Сущность и принципы маркетинга
Маркетинг как наука появился в 19-20 вв в США.
Маркетинг (амер.ассоц.маркет) –вид человеческой деятельности, направленный на удовл-е нужд и потребностей посредством обмена.
Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями:
-Нужда – чувство ощущаемой нехватки чего-либо, заложенную в природу человека.
- Потребность – это нужда приобретшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем личности индивида.
-Зпрос – потребность, подкрепленная покупательскойц способностью
-Товар – это средство удовлетворения потребности.
- Обмен – это акт получения желаемого путем предложения чего-либо в замен.
- Сделка – это коммерческий обмен ценностями, единица измерения в сфере маркетинга.
-Рынок – сов-ть существующих и потенциальных покупателей товара.
Сущность маркетинга заключается в следующем: производить нужно только то что требуется рынку, а не навязывать покупателю то, что уже произведено.
В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:
- производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
- полное удовл-е потребностей покупателей и соответствие современному техническому уровню;
-присутствие на рынке на момент наиболее эффективной возможной реализации продукции;
- постоянное обновление выпускаемой или реализация продукции;
-единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.
Комплекс маркетинга.
КМ – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию сос стороны целевого рынка. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор, который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов рамках целевых рынков, но и мах эффективность организации. Комплекс маркетинга разрабатывается компаниями с целью обеспечения преимуществ перед конкурентами, достижения и сохранения стабильного положения на рынке, что становится возможным только при условии эффективности составляющих комплекс маркетинга «Р».
Модель 4р: предложил профессор Джером Маккарти
Комплекс маркетинга в его каноническом виде 4Р включает 4 составляющих:
товар (Product) – это набор т и у, которые фирма предлагает целевому рынку;
цена (Price) – денежная сумма, которую потребители должны заплатить для потучения т и у;
дистрибуция (Place) – всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей;
методы стимулирования (Promotion)- всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
Концепция маркетинга- микса по Маккарти определяется набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика, сбытовая политика,ценовая,коммуникационная политика продвижения.
Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции: 5Р,6Р,7Р…12Р. Но общепризнаноной остается 4р. Именно эти 4 элемента могут полность контролироваться маркетологом, порядок следования элементов комплекса маркетинга четко показывает последовательность реализации основных маркетинговых функций:
1)невозможноставить вопрос о какой-либо программе маркетинга, если маркетолог не имеет в своем распоряжении продукта, который может быть предложен рынку.
2)в том случае, если существует по крайней мере две стороны, каждая из которых заинтересована в обмене с противоположной стороной, они должны иметь какие-лбо средства взаимодействия. Предполагаемый продукт должен быть доступен заинтересованному в нем потребителю, поэтому следующая функция комплекс маркетинга должна решать эту задачу.
3) потребитель всегда оценивает товар не только исходя из набора его потребительских свойств, но и по сумме издержек, которые связаны с его приобретением (цена-качество).
4)Потенциальные участники сделки никогда не смогут узнать друг друга в том случае, если между ними не будет существовать коммуникаций- последний элемент комплекс маркетинга- коммуникационная политика.