик из меня никудышный, поэтому я озаботился поиском надлежащего инструмента.
Тут-то и выяснилась вся несправедливость людей в отношении к кухонному ножу. Масса информации о любых других ножах или кинжалах, но не о кухонниках. Этот факт и подтолкнул меня к написанию этого обзора.
После упорных поисков я остановился на большом кухонном ноже производства Хеймо Розелли.
Заказал на www.ashley.de и принялся ждать. Ждал ровно две недели, но никакой реакции на заказ не последовало. Забеспокоившись, я задал вопрос — доколе? И тут же получил ответ с извинениями и известием о том, что уже выслали. Действительно, нож пришёл на следующий день.
Нож общей длиной 358 мм и весом 230 грамм. Твёрдость клинка (по уверениям фирмы) 59-62HRC (твёрдость клинка моего ножа я не измерял). Длина клинка 248 мм, максимальная ширина 46 мм, толщина обуха 3,2 мм. Клинок однолезвийный, изготовлен из магнитного металла, поверхность от линии заточка до режущей кромки полирована, но не в зеркало, остальная поверхность клинка покрыта окалиной со следами ковки (наверное, мода такая). Настоящие ли это следы ковки или имитация, я судить не берусь, но в рекламе фирмы стоит, что все клинки отковываются лично самим хозяином. Линия заточки начинается в 35мм от обуха клинка. Заточка лезвия двухсторонняя. Острие клинка образовано схождением скоса обуха, который резко закругляется в сторону лезвия и сходится с ним под углом 80 гр. Острие находится примерно на средней линии клинка, и может называться остриём только с большой натяжкой. Скос обуха начинается в 190 мм. от рукоятки. Угол заводской заточки составлял 30 гр. Пятка клинка отсутствует. Какие либо маркировочные обозначения на клинке отсутствуют. Сталь 75W (с содержанием углерода 0,75 %). Упор отсутствует, его роль выполняет клинок, который гораздо шире рукояти. Монтаж клинка всадной. Рукоять изготовлена из дерева (берёзы), имеет типичную для финских ножей форму. Между клинком и телом рукоятки находится металлическая пластина, изготовленная из немагнитного металла серого цвета. Длина рукоятки 110 мм, ширина 30 мм, толщина 24 мм. На левой стороне рукояти имеется надпись, выполненная латинским шрифтом — "H.Roselli". В общем, интересный гибрид между японской формой клинка и финской рукояткой.
Нож поставляется вместе с деревянной подставкой, что очень удобно.
Очень порадовало то, что нож сделан абсолютно без косяков. На двух других моих ножах от Розелли мелкие косяки, к сожалению, присутствуют.
Самое интересное в кухонниках то, что когда берёшь его в руку, не возникает никакого желания его тестировать или применять не для того, для чего он создан. Хотя, по моему мнению, именно кухонные ножи в конце 20-го, начале 21-го веков стали чемпионами среди ножей и кинжалов по пролитию человеческой крови. Так уж сложилось (на мой непрофессиональный взгляд), что именно с кухонным ножом в руках люди пытаются защитить свою честь и достоинство (особенно при получении отрицательного ответа на вопрос "ты меня уважаешь?"). Во время кухонно-бытовой дуэли под воздействием выпитого люди почему-то хватаются чаще всего именно за кухонный нож.
В России большинство граждан (не ножелюбов) носят с собой в качестве оружия самообороны именно кухонные ножи, так как боятся родную милицию так же, как и уголовников (с чего-бы?). Хотя, с моей точки зрения, ножи (кроме специально созданных для боя) оружием не являются (в отличии от кинжала), поскольку задумывались вовсе не для нанесения телесных повреждений, а для конкретных хозяйственно-бытовых задач. Хотя известно несколько интересных традиций, когда для дуэлей использовался именно нож. Но это тоже самое, что и дуэль на молотках, топорах или другом хозяйственно бытовом инструменте.
Мой нож предназначен исключительно для того, чтобы резать продукты питания. Но, читая обзоры в поисках информации, я понял, что ножи нужно обязательно тестировать (иначе могут не понять). Тестировал я его чисто теоретически.
Рубить им опасно, рукоятка довольно слабая, так что есть опасность сломать, если рубануть изо всей силы.
Для метания явно не годится — острие отсутствует, баланс непонятный. Разве что, как бумеранг.
Наносить им колющие удары в толстый каталог тоже страшновато. Рука на лезвие не соскользнёт, но клинок достаточно тонкий, можно повредить руку. Внедрится в каталог нож глубоко не сможет — острие очень слабо выражено.
Что-нибудь поддевать или пытаться согнуть клинок — не стоит, ничего хорошего не выйдет.
Единственный тест, который был проведён реально (и до сих пор не закончен), не очень объективен т. к. никаких точных замеров не проводилось. В качестве объекта резания использовался хлеб разных сортов.
Моим ножом я резал хлеб на деревянной дощечке по 1 или 2 буханки в день, и для других целей его не использовал. Заводская заточка продержалась ровно месяц. После чего нож был переточен на 40 гр. Сталь точится легко. Новая заточка держалась два месяца, что уже приемлемо. Субъективно большой разницы между заточкой в 30 и 40 гр. я не ощутил.
Рукоять удобно удерживается рукой при прямом хвате (остальные хваты не использовались). При продолжительной работе указательный палец наминается о клинок.
Об устойчивости к коррозии ничего сказать не могу, т. к. каждый раз после использования протираю его растительным маслом. Нож в эксплуатации четыре месяца, используется ежедневно, но пока выглядит как новый.
Ножом я пока доволен. Посмотрим, что будет дальше.
Андрей Лохов.