Тема 11. Финансовая несостоятельность корпорации и финансовое оздоровление корпораций
В Гражданском кодексе (ГК РК) Республике Казахстан в ст. 52 данный термин трактуется следующим образом «Банкротство – признанная судом несостоятельность должника являющейся основанием его ликвидации».
Виды банкротства:
1. Реальное банкротство. Оно характеризовало полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволял такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в будущем, вследствие чего оно объявлялось банкротом юридически.
2. Техническое банкротство. Используемый термин показывал состояние неплатежеспособности предприятия, хотя размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходило объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включало его санирование, обычно не приводящее к юридическому банкротству.
3. Искусственное банкротство. Оно рассматривалось как преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности; нанесение руководителем или собственником предприятия экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление.
Ложное банкротство – заведомо ложное объявление в результате действий и (или) принятых решений учредителем (участником), должностным лицом, органами юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов;
Преднамеренное банкротство – умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, органов юридического лица, а равно индивидуального предпринимателя в личных интересах или в интересах иных лиц.
Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности).Метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman. Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.
Z = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + X5 | |
Где: Х1 – оборотный капитал/сумма активов; Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов; Х3 – операционная прибыль/сумма активов; Х4 – рыночная стоимость акций/задолженность; Х5 – выручка/сумма активов. | Z>2,99 - финансово устойчивые предприятия, Z<1,81 - безусловно-несостоятельными. Интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности. |
Реструктуризация компании – это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов организации.
Реорганизация – это преобразование предприятия с целью создания наиболее выгодных условий для бизнеса посредством привлечения дополнительных инвестиций.
Ст. 45 ГК РК предусматривается 5 видов реорганизации:
1. Слияние – это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо. Права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
2. Присоединение – это реорганизация, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а другое продолжает её с учётом проведённой реорганизации в форме присоединения. К последнему при этом переходят права и обязанности присоединенного в соответствии с передаточным актом.
3. Разделением признается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.
4. Выделение – это реорганизация, при которой из одного юридического лица выделяется его часть, из которой формируется новое юридическое лицо. При этом первоначальное юридическое лицо продолжает существовать в уменьшённом виде, ровно на сумму активов переданных выделившемуся, вновь созданному юридическому лицу.
5. Преобразование – это форма реорганизации, при которой одно юридическое лицо прекращает своё существование, а на его базе возникает тоже одно новое юридическое лицо, только в другой организационно-правовой форме.
Merger and acquisitions (M&A) – слияния и поглощения компаний: горизонтальные, вертикальные, конгломератные, родовые.
Тема 12. Финансовое планирование корпораций
Вопросы:
1. Цели, задачи и принципы финансового планирования корпорации.
2. Методы финансового планирования.
3. Классификация финансового планирования корпорации. Стратегический, текущий и оперативный финансовый план.
4. Оперативное финансовое планирование.
5. Состав финансового плана
6. Баланс доходов и расходов, прибылей и убытков. Потоки денежных средств и их эффективность.
7. Разработка финансовой стратегии и финансовой политики корпорации.
Оперативное финансовое управление включает анализ, планирование, контроль исполнения плановых показателей, посредством бюджетирования:
На небольших предприятиях – может обеспечивать планирование отдельных операций и анализ результатов деятельности.
На средних предприятиях – используется как инструмент управления стоимостью предприятия, т.е. включает все элементы управления.
На крупных предприятиях на основе информационных технологий, внедряющие у себя бюджетирование решаются следующие задачи:
- сформировать единую информационную базу для принятия управленческих решений;
- получать реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- повысить согласованность действий подразделений компании;
- усилить деятельность подразделений на выполнение стратегических задач;
- своевременно реагировать на информацию об ухудшении финансовых показателей и недопущению развития кризисных ситуаций;
- усилить контроль за эффективным использованием ресурсов и денежных средств.
Реализация задач бюджетирования происходит в рамках бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – совокупность последовательных управленческих действий, включающих постановку целей и выбор показателей стратегического планирования, финансовое и оперативное планирование, сопоставление плановых данных с фактическими, оценку результатов деятельности, проведение управленческих действий и корректировку целей, планов и бюджетов.
Ключевые понятия: «бюджет», «бюджетный период» – т.е. это основа бюджетирования.
Бюджет – план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении, отражающий необходимые ресурсы для реализации целей предприятия.
Бюджетный период (горизонт планирования) – срок, на который утверждается бюджет (т.е. год квартал, месяц, декада).
В основе бюджетирования лежит подготовка главного бюджета (cashbudget) или мастер – бюджета, определяющего на год объём производства, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Он состоит из:
1. операционных бюджетов;
2. финансовых бюджетов.
Операционный бюджет – бюджет, описывающий в натуральных и финансовых показателях бизнес-процесс (БП) или направление бизнеса (совокупность БП).
Финансовый бюджет – бюджет, описывающий в финансовых показателях денежный поток в рамках ЦФО. Управление операционной эффективностью (БДР), платежеспособностью и ликвидностью (БДДС) и стоимостью активов компании (ББЛ).
Финансовые бюджеты:
1. бюджет движения денежных средств (БДДС) – позволяет прогнозировать денежные потоки, управлять платёжеспособностью и ликвидностью предприятия;
2. бюджет капиталовложений или инвестиционный бюджет, план капитальных затрат и источников их финансирования;
3. бюджет по балансовому листу (балансовый бюджет). Прогнозный баланс или бюджет по балансовому листу (ББЛ) даёт возможность прогнозировать имущественное состояние компании на конец бюджетного периода.
Операционные бюджеты составляются в рамках планирования операций по текущей деятельности и формируют итоговый бюджет доходов и расходов компании:
1. бюджет продаж,
2. производственный бюджет,
3. бюджет закупок,
4. бюджет коммерческих расходов,
5. бюджет общепроизводственных расходов,
6. бюджет трудовых затрат,
7. бюджет административно-хозяйственных расходов,
8. прогнозный бюджет доходов и расходов (БДР).
Бюджет доходов и расходов (БДР) – содержит показатели для планирования результатов хозяйственной деятельности предприятия.
В результате планирования руководства предприятия должно иметь основные бюджетные формы, отражающие прогнозные результаты деятельности фирмы (финансовая отчётность перед общим собранием акционеров):
- прогнозный отчёт о доходах и расходах;
- прогнозный отчёт о движении денежных средств;
- прогнозный баланс.