Бюджетная классификация РФ и ее структура
Бюджетная классификация выражена в ФЗ «О бюджетной классификации», которая вступила в силу с 1 января 1997г., а принятым 16 августа 1996г.
Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным в установленном порядке. Характер группы и принципы их построения определённого социально – экономического содержания бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления, регламентация источников доходов и определённые цели бюджетных затрат обязательные условия функционирования и эффективного действия всего бюджетного процесса.
Согласно закону от 1997г. бюджетная классификация включает:
1.Классификацию доходов бюджетов РФ;
2.Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3.Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
4.Классификацию источников бюджетного финансирования дефицитов федерального бюджета;
5.Классификацию источников внешнего финансирования федерального бюджета;
6.Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
7.Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов в РФ;
8.Ведомственную классификацию расходов.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направления средств на выполнения основных функций государства.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации – группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Российской Федерации – группировка заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации – группировка долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета – группировка заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета.
Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации – это группировка государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
3. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ: источники формирования и направления использования
Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении региональных или местных органов самоуправления.
Внебюджетные фонды можно классифицировать по нескольким признакам:
· по правовому положению фонды делятся на государственные и местные;
· по целевому назначению – социальные, экономические, экологические;
· по времени действия – постоянные, временные.
В Российской Федерации особую роль играют государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.
Источниками формирования внебюджетных фондов выступают специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов всех уровней, специальные займы, добровольные поступления. Средства могут поступать также за счет капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование).
Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливаются назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ.
С помощью государственных внебюджетных фондов можно решить ряд задач:
· оказывать социальную помощь и услуги населению;
· обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;
· влиять на процесс производства;
· обеспечивать природоохранные мероприятия.
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий
- государственного пенсионного обеспечения,
- оказание бесплатной медицинской помощи,
поддержки при потере трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
В формировании социальных фондов много схожего:
- они основаны на страховых платежах;
- носят возвратный характер.
Однако для каждого из государственных социальных фондов установлен свой тариф, не совпадает круг выплат, на которые начисляются взносы, есть разница в применении штрафных санкций за нарушение уплаты страховых взносов.
Платежи, осуществляемые из внебюджетных социальных фондов, носят страховой характер. Они выплачиваются только при наступлении страховых случаев. Уровень страховых платежей определяется государством, оно же принимает решения об изменениях структуры и размера денежных выплат.
В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ, с 01.001.2001 г. введен единый социальный налог (далее ЕСН).
Основные источники образования федерального и территориальных фондов – страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления.
Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных, связанных с этим мероприятий.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.
Средства Фонда социального страхования образуются за счет:
а. страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов независимо от форм собственности);
б. страховых взносов граждан занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
в. страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования;
г. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда социального страхования в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады (помещение этих средств Фонда социального страхования в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий период);
д. добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
е. ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или др. радиационных объектах и их последствий, и т.п.
ж. прочих доходов.