Приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках

Бухгалтерская отчетность предприятия как элемент метода бухгал­терского учета является завершающим этапом учетного процесса. Как! уже отмечалось, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках — важнейшие формы бухгалтерской отчетности. В них отражаются ито- • говые данные, характеризующие имущественное и финансовое поло­жение предприятия, результаты хозяйственной деятельности. В состав® приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включаются отчеты об изменениях капитала (ф. № 3); о движении! денежных средств (ф. № 4); приложение к бухгалтерскому балансу' (ф. № 5); отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6), иные специализированные формы.

Современные формы отчетности в России во многом соответствуют МСФО.

Отчет об изменениях капитала выделен в самостоятельную форму в соответствии с МСФО. В этом отчете раскрывается информация о на­личии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного, добавочного капитала и других составляющих собственного капитала организации, а также приводятся данные о факторах изменения вели­чины капитала.

При составлении отчета следует обратить внимание на то, что уве­личение (уменьшение) уставного капитала учитывается на основании зарегистрированных в установленном порядке изменений в учреди­тельных документах. При этом величина уставного капитала показыва­ется в соответствии с учредительными документами (объявленный ка­питал).

Отчет о движении денежных средств (ф. № 4) — часть финансовой отчетности, в которой приводятся данные о поступлении и выбытии денежных средств предприятия. Он дополняет бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Данные отчета свидетельствуют о том, что показатель прибыли су­щественно отличается от денежных средств: сумма бухгалтерской при­были может быть одной, а сумма денежных средств — совершенно иной. Величина прибыли (убытка) показывает выраженный в денеж­ной форме экономический итог хозяйственной деятельности предпри­ятия, а денежные средства необходимы для ведения текущих расчетов (выплаты заработной платы, погашения кредиторской задолженности, прочих расходов).

Следовательно, при управлении хозяйственной деятельностью предприятия важно уделять внимание как финансовым результатам, так и движению денежных средств.

Если бухгалтерский баланс отражает финансовое положение пред­приятия на определенный момент времени (конец отчетного периода), то отчет о движении денежных средств поясняет изменения денежных средств на даты начала и окончания отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств содержит данные о денежных поступлениях и выплатах по основной, финансовой и инвестиционной Деятельности (капитальным вложениям) предприятия. Содержание Данного отчета с разбивкой по статьям предоставляет пользователям бухгалтерской отчетности информацию об источниках поступления Денежных средств и направлениях использования.

Информация о движении денежных средств предприятия необхо­дима для предоставления пользователям бухгалтерской отчетности данных, на основании которых можно оценить способность предпри­ятия привлекать и использовать денежные средства, объемы и переме­щение денежной массы, изменение остатка денежных средств пред- . приятия за отчетный период. \

В соответствии с МСФО денежные средства включают в себя на- j личные деньги, находящиеся в распоряжении предприятия, и денеж-; ные эквиваленты. Денежные эквиваленты — это краткосрочные высо- j коликвидные финансовые вложения, которые можно легко конверта- j ровать в известную сумму и которые практически не подвержены риску изменения стоимости. К ним относятся: казначейские обязательства; \ срочные депозиты; депозитные сертификаты и т.д. 5

При составлении отчета о движении денежных средств денежные \ средства и эквиваленты суммируются и учитываются общей суммой. 1 В состав МСФО «Отчет о движении денежных средств» был введен | в 1988 г. как стандарт № 7. В российской практике отчет появился с! октября 1995 г. 1

Денежные эквиваленты при составлении отчета о движении денеж- : ных средств по российским стандартам бухгалтерской отчетности не j определяются и не используются. Используется лишь учетная инфор- ! мация о движении наличных, безналичных денежных средств, а также.' денежных средств, выраженных в иностранной валюте. ,

Классификация поступления и выбытия денежных средств приве- j дена в табл. 2.4. i

Текущая деятельность предприятия — это деятельность, принося- : щая основной доход, а также прочие виды деятельности, не связанные с инвестициями и финансовой деятельностью организации. Как пра- j вило, текущая деятельность предприятия направлена на продажу про- j дукции, выполнение работ и оказание услуг |

В российском законодательстве под инвестиционной деятельностью \ понимают деятельность, связанную с капитальными вложениями \ предприятия в связи с приобретением земельных участков, зданий и j оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных акти- : вов, а также их продажей, осуществлением долгосрочных финансовых ' вложений в другие предприятия и организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.

Финансовая деятельность — деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском об­лигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 мес. акций, облигаций и т.п.

