Паспорт фонда оценочных средств
В результате изучения дисциплины «Финансовое право» обучающийся, в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. № 464, вырабатывает следующие компетенции:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1)
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).
Таблица 1 ― Паспорт фонда оценочных средств дисциплины
«Финансовое право »
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Финансы: понятие, сущность, функции | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-16; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) Дискуссия групповая | |
Финансовая система Российской Федерации | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-6; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) Дискуссия групповая | |
Финансовое право – самостоятельная отрасль в системе российского права: понятие, предмет, метод правового регулирования | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-6; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) Круглый стол | |
Финансовое право – самостоятельная отрасль в системе российского права: принципы, система | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-15; ПК-16; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) Круглый стол | |
Источники финансового права: понятие, система | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) Круглый стол | |
Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, виды | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Финансовые правоотношения | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Финансовые правоотношения | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: общие положения | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-14; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-14; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Финансовый контроль: понятие, значение, виды, методы осуществления | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-10; ПК-14; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Компетенция органов власти (государственных, муниципальных) в области финансового контроля. Аудиторский финансовый контроль | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-10; ПК-14; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Бюджетное право: общая характеристика. Бюджет – центральный институт бюджетного права РФ | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-5; ПК-7; ПК-15; ПК-16; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации | ОК-1; ОК-2; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) Комментирование | |
Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-10; ПК-14; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) Деловая игра | |
Налоговое право Российской Федерации: общая характеристика | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-6; ПК-17; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Налоги и сборы в Российской Федерации: понятие, роль, элементы юридического состава | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Система налогов и сборов в Российской Федерации | ОК-1; ОК-3; ОК-4; ОК-7; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Публичная презентация проекта | |
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-10; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Налоговый контроль | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-10; ПК-14; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Ответственность и защита прав в сфере налогообложения | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-10; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Правовые основы государственного регулирования банковского кредита | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16; | Доклад (презентация) | |
Правовые основы денежного обращения и расчетов | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-10; ПК-14; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) | |
Государственно-правовое регулирование организации рынка ценных бумаг | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-15; ПК-16; ПК-18. | Доклад (презентация) |
Текущий контроль
Контроль освоения дисциплины «Финансовое право» проводится в соответствии с Положением Университета «Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов» (Пл КубГАУ 2.5.1 — 2011. Версия 1.0).
Текущий контроль по дисциплине «Финансовое право» позволяет оценить степень восприятия учебного материала и проводится для оценки результатов изучения разделов/тем дисциплины.
Текущий контроль проводится как контроль тематический (по итогам изучения определенных тем дисциплины) и рубежный (контроль определенного раздела или нескольких разделов, перед тем, как приступить к изучению очередной части учебного материала).
Рефераты (доклады)
Реферат (от лат. reffer - «сообщать») - это краткое изложение в письменном виде научного материала по определенной теме.
В качестве реферата может выступать изложение книги, статьи, а также обобщение нескольких взглядов на проблему. Целью реферата является сообщение научной информации по определенной теме, обязательно раскрыть суть проблемы с различных позиций и точек зрения, и на основе этих выводов сделать соответствующие свои выводы. Задачи реферата: формирование умений самостоятельной работы учащихся с литературой; развитие навыков логического мышления; углубление теоретических знаний по проблеме исследования.
Объем реферата не должен превышать 10-15 страниц. В процессе работы над рефератом необходимо проанализировать различные точки зрения. В случае необходимости провести научную полемику. Обобщить научный материал и сделать соответствующие выводы.
Процесс подготовки реферата схож с процессом подготовки курсовой работы: 1) выбор или формулировка темы; 2) подбор и изучение литературы по теме; 3) составление плана реферата, который раскрывает тему; 4) написание реферата и его оформление.
В результате проделанной работы над рефератом совершенствуются навыки поиска, отбора и систематизации полученной информации, а также навыки грамотного, лаконичного изложения мыслей и речи.
Доклад — это развернутое изложение какой-либо темы, сделанное устно в публичном выступлении.
Целью доклада является формирование научно-исследовательских навыков и умений у учащихся, способствование овладению методами научного познания, научиться критически мыслить. Здесь главной составляющей будет считаться выступление на публике. Объем доклада варьируется от 5 до 15 страниц.
Этапы подготовки доклада соответствуют этапам подготовки реферата. Структура доклада отличается от структуры реферата. Структура доклада: 1) вступление (указываются тема, актуальность, цель, проблематика доклада, а также краткий обзор библиографического списка литературы по изученной теме); 2) основная часть (включает в себя логичное и последовательное изложение материала); 3) заключение (подводятся итоги, формулируются выводы и обобщения, подчеркивается значение этой проблематики в современном обществе, выделяются основные проблемы и пути их решения). Немаловажной частью здесь будут различные приложения: схемы, таблицы, иллюстрации и др.
В то время как доклад является конкретным изложением, реферат представляет собой обобщение информации. Реферат может быть основан на одном или нескольких источниках, которые освещаются в реферате в виде обобщения материала источников. При этом реферат подразумевает обязательное наличие нескольких точек зрения на поставленный в реферате вопрос. На основании этих точек зрения должен быть сделан собственный вывод. Доклад предполагает конкретный развернутый ответ на заданную тему, обычно основан на одной точке зрения. При этом доклад делается ка выступление, а реферат обычно предоставляют в письменной форме. Исключение составляет выступления с рефератами на семинарах.
Критериями оценки реферата являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению.
Оценка «отлично»ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «хорошо» ¾ основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
Оценка «удовлетворительно» ¾ имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы.
Оценка «неудовлетворительно» ¾ тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат не представлен вовсе.
Рекомендуемая тематика рефератов (докладов) по курсу приведена в таблице 2.
Таблица 2 ― Темы рефератов (докладов),