Система управления рынком ценных бумаг
Система управления рынком ценных бумаг - это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Цель ее состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов. Но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления, и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов может привести к нарушению устойчивости системы в целом, сто противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом. В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение - это законодательные акты, постановления, указы. Нормативное обеспечение - это инструкции, нормы, правила, указания и разъяснения, утверждаемые организациями профессиональных участников рынка. Информационное обеспечение - это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая информация.
Система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами, и включает две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая подсистема выступает в роли субъекта, вторая - объекта управления.
Управляющая подсистема включает:
· Государственные органы и организации;
· Законодательную инфраструктуру;
· Этику фондового рынка;
· Традиции и обычаи.
Управляющая и управляемая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка. Субъект управления выполняет функции: координация, регулирование, прогнозирование, стимулирование, организация и контроль процессов, происходящих на рынке.
Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования.
В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:
1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка. Такая система существует во Франции.
2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
· Разработку и реализацию специальных нормативных актов;
· Разработку стандартов;
· Регламентацию основных процедур и государственный контроль
Задачами государственного регулирования являются:
· Реализация государственной политики развития рынка;
· Обеспечение безопасности рынка;
· Создание открытой системы информации
Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центробанк и ассоциации профессиональных участников. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами.
Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
· Разработка концепции развития рынка
· Концентрация ресурсов для развития инфраструктуры рынка
· Контроль за финансовой устойчивостью
· Установление норм функционирования рынка
· Создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг
· Создание системы защиты инвесторов от потерь
Важную роль в управлении рынкам ценных бумаг предстоим сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников рынка ценных бумаг, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за соблюдением.
К положительным сторонам саморегулирования относятся:
1) разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
2) экономия государственных средств, сокращение аппарата управления;
3) участники рынка заинтересованы в нормальном управлении, а государственные чиновники - нет.
4) с помощью общественного регулирования проще ввести этические нормы поведения.
Оценивая состояние системы регулирования рынка ценных бумаг в России, в первую очередь следует отсутствие эффективного регулирования как со стороны государства, так и со стороны самих субъектов рынка ценных бумаг. Развитие рынка ценных бумаг сдерживается, прежде всего, неразвитостью технической и функциональной подсистем инфрастуктуры. Неэффективно действует система контроля за операциями. По мере расширения и усложнения масштабов рынка ценных бумаг возникает необходимость в передаче регионам части контрольных функций. Одним из признаков низкого уровня развития фондового рынка является фактическая изолированность локальных рынков ценных бумаг в России. Из-за отсутствия эффективных средств коммуникаций инвесторы не имеют доступа ко всем ценным бумагам, обращающимся на рынке. Формирующиеся на местах фондовые рынки должны быть связаны через центральную информационную систему. Без такой системы нельзя наладить свободное движение ценных бумаг, гарантировать безопасность работы и надежность операций на фондовым рынке. Сложность решения данной проблемы связана с огромными масштабами российского рынка, а также особенностями региональных рынков.
В широком смысле инфраструктура рынка ценных бумаг включает 4 взаимосвязанных блока:
· Систему торговли ценными бумагами;
· Систему расчетов по заключенным сделкам;
· Информационную систему;
· Телекоммуникационную систему;
Указом Президента РФ « О создании условий для проведения заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала» от 12 ноября 1997 г., предусмотрено образование независимого федерального рейтингового агентства на базе агентства «Интерфакс». Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей квалифицированную и объективную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РФ, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РФ будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, признавая необходимость использовать различные методы регулирования фондового рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.