Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах
"Чадо Григорие, о страшном деле спросил ты, ужасновспомнить о нем. Видела я лица, которых никогда не видела, ислышала слова, которых никогда не слыхала. Что я могу сказатьтебе? Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела,но при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василиямне все было легко. Как передать тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх исмятение, которое приходится испытывать умирающим! Как огоньсжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертнаяв последний час разрушает человека. Поистине страшна смертьподобных мне грешников! Итак, когда настал час разлучения души моей от тела, яувидела вокруг моей постели множество эфиопов, черных как сажаили смола, с горящими как уголья глазами. Они подняли шум икрик: одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки,иные выли как волки, а иные хрюкали как свиньи. Все они, смотряна меня неистовствовали, грозились, скрежетали зубами, какбудто желая меня съесть; они готовили хартии, в которых былизаписаны все мои дурные дела. Тогда бедная душа моя пришла втрепет; муки смертной как будто не существовало для меня:грозное видение страшных эфиопов было для меня другою, болеестрашной смертью. Я отворачивала глаза, чтобы не видеть ихужасных лиц, но они были везде и отовсюду неслись их голоса.Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне вобразе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их былисветлы, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были светлыекак снег и блестели как золото; одежды были похожи на светмолнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотымипоясами. Подошедши к моей постели, они стали около меня справой стороны, тихо разговаривая между собой. Увидев их, яобрадовалась; черные же эфиопы затрепетали и отошли подальше;один из светлых юношей обратился к ним со следующими словами:"О бесстыдные, проклятые, мрачные и злые враги родачеловеческого! Зачем вы всегда спешите придти к одру умирающих,производя шум, устрашаете и приводите в смятение каждую душу,разлучающуюся от тела? Но не радуйтесь очень, здесь вы ничегоне найдете, ибо Бог милостив к ней и нет вам части и доли вэтой душе". Выслушав это, эфиопы заметались, подняв сильныйкрик и говоря: "Как мы не имеем части в этой душе? А это грехичьи,- говорили они, показывая на свитки, где были записаны всемои дурные дела,- не она ли сделала вот это и это?" И сказавэто, они стояли и дожидались моей смерти. Наконец, пришла исама смерть, рыкающая как лев и очень страшная по виду; онапохожа была на человека, но только не имела никакого тела ибыла составлена из одних голых человеческих костей. При нейнаходились различные орудия для мучений: мечи, копья, стрелы,косы, пилы, топоры и другие неизвестные мне орудия. Затрепетала бедная душа моя, увидев это. Святые же Ангелысказали смерти: что же медлишь, освободи эту душу от тела,освободи тихо и скоро, потому что за ней нет многих грехов.Повинуясь этому приказанию, смерть подошла ко мне, взяла малыйоскорд и прежде всего отсекла мне ноги, потом руки, затемпостепенно другими орудиями отсекла прочие члены мои, отделяясостав от состава, и все тело мое омертвело. Затем, взявшитеслу, она отсекла мне голову, и она сделалась для меня как бычужая, ибо я не могла ею повернуть. После этого смерть сделалав чаше какое-то питье и, поднеся к моим устам, насильно напоиламеня. Питье это было так горько, что душа моя не могла этоговынести - она содрогнулась и выскочила из тела, как бы насильновырванная из него. Тогда светлые Ангелы взяли ее себе на руки.Я обернулась назад и увидела свое тело лежащим бездушным,нечувственным и недвижным, подобно тому, как если кто снимет ссебя одежду и, бросивши, смотрит на нее - так и я глядела насвое тело, от которого освободилась, и весьма удивлялась этому.Бесы, бывшие в образе эфиопов, обступили державших меня святыхАнгелов и кричали, показывая мои грехи: "Душа эта имеетмножество грехов, пусть даст нам за них ответ!" Но святыеАнгелы стали отыскивать мои добрые дела и, по благодати Божией,находили и собирали все, что при помощи Господней сделано быломною доброго: милостыню ли я когда подала, или накормилаголодного, или жаждущего напоила, или одела нагого, или ввеластранника в дом свой и успокоила его, или услужила святым, илипосетила больного и находящегося в темнице и помогла ему, иликогда с усердием ходила в церковь и молилась с умилением ислезами, или когда со вниманием слушала церковное чтение ипение, или приносила в церковь ладан и свечи, или делала какоедругое какое-либо приношение, или вливала деревянное масло влампады перед святыми иконами и лобызала их с благоговением,или когда постилась и во все святые посты в среду и в пятницуне вкушала пищи, или сколько когда поклонов сделала и молиласьпо ночам, или когда всей душой