Этапы развития методов управления проектами
Область применения и методы | Годы | ||||||
Техника сетевого планирования | + | + | + | + | + | + | + |
Организация работ над проектом | + | + | + | + | + | + | |
Системное планирование проекта | + | + | + | + | + | ||
Логистика | + | + | + | + | + | ||
Разработка специальных пакетов прикладных программ | + | + | + | + | + | ||
Методы реструктуризации проекта | + | + | + | + | + | ||
Системное управление функциями | + | + | + | + | |||
Системное управление подсистемами | + | + | + | + | |||
Системное представление о фазе закрытия проекта и эксплуатационной фазе | + | + | + | + | |||
Управление специальными, в том числе особо сложными, проектам | + | + | + | + | |||
Формирование объектно-ориентированных структур управления | + | + | + | ||||
Управление рисками | + | + | + | ||||
Разработка целостной теории управления психологическими аспектами управления проектами | + | + | + | ||||
Методология формирования команд проектов | + | + | |||||
Системное представление о дисциплине "Управление проектами" | + | ||||||
Философия управления проектами | + |
Методы управления проектами позволяют:
• определить цели проекта и провести его обоснование;
• выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
• определить необходимые объемы и источники финансирования;
• подобрать исполнителей, в частности, через процедуры торгов и конкурсов;
• подготовить и заключить контракты;
• определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
• рассчитать смету и бюджет проекта;
• планировать и учитывать риски;
• обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Дадим определение (наиболее общее, но не единственное) сущности управления проектами, отличающееся от предложенного Институтом управления проектами (США) [8] несколько большей строгостью.
Рис. 1.1.5. Графическое представление сущности управления проектами
Управление проектами — методология (говорят также — искусство) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
Представляет интерес так называемая "процессная" концепция управления проектами, получившая распространение на Западе (рис. 1.1.6). Суть ее состоит в том, что сложная интегрированная природа УП описывается через процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи. В данном случае под процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией функций управления.
Базовые варианты схем управления проектом
Различают следующие варианты схем управления проектом: "Основная" система. Руководитель (менеджер) проекта — представитель ("агент") заказчика финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. Им может быть любое юридическое или физическое лицо — участник проекта, имеющее лицензию на профессиональное управление. В этом случае менеджер проекта обеспечивает координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проекта (кроме заказчика) не состоит.
Рис. 1.1.6. Классификация процессов управления проектами
Преимущество системы — объективность проект-менеджера, недостаток — риск за результаты проекта целиком возлагается на заказчика.
Система "расширенного управления". Руководитель (менеджер) проекта несет ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним, заказчиком и участниками проекта. Как и в "основной" системе, им может быть любое юридическое или физическое лицо — участник проекта, имеющее лицензию на профессиональное управление и способное отвечать по своим обязательствам перед заказчиком. Проект-менеджер управляет проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу. В этом случае риск возлагается на менеджера проекта в пределах контрактных условий.
Система "под ключ". Руководитель (менеджер) проекта — проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт "под ключ" с объявленной стоимостью проекта.