Таблица 2.4 Классификация поступления и выбытия денежных средств по направлениям деятельности
Поступление денежных средств Вид деятельности Выбытие денежных средств
От продажи продукции, товаров (работ, услуг) Текущая деятельность Заработная плата, выплата авансов
Получение процентов по выданым кредитам Оплата товаров, сырья, материалов, работ, услуг
Авансы полученные Выплата процентов по полученным кредитам
От сдачи имущества в аренду Уплата налогов, сборов, отчислений во внебюд­жетные фонды
От продажи основных средств Инвестиционная деятельность Приобретение объектов основных средств
От продажи ценных бумаг (долгосрочных) Приобретение ценных бумаг (долгосрочных)
От погашения ранее выданных кредитов Выдача кредитов, займов
От выпуска акций Финансовая деятельность Выкуп собственных акций
От выпуска облигаций Погашение облигаций
Проценты по финансовым вложениям Выплата дивидендов

Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) содержит расшиф­ровку отдельных статей баланса. В нем приводятся данные о наличии и движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолжен­ности, амортизируемого имущества, средств финансирования долго­срочных инвестиций и финансовых вложений, расходов по обычным видам деятельности, отдельных видов прибылей и убытков, социаль­ных показателей (см. также Приложение 7). Сведения о наличии цен­ностей, учитываемых за балансом, приводятся в виде справки к форме № 1 «Бухгалтерский баланс».

Пояснительная записка включается в состав годовой бухгалтерской отчетности организаций. В ней должна содержаться информация о Данных, не нашедших отражения в формах бухгалтерской отчетности.

Обычно в пояснительной записке приводятся аналитические мате­риалы о динамике важнейших экономических и финансовых показа­телей работы предприятия за ряд лет (рентабельность, ликвидность, платежеспособность и т.п.), будущих капитальных вложениях, эконо­мических мероприятиях, осуществляемых предприятием, и их факти­ческой или прогнозируемой эффективности, а также другая информа-; ция, способная заинтересовать внешних пользователей годовой бух-! галтерской отчетности. Кроме того, могут приводиться данные о ши-j роте рынка сбыта, включая экспортные поставки. j

С составлением и выверкой бухгалтерской отчетности тесно связана] процедура аудита, при определенных условиях являющаяся обязатель-1 ной и предусматривающая выдачу аудиторского заключения. !

Аудитом занимаются специализированные организации — ауди-j торские фирмы и аудиторы, имеющие соответствующие лицензии. | Итоговая часть аудиторского заключения прилагается к годовой бух-j галтерской отчетности. j

i

Представление бухгалтерской отчетности ]

]

Все предприятия и организации, за исключением бюджетных, пред­ставляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учреди- > тельными документами учредителям, участникам предприятия или собственникам его имущества, а также территориальным органам ста- тистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность пред­ставляется в соответствии с законодательством РФ.

Бухгалтерская отчетность должна предоставляться в отдельной папке в сброшюрованном виде. В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них реквизиты и показатели. В слу-; чае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутст­вия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается. Иногда включаются дополни­тельные показатели (если выявляется недостаточность данных).

Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность представляет собой промежуточную отчетность. Квартальная отчетность составляет­ся и предоставляется в течение 30 дней по окончании квартала.

Годовая бухгалтерская отчетность должна предоставляться в тече­ние 90 дней по окончании года, но не ранее 60 дней. Отчетность должна быть составлена по определенным правилам и стандартам.

Бюджетные организации предоставляют месячную, квартальную и годовую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

К бухгалтерской отчетности предъявляются следующие требования: полнота, достоверность, целостность, последовательность, своевре­менность, проверяемость, сопоставимость, рациональность, непроти­воречивость, нейтральность.

Бухгалтерская отчетность должна обеспечить достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организа­ции, а также о финансовых результатах ее деятельности.

Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных организацией как юридическим лицом, и ее предста­вительствами, филиалами и другими территориально обособленными подразделениями, в том числе выделенными на отдельный баланс. Фи­лиалы и представительства обязательно указываются в учредительных документах предприятия.

Требование последовательности закрепляет в практике составления бухгалтерской отчетности необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и поясне­ния к ним от одного отчетного года к другому.

Своевременность предполагает представление бухгалтерской отчет­ности в соответствующие адреса в установленный срок.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтвержде­ния представленной в ней информации в любое время.

Требование сопоставимости заключается в том, что по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, со­ставляемого за первый отчетный период, должны быть приведены дан­ные, как минимум, за два года — отчетный и предшествовавший отчет­ному.

Рациональность достигается путем стандартизации соответствую­щих форм отчетности.

При формировании бухгалтерской отчетности необходимо обеспе­чить нейтральность информации, т.е. исключить возможность удовле­творения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчет­ности перед другими.

Наши рекомендации