обращалась к Богу и плакала освоих грехах, или когда с полным сердечным раскаяниемисповедовала Богу перед своим духовным отцом свои грехи истаралась их загладить добрыми делами, или когда для ближнегосделала какое-нибудь добро, или когда не рассердилась навраждующего на меня, или когда перенесла какую-нибудь обиду ибрань и не помнила их и не сердилась за них, или когда воздаладобром за зло, или когда смиряла себя или сокрушалась о чужойбеде, или сама была больна и безропотно терпела, или соболеладругим больным, и утешила плачущего, или подала кому рукупомощи, или помогла в добром деле, или удержала кого отдурного, или когда не обращала внимания на дела суетные, илиудерживалась от напрасной клятвы или клеветы и пустословия, ивсе другие мои малейшие дела собирали святые Ангелы, готовясьположить против моих грехов. Эфиопы, видя это, скрежетализубами, потому что хотели похитить меня у Ангелов и отвести надно ада. В это время неожиданно явился там же преподобный отецнаш Василий и сказал святым Ангелам: "Господие мои, эта душамного служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, иОн отдал ее мне". Сказав это, он вынул из-за пазухи золотоймешочек, весь полный, как я думала, чистым золотом, и отдал егосвятым Ангелам, сказав: "Когда будете проходить воздушнымимытарствами и лукавые духи начнут истязывать эту душу,выкупайте ее этим из ее долгов; я по благодати Божией богат,потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарюэтот мешочек душе, служившей мне". Сказавши это, он скрылся.Лукавые бесы, видя это, находились в недоумении и, поднявшиплачевные вопли, тоже скрылись. Тогда угодник Божий Василийпришел снова и принес много сосудов с чистым маслом, дорогиммиром и, открывая один за другим каждый сосуд, вылил все наменя, и от меня разлилось благоухание. Тогда я поняла, чтоизменилась и стала особенно светла. Святой же опять обратился кАнгелам со следующими словами: "Господие мои, когда высовершите все, что нужно для этой души, отведите ее вуготованный мне Господом Богом дом и поселите ее там".Сказавши это, он сделался невидим, а святые Ангелы взяли меня,и мы по воздуху пошли на восток, поднимаясь к небу. ---------------------------------------------------------------
МЫТАРСТВО 1-е
МЫТАРСТВО 2-е
Мы приблизились к другому мытарству, называемомумытарством лжи. Здесь человек отдает отчет за всякоелживое слово, а преимущественно за клятвопреступление, занапрасное призывание имени Господня, за ложные свидетельства,за неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю исповедь вогрехах и за все тому подобное, когда человек прибегает ко лжи.Духи в этом мытарстве свирепы и жестоки и особенно сильноиспытывают проходящих через это мытарство. Когда они остановилинас, то начали со всеми подробностями спрашивать меня, и я былауличена в том, что два раза солгала когда-то в самых малыхвещах, так что не ставила того себе во грех, а также в том, чтоодин раз из-за стыда не всю правду сказала на исповеди своемудуховному отцу. Уличив меня во лжи, духи пришли в большуюрадость и уже хотели похитить меня из рук Ангелов, но они, дляпокрытия найденных грехов, указали на мои добрые дела, анедостающее пополнили добрыми делами отца моего преподобногоВасилия и тем выкупили из этого мытарства, и мыбеспрепятственно пошли выше.МЫТАРСТВО 3-е
Мытарство, к которому мы пришли потом, называетсямытарством осуждения и клеветы. Здесь, когда остановилинас, я увидела как тяжко грешит тот, кто осуждает своегоближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого,бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужимигрехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духииспытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают санХристов и делаются судиями и губителями своих ближних, когдакак сами неизмеримо больше достойны осуждения. В этом мытарствея, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потомучто во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь неосудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем,никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждалиближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях яотчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речамприбавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчасудерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне вогрех, и только заслугами преподобного Василия святые Ангелыосвободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше.МЫТАРСТВО 4-е
Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, котороеназывается мытарством чревоугодия. Навстречу намвыбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва.Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собойразные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц;несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье повиду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину.Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, онискакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делаютпирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими кмытарству. Эти духи, как псы, обступили нас, остановили иначали показывать все мои грехи этого рода: ела ли тайнокогда-нибудь или через силу и сверх надобности, или с утра, каксвинья, без молитвы и крестного знамения, или в святые постыела прежде времени, назначенного церковным уставом, или поневоздержанию вкушала прежде обеда, или во время обедапресыщалась не в меру. Высчитали также мое пьянство, показываячаши и сосуды, из которых я напивалась, и прямо говорили:столько-то чаш выпила ты в такое-то время, и на таком-топиршестве, с такими-то людьми; а в другом месте выпиластолько-то и дошла до беспамятства и рвоты, и столько-то разпировала и плясала под музыку, хлопая в ладоши, пела песни ипрыгала и, когда тебя приводили домой, изнемогала от безмерногопьянства; еще показывали мне лукавые духи те чаши, из которых япила иногда поутру и в постные дни ради гостей ради гостей иликогда по немощи пила до опьянения и не считала того за грех ине каялась, а напротив, еще и других соблазняла к тому же.Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мневыпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывалиони мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считаяменя в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; яже, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них,трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницыпреподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи иизъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик:"Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!" - иначали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи;я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собоюбеседу. Они говорили: "Поистине великую помощь получает эта душа отугодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большуюнужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства". Такговорили сопровождающие меня Ангелы, и я взяла на себя смелостьспросить их: "Господие мои, мне кажется, что никто из живущих на землене знает, что здесь бывает, и что ожидает грешную душу по смерти?"Святые Ангелы отвечали мне: "Ужели божественные писания, читаемыевсегда в церквах и проповедуемые служителями Божиими, мало говорят обэтом! Только пристрастившиеся к земной суете не обращают на этовнимания, находя особую прелесть в том, чтобы ежедневно есть допресыщения и пьянствовать, делая таким образом своим богом чрево, непомышляя о жизни будущей и забывая слова Писания: горе вам, насыщенныеныне, яко взалщете, и упивающиеся, яко возжаждете. Они считают СвятоеПисание баснями и живут в небрежении о своей душе, пируя с песнями имузыкой и всякий день, как евангельский богач, веселящиеся светло. Ноте, которые милостивы и милосердны, благодетельствуют нищим и убогим -эти получают от Бога прощение грехов своих и за свою милостыню безособого истязания проходят мытарства, по слову Писания: милостыня отсмерти избавляет и тая отпущает всякий грех. Творящие милостыню иправду исполняются жизни, а тем, кои не стараются милостыней очиститьгрехи свои, нельзя избегнуть этих испытаний, и темнообразные князимытарств, которых ты видела, похищают их и, жестоко мучая, отводят надно ада и держат там в узах до страшного суда Христова. И тебе самойневозможно было избежать этого, если бы не сокровищница добрых делпреподобного Василия, из которой были покрыты твои грехи."МЫТАРСТВО 5-е
Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемоемытарством лености, на котором человек дает ответ за вседни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются итунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничегоделать, или берущие плату за невыполненную работу. Там жеспрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имениБожия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить кБожественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь жеиспытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своейдуше как мирских людей, так и духовных, и многие отсюдаотводятся в пропасть. Много и меня испытывали здесь и, если быне добродетели преподобного Василия, восполнившие недостатокмоих добрых дел, то мне не освободиться бы от долга лукавымдухам этого мытарства за грехи мои; но они покрыли все, и ябыла изъята оттуда.МЫТАРСТВО 6-е
Следующее мытарство кражи. В нем мы ненадолго былизадержаны, и немного добрых дел потребовалось на покрытие моихгрехов, потому что я не совершала кражи, кроме одной, весьмамалой, в детстве по неразумению.МЫТАРСТВО 7-е
После мытарства кражи мы пришли к мытарствусребролюбия и скупости. Но и это мытарство миновали мыблагополучно, потому что я, по благодати Божией, не заботиласьво время моей земной жизни о приобретении имения и не быласребролюбива, но довольна тем, что посылал мне Господь, не былаи скупа, а что имела, то усердно подавала нуждающимся.МЫТАРСТВО 8-е
