Модели перераспределения ВВП

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

  При разработке финансовой стратегии нужно учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия.   Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.

7. Финансовая тактика - определение задач и мероприятий финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Внутренняя финансовая тактика и стратегия обеспечивают конкурентоспособность предприятия.

Финансовая тактика, в отличие от стратегии, связана с реализацией более узких, локальных, текущих задач финансового менеджмента. Финансовая тактика, прежде всего, опирается на оперативное и текущее планирование на предприятии. Финансовая политика есть единство финансовых стратегий и тактики.

8. Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на экономику путем изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами. Основу бюджетной политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования финансовых ресурсов с целью решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики.

Конечной целью бюджетной политики является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, что, в свою очередь, предусматривает стимулирование экономического роста, формирование эффективных рыночных институтов, достижение высокого уровня занятости и благосостояния населения, антиинфляционное регулирование.

9) НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

10) Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

11)

12) Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк Украины, казначейство, Министерство финансов и т. д.). Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

13) Валютная политика представляет собой определенный симбиоз действий экономической и внешнеэкономической политики государства, которые состоят из правительственных действий относительно внутренних и внешних валютных отношений. Эти действия должны взыскивать определенное влияние на валюту, валютный курс, валютные операции, т.е. на все, что так или иначе связано с этим сектором экономики.

Валютная политика государства осуществляется ее правительством, национальным банком, а также центральными финансовыми органами. Вообще реализация валютной политики определяется теми задачами, которые ставит перед собой государство при осуществлении своей политики в целом. Валютная политика должна обеспечивать сбалансированность макроэкономических и микроэкономических целей.

14)Финансовый механизм-совокупность форм и методов,инструментов и рычагов,формирования и использования фин.ресурсов с целью обеспечения потребностей государства,хоз.субъектов и населения.Фин.механизм призван создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства и эконом. регулирования в рыночных условиях.

15) Структура финансового механизма включает 5 элементов:

1. Финансовый метод - это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (налогообложение, страхование, инвестирование, планирование, прогнозирование и т.д.);

2. Финансовый рычаг – это прием действий финансового метода (прибыль, доход, амортизация, арендная плата, курсы валют, процентная ставка, стоимость ценных бумаг и т.д.);

3. Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и другие документы органов управления);

4. Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом и т.д.);

5. Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций).

Бюджет

По экономическому содержанию :Бюджет – совокупность (экономических) денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу формирования и использования централизированого фонда денежных средств ( бюджетного фонда), предназначенного для обеспечения выполнения государством его функций.

По материальному составу: бюджет– централизированый денежный фонд государства. Объем бюджета – годовая сумма средств, которая проходит через этот фонд.

Характерные особенности бюджета, как фонда:

- масштабность

- динамичность и мобильность

-существование резервных фондов

По форме проявления : Бюджет – основной экономический план государства, который утверждается законодательно, имеет форму баланса доходов и расходов государства на определенный период.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

· Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

· Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

· Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления ¾ экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

· С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

· Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.

Глава 1 Ст 2 бюджетного кодекса:

бюджет - план формування та використання фінансових ресурсів для забезпечення завдань і функцій, як здійснюються органами державної влади, органами влади Автономної Республіки Крим та органами місцевого самоврядування протягом бюджетного періоду;

бюджети місцевого самоврядування - бюджети територіальних громад сіл, селищ, міст та їх об'єднань;

модели перераспределения ВВП

Співвідношення обсягу бюджету і ВВП — важлива економічна проблема, зумовлена особливостями функціонування моделі економіки конкретної держави. Залежно від соціальної навантаженості бюджету на сьогодні в світі є три основні моделі перерозподілу ВВП через бюджет:

Американская модель основана на максимальном уровне самообеспечения физических и самофинансирования юридических лиц. Характеризуется незначительным уровнем государственной централизации, через бюджет перераспределяется ≈30%. Модель создает максимальную финансовую стимуляцию.

Западноевропейская модель характеризуется умеренным уровнем централизации ВВП в бюджете и перераспределением через бюджет ≈ 35-45% ВВП . сущность модели заключается в параллельном функционировании государственных и коммерческих учреждений в социальной сфере.

Скандинавская модель предусматривает достаточно высокий уровень бюджетной централизации ≈50-60%. Она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в отрасли образования, так и охраны здоровья. Она создает климат уверенности и социальной уравновешенности. Эта модель возможна только при условии высокого уровня ВВП на душу населения.

Наши рекомендации