Особенности финансовой политики 1992-1998гг
В этот период финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов:
1) экономические реформы преследовали создание многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство. Базовой основой финансовой политики являлось: либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизация собственности. Реформы сопровождались обострением политической борьбы по вопросу выбора пути реформирования;
2) распад СССР и как следствие выход финансовой системы России из общей финансовой системы СССР;
3)обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991г. из-за недостаточной эффективности мер по реформированию ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.
В результате либерализация цен привела к их росту более чем в 26 раз, тогда как авторы идеи отпуска цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной целью финансовой политики становится снижение темпов роста цен, инфляции и как следствие бюджетного дефицита, путем реформирования расходной части бюджета (секвестирование) и доходной части бюджета (введением системы налогов)
Изменился механизм финансирования бюджетного дефицита. Вместо прямого заимствования средств у ЦБ возникла система государственных краткосрочных обязательств, эти долги государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам и населению. Прежде всего, «лишние» деньги появились у коммерческих банков, которые и стали основными покупателями ГКО, - их привлекали высокие дивиденды 60-70% годовых, при снижении инфляции капиталы многих банков в течение года удваивались.
Изменилась валютная политика, так как более половины валютной выручки оставалось у субъектов рынка, то доходы в бюджет от внешнеэкономической деятельности резко снижались, кроме того, курс валюты на ММВБ не отражал реального соотношения между спросом и предложением.
В ходе осуществления новой финансовой политики выявились следующие проблемы:
1. бюджет не исполнялся на 100%;
2. собираемость налогов составляла около 70%
3. внутренний долг 628 млрд. руб., внешний 150 млрд. долл.
4. Доля расходов на обслуживание внутреннего долга выросла до 30% (ГКО), эти расходы стали самой большой статьей федерального бюджета, превысив более чем в 2 раза расходы на народное хозяйство.
5. Просроченная кредиторская задолженность составляла 42% ВВП.
Причины финансового кризиса 17 августа 1998г.
· Отсутствие реальных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта. Российская экономика односторонне ориентирована на импорт и на протяжении 1992-1998 гг. его наращивала, в результате чего доля импорта в товарообороте была в 2-3 раза выше, чем уровень безопасности для экономики – 25-30%, тогда как в России импорт составлял 50% товарооборота, а в некоторых регионах достигал –80%, Т.е. собственное товарное производство практически парализовано, а для обслуживания импорта требуется большая масса рублей, которую можно нарастить 3-мя способами: увеличением доходов, повышением цен, увеличением эмиссии. Первый путь может быть реализован постепенно. Поэтому оставалось увеличить цены продавцам и посредникам импортной продукции и эмиссию со стороны ЦБ, что привело к обвалу рубля.
· Нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег. При этом соблюдались рекомендации МВФ по величине внутреннего долга/781 млрд. руб./, но не учитывалась его структура. В отличие от США, где основу внутреннего долга составляют долгосрочные государственные обязательства, в России превалировали «короткие» деньги.
· Снижение мировых цен на нефть и газ. В феврале 1998 г. мировые цены на нефть /10-11 долл. за баррель/ были ниже себестоимости ее добычи и транспортировки из Западной Сибири /15-16 долл./
· Недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения кризиса. В 1998-1999 гг. эти резервы снизились до 10 млрд. долл., тогда как Китай имеет –140 млрд. долл., Япония – более 200 млрд. долл.
· Нестабильность политической ситуации (отставка правительства Черномырдина, здоровье Ельцина), неподготовленность и непродуманность заявления правительства Кириенко о девальвации и дефолте;
· Как следствие, кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков в способность коммерческих банков сохранить их средства. В структуре активов банков преобладали ценные бумаги по ГКО и когда правительство отказалось платить по ним банковская система потерпела кризис.
Кризис в 1997г. мировой финансовой системы, неустойчивость фондового рынка в Юго-Восточной Азии.