Восходя выше, мы достигли мытарства, называемогомытарством лихоимства, где испытываются отдающие в ростсвои деньги и через то получающие неправедные приобретения.Здесь же отдают отчет те, кто присваивает себе чужое. Лукавыедухи этого мытарства тщательно обыскали меня, и не найдя замной никакого греха, заскрежетали зубами; мы же возблагодаривБога, пошли выше.МЫТАРСТВО 9-е
Мы достигли мытарства, называемого мытарствомнеправды, где истязуются все неправедные судьи, которыесвой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждаютневинных; здесь истязуются те, кто не отдает должной платынаемникам или при торговле употребляет неправильную меру и томуподобное. Но мы, по благодати Божией, бесприпятственно миновалиэто мытарство, покрыв лишь немногими добрыми делами мои грехиэтого рода.МЫТАРСТВО 10-е
Также благополучно прошли мы и следующее мытарство,называемое мытарством зависти. У меня вовсе не оказалосьгрехов этого рода, потому что я никогда не завидовала. И хотяиспытывались здесь и другие грехи: нелюбовь, братоненавидение,вражда, ненависть, но, по милосердию Божию, во всех этих грехахя оказалась невинна и видела как яростно скрежетали зубамибесы, но не убоялась их, и, радуясь, мы пошли выше.МЫТАРСТВО 11-е
Подобным образом прошли мы и мытарство гордости,где надменные и гордые духи испытывают тех, кто тщеславен,много думает о себе и величается; особенно же тщательно здесьиспытывают души тех, кто непочтителен к отцу и матери, а такжек поставленным от Бога властям: рассматриваются случаинеповиновения им, и прочие дела гордости, и тщеславные слова.Мне весьма и весьма мало потребовалось добрых дел,чтобы покрытьгрехи по этому мытарству, и я получила свободу.МЫТАРСТВО 12-е
Новое мытарство, которого мы потом достигли, быломытарством гнева и ярости; но и здесь, несмотря на то,что истязующие здесь духи свирепы, немного они от нас получили,и мы продолжали наш путь, благодаря Бога, покрывающего моигрехи молитвами отца моего преподобного Василия.МЫТАРСТВО 13-е
После мытарства гнева и ярости нам представилосьмытарство, на котором немилосердно истязуются те, кто в сердцесвоем питает зло на ближнего и воздает злом зазло. Отсюда духи злобы с особой яростью низводят душигрешных в тартар. Но меня и здесь не оставило милосердие Божие:я никогда не имела ни на кого злобы, не помнила сделанного мнезла, но, напротив, прощала врагам моим и, насколько была всилах, обнаруживала свою любовь к ним, побеждая таким образомзло добром. Поэтому я ни в чем не оказалась грешной на этоммытарстве, бесы рыдали, что я свободно ухожу из их лютых рук;мы же в радости продолжали путь. На пути я спросила водивших меня святых Ангелов: "Господие мои,прошу вас, скажите мне, откуда эти страшные воздушные власти знают всезлые дела всех людей, какие только живут в мире, так же, как и мои, ине только въявь сотворенные, но и которые знает только их содеявший?"Святые Ангелы отвечали мне: "Всякий христианин с самого святогокрещения получает себе от Бога Ангела Хранителя, который невидимоохраняет человека и во всю его жизнь, даже до смертного часа,наставляет на всякое добро и все эти добрые дела, которые человектворит во время своей земной жизни, записывает, чтобы он мог получитьза них милость от Господа и вечное воздаяние в Царствии Небесном. Таки князь тьмы, желающий погубить род человеческий, приставляет ккаждому человеку одного из лукавых духов, который ходит всегда вследза человеком и наблюдает все его от юности злые дела, поощряя ихсвоими кознями, и собирает все, что человек сделал дурного. Затем онотносит на мытарства все эти грехи, записывая каждый в соответствующееместо. Отсюда и известны воздушным князьям все грехи всех людей, какиетолько живут в мире. Когда душа разлучится от тела и стремится взойтина небо к своему Создателю, тогда лукавые духи препятствуют ей,показывая списки ее грехов; и если душа имеет добрых дел более, нежелигрехов, то они не могут ее удержать; когда же окажется на ней греховболее, чем добрых дел, то они удерживают ее на время, заключают втемницу неведения Божия и мучают, насколько допускат им сила Божия, дотех пор, пока душа, по молитвам Церкви и родных получит свободу. Еслиже окажется какая душа настолько грешна и недостойна перед Богом, чтотеряется всякая надежда на ее спасение и ей грозит вечная гибель, тоее низводят в бездну, где она находится до второго пришествияГосподня, когда начнется для нее вечное мучение в геенне огненной.Знай также, что таким путем испытываются только души тех, ктопросвещен святым крещением. Неверующие же во Христа, идолослужители ивообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потомучто во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены воаде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души инизводят в геенну и пропасть."МЫТАРСТВО 14-е
Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, мывошли в мытарство, называемое мытарством убийства.Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуютотчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар поплечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто сгневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все этоиспытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли этомытарство беспрепятственно, оставив малую часть добрых дел напокрытие моих грехов.МЫТАРСТВО 15-е
Беспрепятственно прошли мы и следующее мытарство, гдеистязуются духами за чародейство, колдовство, обаяние,нашептывание, призывание бесов. Духи этого мытарства повиду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей ижаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. Поблагодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ниодного подобного греха, и мы отправились далее; духи же сяростью кричали мне вслед: "Посмотрим, как уйдешь ты из блудныхмест, когда придешь туда!" Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов:"Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства и нет ли длякого возможности пройти здесь без истязания и страха?" Святые Ангелыотвечали мне: "Для душ верующих, восходящих на небо, другого пути нет- все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, какты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда неоткрывали искренне духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Еслиже кто покается искренне во всех грехах, то грехи по милосердию Божию,невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушныеистязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного заней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либонеприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати. И ты,если бы во всем раскаялась перед духовным отцом и получила от негоразрешение, избежала бы ужасов прохождения по мытарствам; но помогаеттебе еще то, что ты давно перестала творить смертные грехи и уже многолет проводишь добродетельную жизнь, а главным образом помогают тебемолитвы святого Василия, которому ты усердно служила на земле".МЫТАРСТВО 16-е
Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемогоблудным, где истязуется человек за всякое любодеяние иза всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, заскверные осязания и страстные прикосновения. Князь этогомытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду,окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу;перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились,что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых былизаписаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указываялиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила,т.е. днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего немогла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. СвятыеАнгелы, водившие меня, начали говорить бесам: "Она давно ужеоставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте ивоздержании". Бесы отвечали: "И мы знаем, что она пересталавести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и ненесла от него эпитимии, чтобы загладить прежние грехи,- поэтомуона наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами".Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще большедобрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едваизбавилась от лютой беды. Мы пошли далее.МЫТАРСТВО 17-е
Следующее мытарство было мытарством прелюбодеяния,где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто несохранил супружеской верности, осквернил свое ложе - здесьдолжен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен впохищении для блуда, в насилии. Здесь же испытывают лиц,посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но несохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенногрозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меняуличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меняиз рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы многоспорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые деламои здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницыпреподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее.МЫТАРСТВО 18-е
После этого мы достигли мытарства содомского, гдеистязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женскиместеством, а также совокупление с бесами и бессловестнымиживотными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, окоторых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейшийиз всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем;безобразие его трудно описать. Все они пылали яростью; поспешновыбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодатиБожией, ни в чем грешной они меня не нашли и потому со стыдомубежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: "Ты видела, Феодора,страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходитими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов искверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с раннейюности расположен к этим делам, и едва ли сохранит себя от нечистоты;немного умерщвляющих свои плотские похоти и потому свободно проходящихчерез эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязателипохищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же,Феодора, благодари Бога, что по молитвам святого Василия миновала этиблудные мытарства, и больше уже ты не встретишь задержки".МЫТАРСТВО 19-е
После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей, где истязуются люди за неправильные мнения о предметах веры, а также за отступничество от православной веры, недоверие к истинному учению, сомнений в вере, кощунство и тому подобное. Это мытарство я прошла без остановки, и мы были уже недалеко от врат небесных.МЫТАРСТВО 20-е
Но прежде, чем мы достигли входа в Царствие Небесное, насвстретили злые духи последнего мытарства, которое называетсямытарством немилосердия и жестокосердия. Истязателиэтого мытарства особенно жестоки, тем более их князь. По видусвоему он сух, уныл и в ярости душит немилосердным огнем. Вэтом мытарстве без всякой пощады испытываются душинемилосердных. И если кто окажется совершившим многие подвиги,соблюдавшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившимчистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но былнемилосерден, немилостив, глух к мольбам ближнего своего - тотиз этого мытарства низводится долу, заключается в адской безднеи не получает прощения вовеки. Но мы, по молитвам преподобного Василия, всюду помогавшего мне своими добрыми делами, и это мытарство прошли беспрепятственно. --------------------------------------------------------------- На этом кончился ряд воздушных мытарств, и мы с радостьюприблизились к вратам небесным. Врата эти были светлы, каккристалл, и кругом видно было сияние, которое невозможноописать; в них сияли солнцеобразные юноши, которые увидев меня,ведомую Ангелами к небесным вратам, исполнились радости оттого,что я, покрываемая милосердием Божиим, прошла все воздушныемытарства. Они любезно встретили нас и ввели вовнутрь. Что я там видела и что слышала, Григорий - это невозможноописать! Я приведена была к Престолу неприступной славыБожией, Который был окружен Херувимами, Серафимами и множествомвойск небесных, восхвалявших Бога неизреченными песнями; яупала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для умачеловеческого Божеству. Тогда небесные силы воспели пресладкуюпеснь, восхвалявшее милосердие Божие, которое не могут истощитьгрехи людей, и послышался глас, повелевший водившим меняАнгелам, чтобы они отвели меня смотреть обители святых, а такжевсе муки грешных и потом успокоили меня в обители, уготованнойдля блаженного Василия. По этому велению меня водили всюду, ивидела я преисполненные славы и благодати селения и обители,приготовленные для любящих Бога. Водящие меня показывали мне вотдельности и обители Апостолов, и обители Пророков, и обителиМучеников, и обители Святительские, и обители особенные длякаждого чина святых. Каждая обитель отличалась необыкновеннойкрасотой, а по длине и ширине каждую я могла сравнить сЦареградом, если бы только они не были еще лучше и не имелимножества пресветлых, не руками сделанных комнат. Все бывшиетам, видя меня, радовались моему спасению, встречали ицеловали, прославляя Бога, избавившего меня от лукавого. Когда мы обошли эти обители, меня низвели в преисподнюю,и там я видела нестерпимые страшные муки, которые уготованы ваде для грешников. Показывая их, Ангелы, водившие меня,говорили мне: "Видишь, Феодора, от каких мук, по молитвамсвятого Василия, избавил тебя Господь". Я слышала там вопли иплач и горькие рыдания; одни стонали, другие озлобленновосклицали: увы нам! Были и такие, которые проклинали деньсвоего рождения, но не было никого, кто бы пожалел их. Окончивосмотр мест мучений, Ангелы вывели меня оттуда и привели вобитель преподобного Василия, сказав мне: "Ныне преподобныйВасилий совершает по тебе память". Тогда я поняла, что пришлана это место покоя через сорок дней после моего разлучения оттела".Все это блаженная Феодора пересказала Григорию в сонном видении и показала ему красоту той обители и духовные богатства, которые снисканы многотрудными подвигами преподобного Василия; показала также Григорию Феодора и наслаждение, и славу, и различные золотолиственные и обильные плодами сады, и вообще все духовное веселие праведных. ---------------------------------------------------------------Воспроизводится по: Иеромонах Серафим (Роуз) "Душа после смерти",Москва, информационно-издательская фирма "Макао и Ко", 1991.-248с.